закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


19 апреля 2013 12:16   Костромская область 

Мусульманская община Костромской области

Эскиз мечети в Костроме
Эскиз мечети в Костроме

Мусульманская община Костромской области имеет не только богатую и славную историю, но и не менее интересное настоящее. Беря свое начало от Татарской подгородной слободы, основанной в XVII веке переселенцами из Романова и Ярославля, мусульманская община успешно развивается и на современном этапе. Одним из залогов ее стабильного существования в царский период был высокий социальный статус и уровень материального благополучия. Во многом это явилось следствием неоднократного участия романовских и ярославских предков костромских татар в военных кампаниях Московской Руси, в том числе ранних Романовых.

В конце ХIХ – начале ХХ века костромские татары были заняты в хлебопашестве, многие промышляли торговлей, рыбной ловлей, в городе на конных повозках занимались перевозкой грузов, были рабочими на пароходах.

К концу ХIХ столетия Татарская слобода расширилась, появились двухэтажные дома, строились роскошные конюшни. Особо зажиточными были семьи Женодаровых, Булатовых, Бильгильдеевых, Курочкиных, Сиушевых, Кыдыбердиевых. Семья Маметьевых имела несколько барж и буксирных пароходов, табун из 50 и более лошадей. Табун лошадей имел и другой зажиточный татарин Исхан Космасов, торговавший кумысом из кобыльего молока. В начале ХХ века в связи с индустриальным строительством в Кострому прибыли значительные группы татар из Казани и Казанской губернии, из района Касимова и т.д.

В 1916–1918 годах в Костромской губернии находилось 246 офицеров и 219 нижних чинов военнопленных турецкой армии, в том числе непосредственно в самой Костроме – 83 офицера и 80 нижних чинов. В документах упоминаются врач лазарета г. Битлис (восток Турции) полковник Челяби Мустафа, мулла 10‑го пехотного полка Абдурахман Абдулла, капитаны Сулейман Бажан и Али Риза Гасим, поручик Хасан Хамид и другие. Среди них был и Саид Нурси – впоследствии выдающийся мусульманский богослов. Военнопленных турок местные мусульмане под свою ответственность брали к себе в гости на выходные и в праздничные дни, а Саид Нурси жил в Костромской мечети.

После революционных событий 1917 года прежде высокий социальный статус костромских татар скорее повредил им, нежели сослужил службу. Начался период репрессий и нелегального существования мусульманской общины. В первые послереволюционные годы костромские татары пытались найти общий язык с новыми властями. Так, в 1918 году Совнаркомом народного хозяйства Костромской губернии был зарегистрирован устав Мусульманского извозо-промышленного товарищества, учредителями которого были мусульмане Татарской слободы – Измаил Назиров Булатов, Баймет Назиров Булатов, Файзулла Гайнутдинов Булатов, Алей Бадамшин Булатов, Мухомед Даудов Курочкин и др. Позднее был учрежден Мусульманский сельский Совет Гридинской волости Костромского уезда, существовавший еще в 1930 году.

Однако в конце 1920-х годов укрепившаяся советская власть начала наносить удары по религиозной жизни. Такая политика велась по всей стране, и Кострома не стала исключением. В марте 1929 года власти выселили из квартиры, предназначенной для имамов, муллу Рахманкулова. В феврале 1930 года была закрыта мечеть в Татарской слободе, которая далее использовалась как изба-читальня и клуб; минарет был сломан (окончательно мечеть снесена в 1953 году). Впоследствии основную консолидирующую роль в жизни мусульманской общины играли неофициальные имамы Костромы, которые вплоть до 1990-х годов на частных квартирах возглавляли коллективные намазы, проводили меджлисы, организовывали похороны по мусульманским обрядам. Весомым, хотя и не декларируемым аргументом членов мусульманской общины перед властями в возможности нелегально сохранять религиозную обрядность являлось активное участие костромских мусульман в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Как и прежде, участие в военных кампаниях и государственном строительстве обеспечило сохранение, хоть и полулегальное, религиозных обрядов.

С крахом коммунизма началось возрождение мусульманской общины. 20 апреля 1992 года было возрождено Мусульманское религиозное объединение (МРО) Костромы и области, председателем которого стал М.Х. Хайрутдинов (до 1994 г.), первым имам-хатыбом (с 1995 г.) – И.М. Хайрутденов. 7 декабря 1995 года администрация города предоставила членам МРО ветхое здание бывшего клуба фабрики «Ременная тесьма», где после проведенного собственными силами ремонта разместилась Костромская мечеть. 16 апреля 1998 года городской думой Костромы было вынесено решение о безвозмездной передаче этого здания в собственность МРО, а спустя год администрация города предоставила земельный участок под этим зданием в бессрочное пользование МРО Костромы.

В 1997–1999 годах 4 костромских мусульманина впервые после долгих лет запретов совершили хадж. 15 июля 1999 года впервые в Костроме стала издаваться мусульманская газета «Ислам», что явилось началом издательской деятельности мусульман области.

Заметное участие в жизни МРО принимают активисты азербайджанской (Шаик Багиров, Тохид Абдуллаев, Натик Багиров, Сарван Гулиев), вайнахской (Хасан Умаров, Иса Мизаев, Султан Баширов), дагестанской (Шамиль Магомедалиев) и других этнических общин. Общая численность членов мусульманской общины, по данным переписи 2002 года, достигает 7,2 тысяч человек (татары – 2,7 тысячи, азербайджанцы – 1,5, чеченцы – 0,5 тысяч и др.). В то же время руководители МРО оценивают численность мусульман области в 15 тысяч человек. Помимо собственно Костромы, значимые общины проживают в Галиче, Нерехте и других городах области.

4 мая 2003 года усилиями руководства ДУМЕР и членов МРО Костромы (председателя Х.С. Зарипова, имам-хатыбов Марата Жалялетдинова и Табриза Нурутдинова и др.) началось строительство новой, двухэтажной Мемориальной мечети в Костроме в память о мусульманах, погибших во время Великой Отечественной войны. Однако на определенных этапах возник целый ряд сложностей и проблем. Строительство было объявлено незаконным, хотя в церемонии закладки первого камня мечети принимали участие первые лица области и города. Поскольку ситуацию не удалось разрешить на местном уровне, потребовалось экстренное вмешательство аппарата ДУМЕР и лично председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина.

В декабре 2012 года шейх Равиль Гайнутдин побывал с рабочей поездкой в Костромской области; главной темой визита стало продолжение строительства Костромской Мемориальной мечети. В поездке муфтия сопровождали заместители Дамир Мухетдинов, Дамир Гизатуллин, Рафик Фаттахетдинов и другие руководящие сотрудники ДУМЕР. Встретившись с активом МРО Костромы и проинспектировав ход строительства мечети, шейх Равиль Гайнутдин встретился с губернатором Костромской области Сергеем Ситниковым. По итогам этой встречи было достигнуто взаимопонимание по вопросу завершения строительства мечети.

В феврале 2013 года в Костроме прошли общественные слушания, на которых было принято решение завершить строительство мечети. 28 марта глава города В.В. Емец подписал соответствующее постановление, в котором, в частности, указано, что продолжение строительства мечети будет вестись в соответствии с утвержденным ранее проектом. Официальный документ о разрешении завершить строительство, подписанный главным архитектором города, поступил в мусульманскую общину Костромы 1 апреля.

«…В самое ближайшее время мы возобновим строительные работы. Надеемся, что сможем полностью завершить строительство в течение полутора-двух лет», – сообщил имам МРО Костромы Марат Жалялетдинов. От имени мусульманской общины города и области Марат-хазрат выразил благодарность шейху Равилю Гайнутдину, который лично принял участие в разрешении спорных вопросов по возведению мечети, а также аппарату ДУМЕР.

Продолжение строительства Костромской мечети станет важным этапом в празднованиях по случаю 400-летия дома Романовых в Костроме. Костромские мусульмане и их предки всегда были опорой страны, и возобновившееся строительство мечети лишний раз подчеркивает двуединый характер российской государственности.

В тексте использованы материалы А.Г. Валиулина из энциклопедического словаря «Ислам в центрально-европейской части России» (Москва – Н. Новгород: ИД «Медина», 2009) и сайта «Мусульмане России» (DumRF.ru).

Ахмад Макаров

 

Всероссийская газета мусульман – апрель 2013 - № 4 (210)

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.