закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Нижегородская область

К началу XIII века земли в устье реки Оки населяли мордва и черемисы, по-видимому, находившиеся под «протекторатом» булгарских князей. Даже спустя 5 веков, в первой четверти XVII века, австрийский дипломат Герберштейн отметил, что живущий здесь народ черемисы (марийцы) занимает значительную часть территории.[1]. При военных походах русских князей на Волжскую Булгарию удобное место в устье Оки использовалось как место сбора для муромских и суздальских войск. В 1220 году великий князь Юрий Всеволодович провёл удачный поход на болгар, после чего в следующем году «решился укрепить за Русью важное место»[2] и основал город «на усть Окы».

Название города — Новгород, то есть «новый город», — привело историков к мысли о существовании некоего более раннего поселения. Гипотеза о «Старом городке» неоднократно поддерживалась историками, при этом высказывались версии о болгарском[3], мордовском-эрзя («Абрамов городок»[4] — эрз. Обран ош[5]) или русском («суздальский старый город»[6]) происхождении этого города. Делались попытки доказать идентичность «старого городка» с булгарскими городами Ошел, Бряхимов и Великим городом[7]. Археологические данные не поддерживают ни одну из гипотез[8], демонстрируя отсутствие каких-либо более ранних построек на территории Нижегородского кремля и в окрестностях Нижнего.

Относительно появления прилагательного «нижний», появившегося в названии города в более поздних летописных источниках, существует несколько предположений:

для отличия от Новгорода Великого и других Новгородов, поскольку город находился в «низовских землях»[9];
город находился ниже относительно «Старого городка», расположенного выше по Оке [10];
город находился вниз по Волге от Городца[11].

Основание Нижнего Новгорода стало началом активного расширения русского влияния на мордовские земли. В 1226 году братья великого князя Святослав и Иван успешно взяли несколько мордовско-эрзянских сёл, в сентябре 1228 года племянник великого князя Василько Константинович с воеводой Еремеем Глебовичем ходили на мордву, но вынуждены были вернуться из-за непогоды, а в январе следующего года великий князь Юрий с братом Ярославом, племянниками Константиновичами и муромским князем Юрием вторгся на территории эрзянского князя Пургаса (см. Пургасова Русь), но потерпел поражение[12]. В ответ Пургас в апреле того же года напал на город, но не смог его захватить, и больше подобных попыток со стороны мордвы не было.

Первая деревянно-земляная крепость занимала чрезвычайно выгодное военно-стратегическое положение на господствующей над слиянием Оки с Волгой горе Часовой и была хорошо защищена с одной стороны глубоким оврагом, с другой — крутыми обрывами-осыпями волжского берега. В первые годы в Нижегородском кремле были построены два белокаменных храма, в том числе Архангельский собор (1227), что свидетельствует об особой роли, на которую претендовал город в системе земель Владимиро-Суздальской Руси, однако монголо-татарское нашествие не дало этому сбыться.
[править] Феодальный период

Несмотря на отсутствие письменных источников[13], напрямую упоминавших судьбу Нижнего Новгорода при нападении монголо-татарского войска на Русь, маловероятно, чтобы город не был разрушен. В феврале 1238 года «Городец и его округа подверглись нападению одного из самостоятельно действовавших отрядов, рассыпавшихся по территории Владимирского великого княжества после взятия столицы[13]». Скорее всего, молодой Нижний Новгород совсем не имел сколько-нибудь значимой силы для обороны. По другой версии у города был сторожевой полк под руководством воеводы Еремея Глебовича, который участвовал в сражении под Коломной и был уничтожен[14].

На короткий отрезок времени в Нижнем Новгороде была установлена «вечевая республика» по типу Новгорода Великого.

В последней трети XIII века из состава Суздальского княжества выделилось Городецкое княжество, в подчинении которого находился и Нижний Новгород. Князем стал Андрей Александрович — третий сын Александра Невского. Княжество просуществовало недолго, в начале XIV века составлявшие его города отошли в подчинение Владимирскому великому князю.

В 1311 году противник владимирского великого князя Михаила Ярославича в борьбе за великокняжеский трон, московский князь Юрий Даниилович, захватил Нижний Новгород, где посадил на княжение своего брата Бориса. После смерти Бориса Даниловича (1320) на короткий период времени Нижний Новгород вновь оказался в подчинении великого княжества Владимирского. После того, как тверской князь Александр Михайлович, находящийся на великокняжеском престоле, поддержал восстание против ордынцев в Твери, хан Узбек призвал московского князя Ивана Калиту разорить Тверское княжество. К ним присоединился суздальский князь Александр Васильевич. После победы хан Узбек разделил великокняжеские владения, большую часть отдав московскому князю. Часть земель, включая бывшее Городецкое княжество, досталась Александру Васильевичу[15], а после его смерти в 1331 году — великому князю московскому Ивану Калите[16], который управлял им при помощи наместников.
[править] Столица Суздальско-Нижегородского княжества

В 1341 году после смерти Ивана Калиты хан Узбек разделил основные территории Северо-Восточной Руси. Часть, включавшая Нижний Новгород, Городец и Унжу, перешла во владение суздальского князя Константина Васильевича. Образовалось самостоятельное княжество, получившее название Суздальско-Нижегородского, которое занимало обширную территорию. На востоке его граница проходила по реке Суре, на юго-востоке и юге — по рекам Пьяна и Серёжа. На западе граница шла по правобережью Оки до Мурома, далее через низовья Клязьмы, включая в себя Суздаль и Шую. На севере границы княжества пересекали нижние течения рек Унжи, Ветлуги и Керженца. Основным опорным пунктом на востоке была крепость Курмыш, основанная в 1372 году. Вдоль границы стояли небольшие крепости-острожки, в которых жили пограничники. Остатки таких крепостей обнаружены по реке Пьяна в Бутурлинском и Сергачском районах.

В 1377 году ордынцы напали на Нижний Новгород. В битве при реке Пьяна русское войско потерпело тяжелое поражение от ордынского царевича Арапши. Дмитрий Константинович Суздальский, оставшийся без войск, бежал в Суздаль, нижегородцы — в соседний Городец. 5 августа 1377 года ордынские войска вошли в Нижний Новгород. Город был сожжён. Ещё через год, 24 июля 1378 года город был захвачен повторно.[17]

После Куликовской битвы ордынский хан Тохтамыш, в 1382 с большим войском пошёл к Москве. При приближении татарского войска к Нижнему Новгороду, князь Дмитрий Константинович, желая спасти свою землю от разорения, послал к нему своих сыновей Василия и Семёна, которые поехали с войском и уговорили Москву сдаться.
[править] Пограничный пост Московского государства
Нижний Новгород в первой половине XVII века (из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию», 1656)

В 1392 году сын Дмитрия Донского, внук (по матери) Дмитрия Суздальского, московский князь Василий I, получил ярлык на Нижегородское княжество и захватил Нижний Новгород. Окончательное присоединение Суздальско-Нижегородского княжества к владениям Москвы произошло в конце 1440-х годов.

В 1408 году город был опустошён во время вторжения темника Золотой Орды Едигея, в 1445 году взят войсками казанского хана Улу Мухаммеда.

При Иване III и Василии III город играет роль сторожевого поста, имеет постоянное войско и является местом сбора при походах на Казанское ханство. В это же время строится каменный кремль взамен существующего деревянного.
Строгановская Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке (Канавинский район), 1697 г.

В сентябре 1505 года под стенами Нижегородского кремля (в тот момент недостроенного) силами нижегородского гарнизона под руководством воеводы Хабара Симского было отражено нашествие ногайцев и казанских татар под предводительством казанского хана Мухаммед-Амина.[18]Войско нападавших имело 40 000 казанцев и 20 000 ногайцев[19]. Предводитель ногайцев, шурин Мухаммеда-Амина, был убит пушечным ядром, пущенным Федей Литвичем, после чего между ногайцами и татарами произошла резня и хан был вынужден снять осаду.

После похода Василия III на Казань в 1523 году основывается город Василь на реке Суре (ныне Васильсурск), к которому переходят пограничные обязанности, а с покорением Казани Иваном IV сторожевая роль Нижнего Новгорода становится незначительной.

В Смутное время несмотря на то, что вся страна охвачена вольницей, Нижний Новгород единственный наряду с Троице Сергиевой Лаврой продолжает оказывать поддержку Москве. В итоге, решающую роль в освобождении от польских интервентов играет Нижегородское ополчение под предводительством нижегородцев Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

В XVII веке церковный раскол, произошедший в православной церкви при патриархе Никоне приводит к тому, что в окрестностях Нижнего Новгорода, а особенно, на реке Керженце, образуются многочисленные поселения староверцев. Для искоренения раскола в Нижнем в 1672 году основывается митрополитство. Первым митрополитом нижегородским и алатырским назначается архимандрит владимирского рождественского монастыря Филарет. Митрополитская кафедра просуществовала в Нижнем вплоть до 1719 года.
[править] Губернский город
commons: Дореволюционный Нижний на Викискладе?

В 1695 году проездом во время своего похода на Азов неделю в Нижнем проводит Пётр Первый. В результате административно-территориальных реформ Петра Нижний Новгород с 1719 года становится губернским городом. Царствование Петра ознаменовалось для Нижнего Новгорода изменением отношения к расколу. В 1721 году на епископскую кафедру назначается архимандрит кержебельмашского монастыря Питирим, основавший эллино-греческую и славяно-русскую церковные школы. В 1722 году отправляясь в персидский поход Нижний вновь посещает Пётр I, празднуя здесь день своего 50-летия.
Герб (1781)

В 1767 году город посещает императрица Екатерина Великая, а вскоре случается восстание Пугачёва, впрочем, практически не отразившееся на быте города. Административная реформа 1775 года привела к тому, что по приказу от 9 сентября 1779 года в Нижнем было учреждено наместничество, просуществовавшее до 1800 года.

В результате нападения на Москву французской армии в 1812 году, в Нижний Новгород прибывают московские помещики, ходят слухи, что после пожара в Москве столицей станет Нижний. Среди прибывших в город помещиков оказываются Н. М. Карамзин, В. Л. Пушкин, Н. Н. Бантыш-Каменский, А. Ф. Малиновский, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, К. Н. Батюшков, С. Н. Глинка, которые организовывают здесь свой литературный кружок.
Спасский Староярмарочный собор (1822 г.))
Нижний Новгород (правый берег Оки) и поселок Канавино (левый берег) в конце XIX века

В 1817 году в село Кунавино на противоположном берегу Оки была перемещена Макарьевская ярмарка, до того собиравшаяся каждый год у стен погоревшего в предыдущем году Макарьевского монастыря. С тех пор она называлась Нижегородской ярмаркой. Благодаря ярмарке началось быстрое экономическое развитие города и прилегающих к нему сёл. Село Кунавино стало крупной купеческой слободой, позже здесь появляются промышленные предприятия.

После посещения города в 1834 году Николаем I, императором было инициировано внешнее переустройство города. В 1847 году в городе появился водопровод, был построен первый фонтан. В кремле были уничтожены частные постройки, взамен которых появились административные здания. Строится много новых зданий, улиц, бульваров и садов.

В 1849 году в селе Сормове вблизи Нижнего Новгорода было основано крупное промышленное предприятие, позже приобретшее известность как Сормовский завод (в советское время — завод «Красное Сормово»). С 1850 года оно выпускало речные пароходы, освоив до революции новые виды продукции: различные машины, железнодорожные вагоны, паровозы, теплоходы, трамваи. Благодаря заводу Сормово вскоре превратилось в большой рабочий посёлок.

В 1862 году было завершено строительство железной дороги Москва—Нижний Новгород (вокзал в Кунавине). В 1895 году железная дорога пришла в Сормово. В 1904 году была построено ответвление к городу Московско-Казанской железной дороги от Арзамаса.

В 1896 году город принял Всероссийскую торгово-промышленную выставку. К этому событию в городе открылся трамвай (второй в Российской империи после Киева и второй на территории современной России после Калининграда). На выставке были продемонстрированы первый в мире радиоприемник инженера А. С. Попова и первые в мире гиперболоидная башня и стальные сетчатые оболочки-перекрытия инженера В. Г. Шухова.

Весной 1905 года общественно-политическая ситуация в городе вышла из-под контроля властей. Губернатор Павел-Симон Унтербергер доносил в департамент полиции: «На устраиваемых митингах, собраниях, вечерах, где число присутствующих доходит до нескольких тысяч, ораторами произносятся зажигательные речи, которыми население, и рабочий класс в особенности, призывается к неповиновению властям, свержению существующего правительства, к всеобщему вооружению, революции. На митингах и собраниях распространяются прокламации крайних партий, и производится сбор пожертвований на всеобщее вооружение»[20].

Всегда четко следовавший букве закона, не допускавший даже мысли о возможности применить силу против своего народа, гуманист Унтербергер не справился с ситуацией. В первых числах ноября 1905 года его отозвали из Нижнего. На смену ему был назначен барон Константин Фредерикс.

В декабре 1905 года в районах Сормово и Канавино произошло восстание рабочих Сормовского завода, организованное местными ячейками нескольких партий.
[править] Революционный Нижний

После Февральской революции обстановка в городе начала накаляться. В сентябре 1917 года готовились выборы в городскую думу. В июне стало известно, что в избирательные списки не было включено население фабричных посёлков — Молитовки, завода «Фельзер» и «Новая Этна». 14 июня рабочие вышли на демонстрацию с требованием избирательных прав. Дума вынуждена была пойти на уступки, включив эти посёлки в Канавинский избирательный округ.

На сентябрьских выборах одержал победу В. Г. Ганчель, представитель партии эсеров.

После Октябрьской революции Советская власть в городе установилась уже осенью 1917 года. В 1919 году Кунавино и Сормово получили статус городов. В оборот вместо названия «Кунавино» постепенно вошло «Канавино».
[править] Индустриализация

В 1929 году города Сормово и Канавино были упразднены, а их территория вместе в некоторыми сёлами включена в состав Большого Нижнего Новгорода, который стал делится на районы.

В этом же году было отменено старое административное деление страны на губернии. Нижегородская губерния упраздняется. Нижний Новгород стал центром Нижегородского края (с 1932 года и до упразднения — Горьковского края).

7 октября 1932 года город переименован в Горький в связи с 40-летием литературной и общественной деятельности писателя Максима Горького.

В 1933 году Горьковский край разукрупняется; Горький остался центром Горьковской области.
Центр Нижнего Новгорода (ул. Большая Покровская)

В этом же году город наконец получил надёжное сообщение между правым и левым берегами Оки: появился первый постоянный мост. Появились также железнодорожный мост через Волгу, по которому прошла железная дорога на Вятку, благодаря чему стало возможным попасть через Горький на Урал и в Сибирь.

30-е годы XX века — время бурного роста промышленности в Нижнем Новгороде-Горьком. В 1932 году начал работать крупнейшее промышленное предприятие Горьковский автомобильный завод, который являлся важным объектом оборонной промышленности в тяжёлые годы Великой Отечественной войны.
[править] Великая Отечественная война

На территории города и области было сформировано 56 воинских частей и соединений.[21] В ноябре 1941 года в городе, кроме того, сформированы 72 отряда народного ополчения (34568 человек), которые участвовали в битве под Москвой.[21] На фронтах Великой Отечественной войны сражались 822 тысячи горьковчан — каждый четвертый житель области.[22] Из них более 350 тысяч человек не вернулись с полей сражений — погибли, пропали без вести или умерли от ран в госпиталях.[22] Из морских походов не вернулись 130 подводников.[23] За боевые подвиги высшей награды — Золотой Звезды Героя были удостоены 316 нижегородцев.[22].

В ноябре 1941 года началось формирование Горьковского района ПВО.[24] Первые авианалёты совершены днём 4 ноября и на следующую ночь.[24] В 1942 году старший лейтенант Петр Иванович Шавурин 722-го иап ПВО совершает 2 успешных тарана, став единственным советским летчиком, имеющим безусловное подтверждение двух «таранных» побед.[24] В июне 1943 года на город было совершено три крупных налёта, основной целью был автозавод им. Молотова. На город была сброшена 1631 фугасная бомба и 33934 зажигательных, из них на автозавод — соответственно 1095 и 2493.[24] На автозаводе было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тыс. моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тыс. комплектов электроаппаратуры и приборов.[24] Погибло 254 жителя Автозаводского района и 28 бойцов ПВО, ранено 492 жителей и 27 бойцов.[24]

Во время войны в Горьком были созданы эвакопункт и эвакобаза (в речном порту) для обслуживания и распределения потока эвакуируемых. В десятках госпиталей за годы войны прошли лечение более 500 тыс. раненых воинов.[21]

Город был важным центром производства вооружений. Каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка были изготовлены на предприятиях города.[22]

За военные годы горьковчане дали фронту 38 тысяч танков, самоходных артиллерийских установок, бронемашин, 43 тысячи минометов, 16 тысяч самолетов, 22 подводные лодки, 109 тысяч автомашин, более 85 тысяч радиостанций, а также 101 тысячу артиллерийских орудий и 1165 «Катюш».[22]

В память о трудовых подвигах к 30-летию победы у стен кремля был открыт Мемориал «Горьковчане — фронту».
[править] Послевоенные годы
Тестовые испытания ГАЗ-М-20, 1945

В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода вышла легковая машина ГАЗ-М-20 «Победа» и грузовой автомобиль ГАЗ-51.

В 1947 году в городе открывается троллейбусное сообщение. В 1949 году завершается строительство Чкаловской лестницы. В апреле 1951 года началось строительство Горьковской ГЭС. Первая турбина станции поставлена под нагрузку 2 ноября 1955 года.
«Ракета-234» на Волге

В 1957 году завод «Красное Сормово» выпускает скоростное судно на подводных крыльях «Ракета-1» (главный конструктор Р. Е. Алексеев).

Первый любительский телецентр, размещавшийся в клубе имени Фрунзе, начал работу в 1953 году.[25] Строительство Горьковского государственного телецентра завершено осенью 1957 года.[25]
[править] Закрытый город Горький

Расположенные в городе оборонные предприятия (Красное Сормово, авиационный завод) привлекали внимание иностранных спецслужб. Как пишет А. В. Осипов в книге «Из истории Нижегородских спецслужб», «в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году — уже 245 иностранцев из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса.» [26] Это послужило причиной закрытия города: 4 августа 1959 года вышло постановление Совета Министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами».

18 января 1970 года на заводе «Красное Сормово» произошла радиационная авария. При строительстве атомной подводной лодки К-320 проекта 670 «Скат» произошёл несанкционированный запуск реактора.

2 декабря 1970 года указом Президиума Верховного Совета СССР город Горький был награждён Орденом Ленина. Это нашло отражение в современном гербе города — гербовый щит с традиционным оленем обрамлён орденской лентой Ордена Ленина.

В 1985 году в городе открывается метрополитен.
[править] Перестройка

В начале 1990-х годов статус «закрытого города» был снят[27], и город стал доступен для посещений иностранцами.

22 октября 1990 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Горький переименован обратно в Нижний Новгород[28].
[править] Реконструкция города

Одной из основных в 2000-х годах стала транспортная проблема.[29]

Перенос деловой активности из перегруженного исторического центра в заречную часть города предусматривался ещё в 1980-е годы, в 2008 году это было закреплено в генплане, но в 2009 году он был отправлен на доработку.

Генеральный план города был утверждён 17 марта 2010 года депутатами городской думы[30], повторные публичные слушания при этом не проводились.

В ноябре 2009 года открыто движение по автомобильной части метромоста, но из-за незавершённости подходов проблему пробок на мостах это не решило.

 

Ислам в Нижегородской области: вехи истории

Основу мусульманской общины Нижегородской области составляют татары-мишари, удивительным образом сохранившие свой язык, религию, культуру в условиях подавляющего иноэтнического окружения. Их происхождение как особого субэтноса не выяснено до конца; существующие теории порой противоречат друг другу. С. Б. Сенюткин, последние десятилетия своей жизни активно занимавшийся этногенезом мишарей, пришел к выводу, что мишари-нижгары представляют собой уникальный сплав нескольких цивилизационных пластов, культурных и антропологических типов. Различие заметно даже между соседними селами — каждое из них имеет свою собственную историю, отличное от других происхождение. Корни некоторых поселений частично восходят к Астраханскому ханству, другие считают себя потомками выходцев из Касимовского ханства... История нижегородских мишарей соединила в себе отголоски многих государств Поволжья — от Хазарского каганата до Московского царства, от Волжской Булгарии до суверенного Нижегородского княжества. Некогда мишари имели и свою собственную государственность — автономный Мещерский юрт в составе Золотой Орды.

Нижегородские татары — безусловно, небольшая часть татарской нации, от которой они никогда себя не отделяли. Однако их значимость определяется следующим обстоятельством: активные миграционные процессы нижгар способствовали тому, что уже до революции их потомки проживали по всей Российской империи, образовав крупные общины в Москве и Санкт-Петербурге, Ярославле и Твери, Тобольске и Уфе, Казани и Буинске, составив основу мусульманских общин Эстонии и еще более далекой Финляндии. Итак, оставшиеся в границах Нижегородчины мишари — лишь небольшая часть этого субэтноса, которая является ядром, родовым гнездом распыленного по всей стране народа, связанного кровными узами со своей «малой родиной».

Нижегородчина издревле являлась торговым мостом между Востоком и Западом, обогащаясь с помощью этого статуса и положения сама — в средние века и способствуя росту могущества единого Российского государства — в новое время. Сам Нижний Новгород с момента своего возникновения представлял собой своеобразный буфер между русско-православной и тюрко-мусульманской цивилизационными пространствами, способствуя мирному взаимопроникновению и обогащению этих культур, без чего немыслима современная Россия. Данные археологических раскопок, проводившихся в Нижегородском кремле в 2001–2005 гг., свидетельствуют о том, что «все местное население находилось в очень тесных культурных и политических отношениях с ордынцами, не носивших конфликтный характер», как отмечает директор нижегородской археологической службы Т. В. Гусева. Многочисленные предметы XIV в., найденные здесь, были характерны для мусульманских народов. Обилие артефактов восточного происхождения дает основание предполагать, что мусульманская община Нижнего Новгорода оказывается на несколько веков древнее, чем это принято в исторической школе.

Судьба мусульманской Мещеры остается до сего дня малоизученной. Одним из первых тюркских поселений на нижегородской земле считается Саров. Фортификация раскопанной на его месте крепости, как отмечает нижегородский археолог Н. Н. Грибов, характерна не для мордовских убежищ, а именно для булгарских крепостей. Легенда гласит, что в конце XIII века некий золотоордынский князь поставил тут город Сараклыч; местные называли его остатки «Старым городищем».

В 1361 г., в эпоху царившей в Золотой Орде смуты, князь Секиз-бей «обрывся рвом» и осел на р. Пьяне. Согласно новейшим раскопкам нижегородских и казанских археологов, Грозная крепость Секиз-бея находилась на месте с. Мурзицы на юге Нижегородчины. Другим крупным ордынским населенным пунктом в этом регионе был Курмыш, раскопанный археологами в 2009 г., с его многонациональным и поликонфессиональным населением.

В архивных документах зафиксированы следы старинных тюркских поселений, связанных с Курмышом, Грозной крепостью и, по всей видимости, с западной частью Казанского ханства: Пара (на месте д. Кузьминки); Сафаджай (Сабачай), возникшее, согласно уникальным мечетским запи­сям, в 1451 г.; Малое Рыбушкино (Аджа-авылы). О том, что тюркоязычное население присутствовало здесь, говорят и многочисленные клады золотоордынских монет XIV–XV вв. Однако более чем из 60 мест расселения татар, зафиксированных для XVII в., лишь 33 сохранились в качестве татарских в пределах современной Нижегородской области.

Исследователи отмечают особую религиозность татар-мишарей. Со времен средневековья в связи с отсутствием полноценной государственности для них, живущих в условиях подавляющего иноэтнического населения, особое значение приобрела религиозно-общинная организация жизни. Огромным авторитетом пользовались в первую очередь имамы — знатоки шариата, преподаватели религиозных дисциплин, владевшие, как правило, несколькими языками. Они рассматривались и в качестве общественных лидеров, отвечавших за взаимоотношения с немусульманским населением и представителями властей. Из числа нижгар известны крупные по меркам Российской империи шейхи XIX в. Хабибулла Альмухамметов (с. Сафаджай), Хамидулла Альмушев (с. Петряксы), которого знали не только в России, но и в Османской империи. Особую славу оставил после себя Садек Юнисов (с. Овечий Овраг), в дом которого и по сей день совершают зиярат. Наряду с ними уже в первой половине XIX в. приобрел известность и такой крупный деятель-реформатор, как Хусаин Фаизханов — автор «Материалов по истории Крымского ханства» (совм. с В. Вельяминовым-Зерновым), первый разработчик татарской грамматики, предтеча концепции джадидизма. Идеи ученого, не понятого при жизни и преданного забвению, обогнали свое время более чем на столетие. Ученым был и младший брат Хусаина — Габделгаллям, автор трудов по экономике, ведущий интеллектуал в области татарской социально-экономической мысли.

Национально-культурными центрами нижгар являлись медресе и мектебы в крупных селах, возглавляемые потомственными имамами. Они имели также тесные связи с татарами Казанской и Оренбургской губерний, в том числе посылая студентов в медресе этих регионов, а также с городскими общинами в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, которые постепенно превратились в очаги их миграции.

О значимости Нижнего Новгорода в религиозной сфере свидетельствует Ш. Марджани: имамов Ярмарочной мечети (построена, согласно Марджани, в 1827 г.) присылали муфтии ОМДС в качестве поощрения — доходы имамов здесь составляли приличные суммы. Необходимо вспомнить также о I и III Всероссийских мусульманских съездах 1905 и 1906 гг., заложивших начало дореволюционной партии «Иттифак аль-муслимин»: либеральная торговая атмосфера города позволила виднейшим лидерам уммы того времени собраться вместе в той самой Ярмарочной мечети и выработать программу основных направлений развития мусульман страны.

После революции 1917 г. начался мощный процесс национально-культурного возрождения и развития мусульманских народов; было объявлено прекращение дискриминации по религиозному признаку. Такая политика привлекла в сторонники советской власти не только широкие массы простых верующих мусульман, но и прогрессивно мысливших имамов. На юге Нижегородчины в 1929–1930 гг. был сформирован национальный татарский Уразовский, позднее Кзыл-Октябрьский, район, куда вошла большая часть татарских сел, и две татарские волости (эти национально-территориальные образования существовали до конца 1940‑х гг.). Было открыто значительное число татарских школ, клубов и др. Однако уже в начале 1920‑х гг. стали намечаться шаги по наступлению на Ислам, началось издание и распространение атеистических листовок на татарском языке. В 1930‑х гг. массовые репрессии против верующих привели к почти полному уничтожению имамов и повальному закрытию мечетей. Среди снесенных оказалась и Ярмарочная мечеть.

Возрождение Ислама в регионе началось в 1987–1988 гг. Начало действовать ДУМ Нижегородской области, вошедшее в качестве учредителя в состав новообразованного ДУМЦЕР в 1994 г. На сегодня данное управление является одним из самых активных на поле мусульманского просветительства в России. В Нижнем Новгороде действуют: крупный издательский дом «Медина», создавший целую серию исламских СМИ во главе с одноименной газетой и журналом «Минарет Ислама»; исламский институт им. Х. Фаизханова, прославившийся на ниве научно-богословской активности; медресе «Махинур» и др. В области открыты более 60 мечетей, активно возводятся новые. На встрече президента Д. А. Медведева с российскими муфтиями 5 июля с. г. в Нальчике заместитель председателя ДУМЕР Д. В. Мухетдинов поднял перед ним вопрос о возрождении Ярмарочной мечети в Нижнем. По сообщениям информагентств, глава администрации города О. Кондрашов уже проделал огромную работу в этом направлении, чтобы восстановить справедливость. Будем надеяться, что в ближайшем будущем мы увидим результаты этой политики, направленной на духовное возрождение общества, и, даст Аллах, вместе вознесем молитвы в храме, восстановленном из руин.

Дамир Хайретдинов,
к. и. н., этнолог, главный редактор газеты
«Ислам минбаре»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.