Кировская область
Ислам в Кировской области
Из всех регионов Поволжья Кировская область относится к числу тех, куда ислам пришел относительно поздно. В период расцвета Волжской Булгарии, последовавшего после принятия ею ислама в качестве официальной религии, происходит проникновение булгарских купцов в этот регион, населенный преимущественно финнами - марийцами и удмуртами. Как и в других местах совместного булгаро-финского проживания распределение населения подчиняется одной и той же схеме - мусульмане -булгары в городах, ремесленно-торговых слободах и факториях, в плотном финском сельском окружении. Предметом булгарской торговли здесь были ремесленные изделия - гончарная продукция, металлобработки, в т.ч. столь полюбившиеся финнам поясные накладки, ювелирные изделия. Обратно шли меха и продукция пчеловодства, перепродаваемые булгарами на рынках Востока. В некоторых местностях этот обмен был настолько интенсивным, что местное финское население отказалось от собственного производства керамической посуды. Остатки упомянутых булгарских поселений найдены в Кировской области.
Новое массовое продвижение в регион мусульманского (ногайского и, возможно, булгарского) начинается в XIV в. с образованием Каринского княжества. Удел пожалован Иваном Калитой шибанскому царевичу Кара-беку (Кари-хану), вероятно, в 1375 г. Этносоциальная структура княжества отличалась сложностью: социальную верхушку представляли арские князья, а низшие слои состояли из удмуртов и предков бесермян. Политич. ориентация князей Каринского княжества была не устойчивой. Они сдерживали набеги вятчан на русские земли, участвовали в военных экспедициях московских князей, оказывали помощь в покорении Казани в 1552 г., но в то же время иногда переходили на сторону суздальско-новгородских князей и Казанского ханства. К сер. XV в. у них установились прочные контакты с «ватаманами» вятчан. Долгое время за мусульманскими феодалами Каринского княжества сохранялось право собирать пошлину с местного удмуртского и бесермянского населения, власть русских наместников на земли и население княжества не распространялась.
После падения Казанского ханства и усмирения восстаний нерусских народов Ср. Поволжья служба арских князей Москве утратила свое значение. Жалованной грамотой 1588 г. царь Федор Иоаннович «отвел» каринских и верхочепецких удмуртов от каринских мурз «судом и всяким доходом». Однако под влиянием традиций каринские татары на протяжении XVII в. продолжали исполнять среди удмуртского населения обязанности толмачей и стряпчих, старост удмуртских долей. Потомки каринских татар до сих пор проживают в Кировской области и в Удмуртии и продолжают сохраняться как самобытная этническая группа.
В советское время татарское население пограничных с Татарстаном Вятско-Полянского, Малмыжского и Кильмезьского районов значительно выросло за счет бежавших сюда от раскулачивания и репрессий, главным образом из Кукморского и Арского районов Татарстана. Потомки этого населения бережно хранят традиции предков и тщательно их соблюдают даже в мелочах.
Большая часть мечетей Кировской области на юге региона (в вышеупомянутых районах), а также в самом Кирове (построена в 1909 г.).
Ахмад Макаров