закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Республика Дагестан / История региона
    

Республика Дагестан

Дагестан непосредственно соприкоснулся с исламом в VII в., при втором праведном халифе Омаре (634–644). Тогда еще даже не была завершена работа по составлению окончательного свода текстов Корана. По арабским источникам, в Дагестане в то время существовало множество «царств»: Лагз, Табасаран, Зирихгеран, Хайдак, Гумик, Серир, Джидан. В ходе разгрома персидской империи династии Сасанидов халиф Омар поручил полководцу Сураке ибн Амру совершить поход на правителя Аль- Баба – «Ворот», т. е. Дербента. В 22  г. по мусульманскому летоисчислению (642–643) его войска подошли  к древнему  городу, и правитель Дербента Шахрбараз вынужден был подчиниться им при особых данных ему  гарантиях.

Окончательно мусульмане у крепились в Дербенте в VIII в., сделав его своим  городом-крепостью на северных  границах халифата и опорным пунктом для подготовки дальнейшего продвижения ислама на север. С этого времени началось распространение политической власти мусульман сначала на Южный, а затем на Центральный и Северо-Западный Дагестан.

Закрепление исламской идеологии среди дагестанских народов заняло не менее 900 лет. Начальный этап распространения исламской религии и арабского языка в Дагестане был отмечен рядом  крупных переселенческих  кампаний арабских племенных  групп на территорию Дагестана, в особенности в период арабо-хазарских войн. Со второй половины VII и в течение всего VIII в.  крупный  контингент арабских войск и специально переселенного арабо-язычного населения обосновался в  городе Дербенте и на прилегающих  к нему землях. Согласно имеющимся источникам, в первой четверти VIII в. арабский полководец Маслама переселил в Дербент 24 тыс. семей арабов. Практика переселений этнических арабов в Дагестан продолжалась и в последующем. Так, в середине VIII в. в этот регион из Сирии, Месопотамии и других мест переселились 7 тыс. мусульман с семьями,  которые обосновались в построенных ими недалеко от Дербента  крепостях. 

К началу IX в. походы арабов на Дагестан прекратились. К этому времени Арабский халифат уже не представлял собой единого целого. На огромных пространствах, завоеванных мусульманами, складывались самостоятельные исламские монархии. К середине Х в. прекратил существование и Хазарский  каганат. В  конце XI в. Дербенту удалось отстоять свою независимость в ходе нашествия турок-сельджуков и даже выделиться в самостоятельное мусульманское  княжество со своей династией. К этому времени Дербент превращается в  крупный центр исламской учености. Но и тогда  граница исламского мира,  по мнению некоторых ученых, проходила не далее чем в 20–25  км от Дербента.

С середины Х в. начинается переломный этап исламизации Дагестана, изменились ее темпы и масштабы. Новые тенденции наблюдались на фоне и под воздействием завоевательных походов сначала сельджуков, затем монголов и, наконец, Тамерлана. Местная династия мусульманских правителей Дербента оставалась у власти почти полтора века и пала под ударами монголов в 1239  г. В течение XI–XII в. ислам принимают народы высокогорного (Южного и Центрального) Дагестана. Есть свидетельства строительства мечетей в селениях Каракюре, Цахур, Ихрек, Гельмец, Фите, Кумух и др.

Качественные перемены в ходе исламизации в Дагестане моли быть связаны с появлением здесь политических образований нового типа – самостоятельных и самоуправляющихся  городов-государств – джамаатов. Они образуются путем объединения жителей нескольких мелких  клановых поселений в единое и сплоченное целое. Именно с этого времени по мере распространения в  горах политических образований джамаатского типа ислам в Дагестане превращается в  господствующую систему религиозно-идеологических представлений. Каждый джамаат состоял из нескольких (от трех–шести до нескольких десятков) отдельных родовых  группировок – тухумов. Джамаат, обладавший неделимым суверенитетом,  жестко отделял своих  граждан от всех посторонних. Сословия профессиональных священно-служителей не было.

В XIV в. понятие «Дагестан» складывается и закрепляется в сознании образованных дагестанцев и внешних наблюдателей  как своеобразное  геополитическое и социокультурное целое, отличное от окружающего мира. Это отражено в многочисленных письменных источниках того времени.

В начале XVI в. Дагестан попадает в сферу политического влияния сначала сефевидской Персии, а со второй половины XVI в. – турецких султанов. С самого начала и на протяжении всего XVII в. наибольшую угрозу для Дагестана представлял сефевидский Иран. В 1606 г. шах Аббас I занял Дербент, и с этого времени начались непрерывные завоевательные походы шиитов вглубь Дагестана. Однако внутриполитическая жизнь дагестанских джамаатов оставалась незыблемой. XVI–XVII вв. считаются временем бурного распространения в Дагестане арабской письменности, языка, развития местной литературы на арабском языке. Сохранились сведения о  крупных центрах исламской учености того времени (Дербент, Ахты, Кумух, Согратль, Усиша, Муги и др.). Сформировалось и арабское письмо на местных языках – аджам. Есть многочисленные сведения о переписанных в Дагестане  книгах известных мусульманских ученых в области  грамматики,  космографии, логики и правоведения. Создавались произведения, в  которых фиксировались события местной истории.

В начале XVIII в. усилилось сопротивление дагестанцев иранским вторжениям. Религиозному деятелю из Южного Дагестана мулле Хаджи-Дауду удалось организовать и возглавить широкое движение против персов. Именно в этот исторический момент,  когда Дагестан в очередной раз выступил против иноземцев с юга, впервые на местной политической сцене появляется новая могущественная сила с севера – Россия,  которая теперь также вступает в борьбу за  контроль над этими землями.

Этот драматический период в истории Дагестана совпал с бурным расцветом здесь арабо-мусульманского образования и литературного творчества. По мнению некоторых исследователей,  ни в одной из неарабских стран местная литература на арабском языке не имела столь сильного распространения и жизненности,  как в Дагестане. Апогеем же развития арабоязычной литературы считается период конца XVIII середины XIX вв.  Он отражает известное движение мюридизма на Кавказе и, особенно, долголетнюю борьбу с царским правительством третьего имама – знаменитого Шамиля. В это время, около середины XIX века, местная арабская литература  создает свои  крупнейшие произведения, приобретает особое разнообразие и  количественное богатство.

В начале XIX в. Россия утверждает свою власть в Дагестане. Репрессивные конфискации земель «в  казну» с последующей передачей их тем,  кто выказывал  готовность служить новым правителям, стали разрушать устои традиционной системы общественно-политических отношений  горцев. Правление, чуждое местным традициям, вызвало рост массового сопротивления, что, в  конце  концов породило мощное общественно-политическое движение, получившее в истории название мюридизма.

Мюридизм оказался производным от суфийского братства накшбандийа,  которое впервые сложилось на дагестанской земле в атмосфере разложения джамаатских форм жизни в начале XIX в. Верховным шейхом этого тариката стал Магомед из джамаата Яраг в Южном Дагестане. Первоначально обращения муллы Магомеда  к народу носили характер исключительно нравственных увещеваний. Движение мюридизма зарождалось в  качестве моральной реакции на разложение джамаатского общества, но оно приобрело и новое  качество – обернулось борьбой за политическое объединение всего Дагестана, Чечни под лозунгом очищения традиционных норм жизни (адатов) и утверждения шариата.

Длительная, 25-летняя борьба  горцев Дагестана и Чечни во  главе с имамом Шамилем против местных владетелей и могущественной Российской империи сделала Дагестан известным во всем образованном мире. После пленения Шамиля в 1859 г. царская администрация, с одной стороны, довершила дело Шамиля, объединив Дагестан в единое целое, учредив Дагестанскую область Российской империи, а с другой – в противовес мюридизму, отвергла шариат и сделала ставку на сохранение традиционной джамаатской модели с опорой на адаты. Шариатское право и тарикатские братства стали подвергаться  гонениям.

По мере роста активности общественных и революционных движений в царской России значение ислама в Дагестане только усиливалось. По данным переписи 1897 г., в Дагестанской области из 571 154 человек населения  грамотными были 52 826, из них арабский язык знали почти 40 тыс., т. е. более 75% всех  грамотных. По официальным данным, в 1914 г. здесь было 743 мактабов и медресе с более 7000 учащихся. В типографии Мавраева, образованной в 1903 г., в столице Дагестана Темир-Хан-Шуре (Буйнакске), за время ее существования было издано тысячными тиражами, помимо Корана, более 100 наименований различных религиозных  книг, написанных дагестанскими алимами на арабском и родных языках на основе арабской  графики. Много издавалось духовной исламской литературы, написанной местными авторами.

Источник: Кисриев Э. Ф. Ислам в Дагестане / Под ред. проф. А. В. Малашенко. – Москва: Логос, 2008.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.