Резолюция XII «Фаизхановских чтений»
РЕЗОЛЮЦИЯ
XII Международной научно-образовательной конференции
«Фаизхановские чтения»
на тему: «Мечеть как центр единения уммы, образовательной и социальной работы»
Нижний Новгород, 28 августа 2015 г.
Участники XII Международной научно-образовательной конференции «Фаизхановские чтения» (далее – Конференции), посвященной 70-летия Великой Победы советского народа над фашизмом и 100-летию Нижегородской соборной мечети, из числа представителей научной и педагогической общественности, духовных управлений мусульман, органов государственной власти и местного самоуправления, обсудив широкий спектр вопросов истории и современного развития мусульманского общества, предлагают следующие решения:
1. Считать выполненными все основные задачи, которые ставились организаторами конференции, особо подчеркнув важность ее проведения в рамках реализации плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2014–2016 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 815-р (далее - план мероприятий), и Комплексной Программы содействия развитию религиозного (мусульманского) образования в период 2005–2015 гг., принятой Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) 15 ноября 2005 г.
2. Положительно оценивая сложившуюся в Нижегородской области - регионе со значительным количеством коренного мусульманского населения - практику взаимодействия мусульманских религиозных организаций, находящихся в юрисдикции Духовного управления мусульман Российской Федерации, и Правительства Нижегородской области, органов государственной власти и местного самоуправления, призвать всех участников этого процесса к дальнейшему активному сотрудничеству в целях развития, поддержания действующих и строительства новых мечетей как важнейших центров единения мусульманского сообщества, образовательной и социальной работы, общественной деятельности.
3. В целом давая высокую оценку деятельности Минобрнауки России в деле организации реализации плана мероприятий его основными участниками и исполнителями в лице светских и религиозных (исламских) вузов, рекомендовать добиваться еще большей эффективности работы, в том числе за счет унификации федеральных образовательных стандартов и программ, нацеленных на подготовку специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, привлекая к этой деятельности создаваемые на федеральном уровне координационные органы.
4. Рассматривать как одну из приоритетных задач создание условий для интеграции усилий религиозного, педагогического, научного сообщества, государства, общества и семьи в сфере обеспечения эффективного функционирования и развития системы исламского образования, наращивания его патриотического, консолидирующего потенциала.
5. Считать целесообразным дальнейшее изучение роли мечетей на евразийском пространстве, ее отражение в рамках серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации – Ислам в странах СНГ», начало которой в 2007 году было положено словарем «Ислам на Нижегородчине». Рекомендовать ответственным редакторам серии продолжить работу по подготовке томов «Ислам в Башкортостане», «Ислам в Сибири и на Дальнем Востоке», «Ислам в Крыму» в рамках данного научно-исследовательского проекта.
6. Продолжить ежегодное проведение научных конференций в формате международных научно-образовательных «Фаизхановских чтений», опираясь на опыт их проведения, начиная с 2004 года.
7. Освещать с помощью ресурсов медиа-холдинга «Медина» и других СМИ деятельность российских мусульман в деле интеграции уммы с целью раскрытия позитивной роли мечетей в этом процессе. Широко использовать для этого возможности XI Международного мусульманского форума, который состоится в декабре 2015 г. в Турции, Стамбуле.
8. Подчеркнуть важность дальнейшей активизации просветительской, книгоиздательской деятельности, способствующей изучению и популяризации богословского, правового и культурного наследия мусульман России, а также способствующей внутреннему единству уммы.
9. Поддержать планы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Московского исламского института и других участников реализации плана мероприятий по подготовке к изданию трудов авторитетных в мусульманском сообществе современных богословов, а также авторов, ориентированных на воспитание веротерпимости и толерантности, профилактику экстремизма и радикализма.
10. Указать на необходимость дальнейшего выпуска религиозно-богословской и учебной литературы из серии «Ханафитское наследие» в целях унификации учебного процесса и подчеркивания роли ханафитского мазхаба в развитии традиций ислама в среде мусульман России и стран СНГ.
11. Содействовать продвижению идей паритетного преподавания в российских учебных заведениях основ мусульманской, православной, иудаистской и буддийской культур.
12. Развивать взаимодействие сотрудников централизованных и местных организаций мусульман с органами государственной власти, местного самоуправления, объединениями всех традиционных религий России, общественными организациями и СМИ в сфере образовательной и социальной работы.
13. Поддержать обращение Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Председателя Совета муфтиев России, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина к мусульманской общественности столицы Республики Татарстан, мэру г. Казани И.Р. Метшину и Казанской городской Думе с просьбой в целях восстановления исторической справедливости и признания заслуг нижегородского мурзы Якупа Салтаналеева, первого головы Казанской татарской ратуши, основателя и благотворителя мечети 2‑го прихода Казани, известной ныне как Апанаевская мечеть, в деле строительства мусульманского храма в Старой татарской слободе Казани установить на ее здании соответствующую мемориальную доску.
14. Рекомендовать проведение конкурсов научных работ молодых ученых, аспирантов, студентов с последующей публикацией лучших из них в сборниках трудов под названием «Малые Фаизхановские чтения».
15. Создавать и развивать проекты совместной деятельности духовных управлений мусульман со светскими учебными заведениями всех уровней по совершенствованию образования и воспитания подрастающего поколения. В качестве возможного образца рекомендовать договорные отношения в рамках проекта «Рухи мирас» («Духовное наследие») между ДУМ Нижегородской области и Нижегородским институтом развития образования, направленные на консолидацию усилий для развития этнокультурного и поликультурного образования в Нижегородской области, установление искреннего диалога и взаимопонимания между представителями разных национальностей и вероисповеданий.
16. Рекомендовать журналу «Исламская культура», предназначенного для педагогов средних школ России, активизировать освещение роли мечетей в культурной жизни российского общества и достижений исламской культуры и исламского образования в целом.