закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Костромская область / История региона
    

Костромская область

По документам Разрядного приказа, Татарская подгородная слобода Костромы на бер. Волги у Черной речки была основана в 1680 г.: сюда по царскому указу пересилили из Романовского уезда (см. Романовский улус) 208 чел., поскольку «они в православную веру не крестились». В 1686 г. костромской воевода Ф.И. Чемоданов пересмотрел всех переселенцев «на лицо» и определил, что под Костромой проживает 44 романовских мурз и татар, 20 вдов, 51 вдова с детьми и 105 зависимых людей, всего 220 чел. Самыми богатыми были семьи Юсуповых, Кутумовых, Шайдаковых. Татары получали «кормовые деньги» и компенсации за оставленные в Романовском уезде поместья. В 1721 г. в Костроме значится 26 дворов (60 чел. в окладе) костромских слободских татар, «которые после мурз люди» из Романова.

Категорически отказавшиеся принять христианство романовские служилые татары численностью 128 чел. были окончательно переселены из Романова в Татарскую слободу Костромы указом от 13.12.1760 г., многие из них принадлежали к роду ногайских мурз. В мае 1767 г. во время путешествия по Волге Кострому посетила императрица Екатерина II, которая повелела местному воеводе Малыгину «иметь собственное смотрение и попечение о нуждах и просьбах татар» этой слободы. После учреждения Костромской губ. татары в 1779 г. вошли в разряд казенных крестьян. В 1780 г. в Татарской слободе открылась мечеть.

В качестве быв. гос. крестьян костромские татары составляли отдельное сельское общество в Гридинской волости Костромского уезда. В 1811 г. татар в Костроме было 204 чел. По переписи 1867 г., в этом обществе числились 159 мужчин и 140 женщин, в 1874 г. – 189 и 176 соотв. в 73 домах. Дома располагались вдоль берега Волги, с двух сторон главной улицы слободы. В сер. Татарской слободы возвышалась деревянная мечеть, которая была издалека заметна для плывущих на пароходах по Волге. На вост. стороне гребня было расположено мус. кладбище. Слободе принадлежало 296 десятин, из них 225 десятин пахотной и ок. 15 – сенокосной земли; остальная земля была непригодна для хозяйственных нужд.

С 1847 г. на протяжении более полувека мударрисом и затем имамом м.о. являлся видный религиозный деятель Российской империи Т. Сафаров, имевший к концу жизни более 8 гос. наград. В 1886 г. в Татарской слободе по адресу: ул. Нариманова, 33 было открыто медресе. Обучение в нем было бесплатным и проводилось ежедневно местным имамом. Преподавались законы шариата, арифметика, чистописание (арабский алфавит) и языки – турецкий и арабский (чтение и письмо). Учебное заведение посещали 25 мальчиков в возрасте от 6 до 15 лет. Жена имама обучала на дому до 10 девочек законам шариата и счету

В кон. ХIХ – нач. ХХ вв. костромские татары были заняты в хлебопашестве, многие промышляли торговлей, рыбной ловлей, в городе на конных повозках занимались перевозкой грузов, были рабочими на пароходах. К кон. ХIХ в. Татарская слобода расширилась, появились 2-этажные дома, строились роскошные конюшни. Особо зажиточными были семьи Женодаровых, Булатовых, Бильгильдеевых, Курочкиных, Сиушевых, Кыдыбердиевых. Семья Маметьевых имела несколько барж и буксирных пароходов, табун из 50 и более лошадей. Табун лошадей имел и др. зажиточный татарин Исхан Космасов, торговавший кумысом из кобыльего молока.

В 1902 г. татары составляли 525 чел. в 86 домах Татарской слободы. В нач. ХХ в. в связи с индустриальным строительством в Кострому прибыли значительные группы татар из Казани и Казанской губ., из р-на Касимова и др.

В 1916–18 гг. в Костромской губ. находилось 246 офицеров и 219 нижних чинов военнопленных турецкой армии, в т. ч. непосредственно в самой Костроме – 83 офицера и 80 нижних чинов. В документах упоминаются врач лазарета г. Битлис (восток Турции) полковник Челяби Мустафа, мулла 10-го пехотного полка Абдурахман Абдулла, капитаны Сулейман Бажан и Али Риза Гасим, поручик Хасан Хамид и др. Среди них был и С. Нурси, впоследствии выдающийся мус. богослов. Военнопленных турок местные мусульмане под свою ответственность брали к себе в гости на выходные и в праздничные дни, а С. Нурси жил в Костромской мечети.

В первые послереволюционные годы костромские татары пытались найти общий язык с новыми властями. Так, в 1918 г. Совнаркомом народного хозяйства Костромской губ. был зарегистрирован устав Мус. извозо-промышленного товарищества, учредителями которого были мусульмане Татарской слободы – Измаил Назиров Булатов, Баймет Назиров Булатов, Файзулла Гайнутдинов Булатов, Алей Бадамшин Булатов, Мухомед Даудов Курочкин и др. Позднее был учрежден Мус. сельский Совет Гридинской волости Костромского уезда, существовавший еще в 1930 г.

Однако в кон. 1920-х гг. укрепившаяся сов. власть начала наносить удары по религиозной жизни. В марте 1929 г. власти выселили из квартиры, предназначенной для имамов, муллу Рахманкулова. В феврале 1930 г. была закрыта мечеть в Татарской слободе, которая далее использовалась как изба-читальня и клуб; минарет был сломан (окончательно снесена в 1953 г.). Впоследствии основную консолидирующую роль в жизни м. о. играли неофициальные имамы Костромы советского времени, которые вплоть до 1990-х гг. на частных квартирах возглавляли коллективные намазы, проводили меджлисы, организовывали похороны по мус. обрядам. Весомым, хотя и не декларируемым аргументом членов м. о. перед властями в возможности нелегально сохранять религиозную обрядность являлось активное участие костромских мусульман в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.

20.04.1992 г. было возрождено Мус. религиозное объединение (МРО) Костромы и области, председателем которого стал М. Х. Хайрутдинов (до 1994 г.), первым имам-хатыбом (с 12.04.1995 г.) – И. М. Хайрутденов. 7.12.1995 г. администрация города предоставила членам МРО ветхое здание быв. клуба фабрики «Ременная тесьма», где после проведенного собственными силами ремонта разместилась Костромская мечеть. 16.04.1998 г. городской Думой Костромы было вынесено решение о безвозмездной передаче этого здания в собственность МРО, а 27.04.1999 г. администрация Костромы предоставила в адрес МРО Костромы в бессрочное пользование земельный участок под этим зданием.

В 1997–99 гг. 4 костромских мусульманина впервые после долгих лет запретов совершили хадж. 15.07.1999 г. впервые в Костроме стала издаваться мус. газета «Ислам», что явилось началом издательской деятельности мусульман Костромы.

4.05.2003 г. усилиями руководства ДУМЕР и членов МРО Костромы (председателя Х. С. Зарипова, имам-хатыбов Марата Жалялетдинова и Табриза Нурутдинова и др.) началось строительство новой, двухэтажной Мемориальной мечети в Костроме.

Заметное участие в жизни МРО принимают активисты азербайджанской (Шаик Багиров, Тохид Абдуллаев, Натик Багиров, Сарван Гулиев), чечено-ингушской (Умаров Хасан Делилович, Мизаев Иса Ибрагимович, Баширов Султан Русланович), дагестанской (Шамиль Магомедалиев) и др. этнических общин. Общая численность членов м.о., по данным переписи 2002 г., достигает 7,2 тыс. чел. (татары – 2,7 тыс., азербайджанцы – 1,5 тыс., чеченцы – 0,5 тыс. и др.). В то же время руководители МРО оценивают численность мусульман области в 15 тыс. чел. Помимо собственно Костромы, значимые общины проживают в Галиче (см. Мус. община Галича), Нерехте и др. городах области.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.