закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


14 февраля 2013 11:01   Нижегородская область 

Имам-хатыб Абдулкадер Каримов: «Духовность и вера, которая всегда была у жителей Камкино, остается с людьми»

Имам 1-ой соборной мечети села Камкино в Нижегородской области, имам-мухтасиб Сергачского мухтасибата Абдулкадер Абдулхагович Каримов
Имам 1-ой соборной мечети села Камкино в Нижегородской области, имам-мухтасиб Сергачского мухтасибата Абдулкадер Абдулхагович Каримов

Имам 1-ой соборной мечети села Камкино в Нижегородской области, имам-мухтасиб Сергачского мухтасибата Абдулкадер Абдулхагович Каримов отмечает 75-летний юбилей. Специальный корреспондент Нина Зотова побеседовала по телефону с юбиляром, чтобы познакомить читателей сайта «Мусульмане России» с удивительной судьбой аксакала, а также с историей старинного татарского села, которое упоминается в летописях с 1578 года.

Абдулкадер Абдулхагович, Ваша личная судьба оказалась крепко связанной с историей одного из старинных татарских сел на Нижегородчине. Здесь вы родились, религиозному служению камкинской умме посвятили почти треть жизни, пойдя по стопам деда Сатдара Каримова, муэдзина 4-ой мечети. Наверное, вся Ваша семья была верующая?

Да, это так. Во многом благодаря нашим дедам и прадедам поволжские мишаре смогли сохранить верность исламу и исполнить важнейшее предписание из текста Священного Корана: «Держитесь за вервь Аллаха, и не разделяйтесь!».

Мой дед был человеком для своего времени хорошо образованным,  получил к тому же и религиозное образование. Каждый день он призывал односельчан к коллективной молитве – в его бытность не было никакой звукоусиливающей аппаратуры, как сейчас, поэтому провозглашающему азан надо было иметь сильный голос.

После известных революционных потрясений в России и большевистской борьбы с религией большинство камкинских имамов и мулл были репрессированы, были сосланы в сталинские лагеря, где мученически погибли. Но веру у людей было не отнять, она сохранялась в сердцах мусульман, вынужденных на время скрывать ее в тайне от местных властей.

Отец мой также был глубоко верующим человеком, но я его почти не помню. Он погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Мама была очень набожной. Когда во время войны и в послевоенные годы люди по домам тайком, по 15-20 человек, собирались на джума и маджлисы, моя мама их никогда не пропускала. Она и дома молилась ежедневно по пять раз, как и положено каждому мусульманину и мусульманке.

В то невероятно тяжелое время для всей страны ее защитникам и труженикам тыла вера в Бога помогала выжить, спасала людей от голода и холода, горя и страданий. Разве не о том же говорится в Священном Писании: «Мы испытываем вас долей страха, голодом, потерей в имуществе, в людях и плодах труда, — так обрадуй же терпеливых, — тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!»

Вашу религиозную деятельность успешно дополняет и профессиональное увлечение  краеведением. Вы являетесь автором исторических очерков о селе Камкино, основанных на документальных источниках, включая и летописные записи от 1578 года, где содержатся первые упоминания о деревне Камка в пойме реки Пьяны.

Читательский спрос на эту книжку, предназначенную учащимся медресе, общеобразовательных школ и всем, кто интересуется историей татарского народа, оказался на удивление большим. В 2004 году, спустя год после первого выхода книги «Камкино: история и современность» издательский дом «Медина» предложил мне и Алимжану Мустафиновичу Орлову, моему земляку и соавтору, переиздать эту книжку. Мы с благодарностью приняли предложение издательства, и под общей редакцией Дамира Мухетдинова она была напечатана в Нижнем Новгороде, а позже в сокращенном варианте появилась на интернет-сайте издательства.

Судя по представленным в интернете фотографиям 1-ой Соборной мечети, на ее долю выпали трудные испытания. Однако мусульманский храм в Камкино сохранился до наших дней, а сведения о нем включены в энциклопедический словарь из серии «Ислам в Российской Федерации».

Действительно, камкинская Соборная мечеть является историческим памятником культуры. К гордости камкинцев, это первая в Нижегородском крае каменная мечеть, являющаяся действующей и поныне. Она была построена в 1906 году в Камкино на средства торговца Магсума Хабибуллина (Кантюкова). С этого времени богослужения в ней хотя и проходили, но царские власти официально открыть  мечеть разрешили лишь в 1911 году. Меценат построил здание без предварительного утверждения строительных чертежей у губернских властей в Нижнем Новгороде, и сам проект с трудом удалось утвердить уже после завершения стройки. Конечно, открытию мечети препятствовали и другие бюрократические препоны, но желание мусульман иметь Соборную мечеть помогло им преодолеть все преграды.

Кстати, во времена монархии Романовых в нашем селе было четыре мечети, три из которых - деревянные. После революции в одном из мусульманских храмов располагался фельдшерский пункт, другой был отдан большевиками под клуб, а в третьем разместилась сельская общеобразовательная школа. Молитвенные здания были либо разрушены, либо разобраны на материал для других колхозных построек. 1-ая Соборная мечеть, по воле Аллаха, устояла, хоть и была серьезно повреждена. Стараниями местной уммы нам удалось ее реконструировать и привести в порядок.

В 1989 году местные власти возвратили камкинцам здание Соборной мечети, мы стали заниматься его восстановлением. Нам помогали жители и имамы соседних сел Карга, Большое Рыбушкино, Яндовищи. Был заново установлен минарет, правда, немного ниже того, что был раньше. В 1997 году камкинцы смогли возвести еще один дом Аллаха - каменную мечеть «Янгыавыл», где в настоящее время имамом служит Ханиф Хусаинович Салькин.

В день столетия со дня открытия первой Соборной мечети в Камкино 18 июля 2011 года на юбилейные празднования к нам приезжал председатель Совета муфтиев России, шейх муфтий Равиль Гайнутдин. С его участием на территории Соборной мечети были открыты две гранитные стелы. На памятных плитах высечены имена местных мулл, репрессированных в 1920–1930-е годы, и всех дореволюционных религиозных служителей села  Камкино. Равиль-хазрат также торжественно открыл на фасаде исторической мечети мемориальную доску со словами благодарности шаху Магсуму Хабибуллину Кантюкову, по инициативе и на средства которого было построено каменное здание Соборной мечети.

Важные подробности меценатской деятельности купца третьей гильдии Кантюкова, а также трагическую судьбу его репрессированной семьи смог детально изучить и описать в журнале «Минарет ислама» ваш московский коллега-журналист. Исследователю удалось также разыскать прямых потомков Кантюкова, передавших для публикации прижизненное фото основателя камкинской Соборной мечети. Одна из внучек и правнук именитого купца-мецената по нашему приглашению также присутствовали на торжественном мероприятии в Камкино вместе с Равилем-хазратом Гайнутдином.

Ну, а в 2012 году на собранные пожертвования мы смогли провести еще одни серьезные работы – на это раз по замене кровли на крыше здания. Теперь вместо оцинкованной стали, местами покрывшейся ржавчиной, мечеть укрывает от непогоды современная черепица. Своими силами завершили благоустройство внутренней территории мечети, вблизи нее энтузиасты-помощники выкопали колодец для питьевой воды. Все это стало возможным только при активном содействии членов уммы и благотворительной помощи многих уроженцев Камкино - и тех, кто сегодня имеет скромный достаток пенсионеров, и тех, кто успешно состоялся в частном бизнесе, на государственной или муниципальной службе. Говоря им искренние слова благодарности, хочу вновь обратиться к мудрости Откровения: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути».

Сколько верующих приходит в Соборную мечеть на молитвы? Кто эти люди - пожилые, среднего возраста, молодежь? Кого из них можно  чаще других увидеть встающими за имамом на намаз?

Обычно на пятничные молитвы приходят 15-20 человек, иногда и немного больше. Приезжают на намаз и из соседних татарских сел, в основном пожилые люди. В месяц Раби уль Авваль мы каждую пятницу и по выходным проводили мавлиды. Я читал проповеди, рассказывал прихожанам о Пророке (мир ему), о его великой миссии. Вот только салаваты уже исполнять почти некому. Старики, которые это делать умели, умерли, а молодежь, к сожалению, в мечеть заходит редко.

Да и молодежи-то, честно говоря, в селе, в котором еще в советское время было несколько сот дворов, теперь живет немного. Большинство выпускников средней школы уезжает в Нижний Новгород, Москву, в другие мегаполисы и города поменьше. В селе же мало кто задерживается.

При мечети действуют курсы по изучению основ ислама, там занимается около 20 человек. Люди проявляют большой интерес, стараются. Но это тоже, в основном, пожилые люди. Раньше в сельской камкинской школе был факультатив по изучению основ ислама, но теперь его больше не проводят, а жаль. Но это уже не от нас, имамов, зависит. Административное решение – за директором школы.

Сам я использую каждую возможность, чтобы рассказывать людям об исламе. Когда приглашают в семьи, объясняю, стараюсь просвещать. Люди слушают внимательно, особенно те, кому за сорок, пятьдесят, шестьдесят лет, ведь они выросли во времена атеизма. Много народу бывает в мечетях на праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В эти дни люди традиционно навещают кладбища, где похоронены их близкие. Тогда и начинают задумываться об Аллахе, о вере. Правильно сказано в Коране: «Он подвергает мучениям, кого пожелает, и милует, кого пожелает, и к Нему вы будете обращены».

Летом на каникулы в село приезжают «городские» - внуки и правнуки по месяцу-два гостят у своих бабушек и дедушек. Отрадно, что они-то как раз и начинают проявлять интерес к религии, приходят в мечеть на джума. Я вижу, что это не просто так. Они образованные люди. Не только потому, что учатся в колледжах и институтах. Они имеют осознанные религиозные знания, тянутся к исламу. Молодежь интересуется и верой, и родной культурой, которая на вере держится, интересуется тем, как жили их предки, что было у них в душе. Значит, все возвращается к своим истокам. Духовность и вера, которая всегда была у жителей Камкино, остается с людьми. Это радует.

До того, как стать имамом, вы объездили полмира и все же вернулись на свою малую родину?

Полмира – это сильно преувеличено. Но бывал и в Копенгагене, и в Амстердаме, в Стокгольме, Гамбурге, Гетеборге, Ростоке, и еще во многих других портовых городах Европы. Такая уж у меня специальность была - корабельный техник-механик. Срочную службу я отслужил в Калининградской области. Приближалась демобилизация. Стали с товарищами думать, чем будем заниматься на «гражданке»? Один из моих сослуживцев предложил поступать в мореходное училище, так я «за компанию» поступил в мореходку в эстонском городе Пярну. Там уже узнал, что наш начальник мореходного училища очень хорошо относился к татарам. Во время войны они служили у него в подчинении – очень дисциплинированные и геройские парни. Все приказы выполняли, все поставленные задачи.

По окончании училища моим основным «домом на воде» стали морские суда, а портом приписки – Таллинн. Но всю жизнь провести в море – тяжело. Списавшись на берег, я мог выбрать любой город в Советском Союзе, некоторые даже присматривал себе для будущей «оседлой» жизни – Ригу, Таллинн, Ленинград. Однако решил перебраться в Иваново, к родственникам. Не все, наверное, знают, что в «ситцевую столицу» после Февральской революции, а затем и после Великой Отечественной войны несколькими «волнами» переселилось немало камкинских татар. В Иваново я прожил почти двадцать лет, работал «сухопутным» старшим механиком.

Когда в 1990-е годы в стране началось возрождение ислама, возвращение интереса людей к вере, в Иваново мы начали создавать мусульманскую общину. В 1992 году мы зарегистрировали мусульманскую религиозную организацию, в нее вошли татары, азербайджанцы, представители других этнических мусульман. Стали добиваться у городской администрации выделения земли под строительство мечети. Нам предоставили земельный участок совершенно в другом месте, какое мы просили. Но и там мы смогли построить мечеть, а со временем ее местоположение для уммы оказалось даже более предпочтительным.

Я всегда был верующим человеком, но тогда осознал, что мне нужны фундаментальные знания об исламе. Решив получить религиозное образование, в 1993 году я поступил в Казанское высшее  мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама на заочное отделение. Окончил медресе в 1997 году.  Уже когда жил в Иваново, очень скучал по родным камкинским местам. А места у нас очень красивые, замечательные. Люблю родную природу. Вот и решил из города уехать, вернуться в родное село, что называется, к истокам.

Абдулкадер Абдулхагович, вы много трудитесь ради сохранения духовного наследия предков, восстанавливая и сберегая памятники исламской истории и культуры. Ваш вклад был дважды отмечен наградами ДУМЕР - в 2006 году медалью «За духовное единение» и в 2011 году медалью «За заслуги перед Духовным управлением мусульман европейской части России». Чтобы Вы еще хотели успеть сделать в ближайшее время?

Мечеть – это не просто памятник истории, как говорится, время, застывшее в камне. Это важное духовное наследие всех российских мусульман. В исламе мечеть всегда была духовным центром, куда стремились приходить люди, чтобы обратиться к Всевышнему, получить от него мудрость и знания. Это то, что связывало незримой нитью многие поколения мусульман. Хочется, чтобы она никогда не обрывалась, чтобы люди больше знали о жизни своих предков, помнили их имена и добрые дела.

Есть у меня и еще одна заветная мечта – совершить хадж: «Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом». Дел много, многое хочется успеть, но это самое главное дело в жизни мусульманина. Надо успеть, пока есть силы. Истинно тот, кто совершает паломничество к Дому или совершает ‘умру, сказано в Священном Коране, то «нет греха на нем… а кто добровольно творит благое — то ведь Аллах — Благодарящий, Знающий!».

Беседовала Нина Зотова

«Мусульмане России» — Dumrf.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.