Татарская община Гатчинского р-на
Татарская община Гатчинского р-на – одна из самых заметных групп в составе мус. общины Ленинградской обл.
Достоверно говорить о появлении в Гатчине постоянных поселенцев-татар можно с павловской эпохи. С целью увеличения числа жителей принадлежавшей ему Гатчинской Мызы Павел I в его бытность наследником престола за небольшую плату раздавал участки земли дворянам, купцам, придворнослужителям, цеховым (ремесленникам), солдатам, вольным крестьянам; при случае даже поощрял наиболее рачительных хозяев. В распоряжении главноуправляющего Гатчинским имением барона Карла фон Борка от 14.07.1795 г. асессору счетной экспедиции волостной конторы о выдаче денежной награды группе рядовых гатчинской инвалидной команды, купивших дом в Мариенбурге (исторический р-н Гатчины), упомянут Абдул Булгаков – вероятно, один из первых татар, поселившихся в Гатчине еще в догородской период.
Др. документ, где упоминается гатчинский домовладелец из татар, – прошение от 17.10.1797 г., поданное в Гатчинское городовое правление от имени мушкетера лейб-гвардии Измайловского полка Мустая Муртазина. После упразднения города Рожествен (Рождествено) в 1797 г. к Гатчине было причислено 18 купцов и 62 мещанина, обязавшиеся переселиться на новое место до 1802 г., в т. ч. Самуила Алымов. В мае 1865 г. в Гатчинский городовой госпиталь поступил быв. солдат Аслекбаким Булатов, происходивший из крестьян Ставропольского уезда Самарской губ.
Небольшой рост т. о. начался после отмены крепостного права. По переписи населения Гатчины, проведенной Дворцовым управлением в 1893 г., жителей-татар насчитывалось 21 чел., а по Всерос. переписи 1897 г. – 32. Большинство из них входило в состав первого мус. прихода СПб. Самым именитым из татар в Гатчине нач. XX в. был Изатулла (Изетуль) Тимендерович Байбуров, происходивший из крестьян Касимовского уезда, который имел буфет на одном из вокзалов Гатчины, дачу в дер. Мал. Загвоздке, входившей в Гатчинскую волость. Он был избран санитарным попечителем волости, принимал участие в предварительном съезде состоятельных гатчинцев по избранию уполномоченных в уездный съезд землевладельцев по выборам в I Госдуму. Из др. именитых татар в Гатчине того времени был владелец магазина готового платья на Малогатчинской, 10 (ныне ул. Соборная) Кафитулла Сейфуллин, родом из крестьян Сергачского уезда Нижегородской губ.
Основная группа татар появилась в р-не в 1920–30-х гг. из Сергачского р-на Нижегородской обл., спасаясь от раскулачивания и присоединяясь к своим родственникам, осевшим в Гатчине еще до революции. Они занимались разл. подсобными работами, мелкой торговлей, отличались честностью, аккуратностью, трудолюбием, трезвостью. Вероятно, в тот же период в Гатчине возник такой топоним, как Татарский переезд (продолжение ул. Волкова) через ж/д пути недалеко от въезда в Гатчину со стороны СПб.
В советское время т. о. все более увеличивалась, особенно после Великой Отечественной войны. По пятницам члены т. о. коллективно посещали Соборную мечеть в Ленинграде. Местные муллы и их жены обучали молодых культурным и религиозным традициями татарского и башкирского народов. Ок. 30 лет, до 1972 г., гатчинскую татарскую общину возглавлял выходец из Казанской губ. Мутугулла Хаметов, после его смерти – Абдулла Хисамединов.
По переписи 1979 г., в Гатчинском р-не проживало 990 татар; в 1989 г. – 1119 чел., из них в самой Гатчине – 469 чел. По данным 2002 г., общая численность татарского населения Гатчинского р-на – 1400 чел.
С кон. ХХ в. гатчинские татары активно участвовали в жизни татарской общины Ленинграда – СПб. В 1999 г. было создано местное татарское нац.-культурное общество в Гатчине «Юлдаш» («Попутчик»). Группа активистов (Л. З. Нурутдинова, К. М. Курмакаев, В. Г. Миндибаева и др.) во главе с председателем Ф. Б. Жалеевым разработала устав, провела первое организационное собрание, а в 2000 г. общество было зарегистрировано в управлении юстиции Ленингр. обл.
Задачи общества: консолидация усилий татар и башкир с целью возрождения татарской, башкирской культурных традиций; развитие обществ. активности и самодеятельности граждан, оказание взаимопомощи; ведение культурно-просветительской работы, изучение родного языка и культуры ислама; воспитание культуры межнац. отношений, укрепление дружбы и взаимопомощи между представителями разл. национальностей; организация помощи пожилым, организация похорон по мус. обряду, уход за местами захоронений.
Гл. цель, которую ставит перед собой общество, – сплотить людей, а также напомнить им об основных жизненных принципах ислама (высокие морально-нравственные устои в семье и обществе, запрет азартных игр и алкоголя, уважение к старшим, милосердие к слабым, уважение к гос. законам).
Сегодня члены общества регулярно собираются в местном Доме культуры для проведения меджлисов в дни Курбан-байрама и Ураза-байрама; ежегодно участвуют в обряде жертвоприношении. Активные участники всех мероприятий общества – семьи Курмакаевых, Батыршиных, Касимовых, Ф. Б. Жалеев, А. Жалилов, И. Б. Норов, Р. Шамшутдинов, Р. Соболева, Ф. Фассахов и др. Одна из задач общества – работа с молодежью и людьми среднего возраста (организация вечеров знакомств, встреч, праздников и концертов, изучение татарского и арабского яз. и основ ислама).
Общество существует на средства спонсоров. На данный момент у общества нет своего офиса, а в г. Гатчина нет своего имама. Мус. кладбище в Гатчине существует с 2001 г., в 2006 г. на нем было построено здание в восточном стиле (площадью ок. 40 кв. м) для оказания ритуальных услуг, в т. ч. проведения похоронного намаза-джаназа.
Энциклопедический словарь «Ислам в Санкт-Петербурге»