закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Омская область / История региона
    

Омская область

В состав Омской области при ее формировании вошли восточная часть Тобольской губернии (в прошлом земли Сибирского ханства) и север Акмолинской области (в прошлом земли казахского Среднего жуза).

Название региона с центром в городе Омск (дата основания 1716 г.) неоднократно менялась: Омская область, Область Сибирских киргизов, Акмолинская область, Омская губерния. Ко времени вхождения Западной Сибири в состав Московского государства татары и казахи, исповедовавшие ислам, находились на разной ступени приверженности религии. Оседлые татары в Тобольской губернии имели свои мечети и медресе. Кочевой образ жизни казахов ограничивал такую возможность, что не могло не сказаться в сохранении ими  приверженности к доисламским верованиям тюрков.

Первая каменная мечеть в городе Тара Омской области (тогда Тобольской губернии) была построена в 1802 году на средства купцов Айтикиных, потомков сеидов, переселившихся в Сибирь из Бухары в период Кучума.

Первая мечеть в Омске строилась с 1827 г. по 1829 г. по проекту архитектора А. М. Скородумова, под руководством инженер-полковника С.А. Булыгина. Строительство первой мечети в главном городе Западно-Сибирского генерал-губернаторства имело прежде всего политическое значение, и было продиктовано необходимостью затушить волнения в степи, вызванные принятием «Устава о сибирских киргизах», который ликвидировал ханскую власть в Среднем жузе. Подобная царская забота должна была показать лояльность правительства к религии местного населения, а также ограничить влияние Бухары на казахов.

Предвидя выступления султанов, в 1923 году генерал-губернатор Западной Сибири П. Капцевич отдает приказ приготовить проект будущей мечети, а затем выходит в Сибирский комитет Министерств внутренних дел с предложением одобрить его инициативу. Комитет поддержал предложение генерал-губернатора, дав заключение: «Комитет, приняв с уважением, что г. Омск утвержден ныне главным местом области, которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным в том случае, когда отпуск потребной суммы произведен не в один год вдруг, но рассрочен будет на два или даже на три года».

Первая мечеть Омска строилась на деньги из казны, пожертвования мусульман и взнос в 3384 рублей от генерал-губернатора Капцевича. Минареты и купол были окрашены в зеленый цвет, три золоченных шпиля с шарами завершались полумесяцами из белой жести, окна украшали ажурные решетки. Высота минарета составляла 13 метров, главного купола - 14 метров. Отапливалась мечеть голландскими печами.

Для открытия мечети в 1829 году был приглашен ахун Мухаммед Шариф Абдрахманов. Впоследствии омский ахун по просьбе генерал-губернатора П. Горчакова выезжал к Акмолинску, чтобы удержать население, поддержавшее восстание хана Кенесары Касымова. В урочище Кара-Агач ахун встретился с местной знатью, и уговорил их вернуться на места прежних кочевок.

Рядом с мечетью был построен деревянный большой дом для приезжающих из степи родоначальников и послов. Из казны выделено жалование: имаму – 300 руб., муэдзину – 200, надзирателю – 180, трем сторожам – 210; на отопление и освещение – 400, всего 1280 руб. в год.

С дореволюционным Омском связаны имена казахских просветителей, политических деятелей и писателей: Чокана Валиханова, Алихана Букейханова, Мухана Айтпенова, Магжана Жумабаева, Сакена Сейфуллина и других. В городе Тара родился и вырос известный татарский политик и религиозный деятель Абдурашид Ибрагимов.

В конце 20-х годов  ХХ века в Омске насчитывалось три мечети. Все они были закрыты в 1937-1938 годы в период сталинских репрессий, десятки активистов мусульманской общины Омска арестованы и расстреляны по обвинению в создании повстанческой организации «Гаскери Уешма».

Первая каменная мечеть Сибири в городе Тара была разобрана по кирпичику в 1935 году на комсомольском субботнике. Первая соборная мечеть Омска на проспекте К. Маркса была снесена окончательно в 1960-е годы. По словам местных старожилов, крепкие стены мечети тросами подцепляли к танкам. Сейчас на месте бывшей мечети находится магазин «Топаз».

В 70-е годы ХХ века в Омске действовал мусульманский молитвенный дом по улице Саженская под руководством Жакып-муллы. В 80-е годы молитвенный дом мусульман находился по адресу улица 25-я линия, 34 (сейчас там размещается католический храм). Службу в нем вел Зулькарнай Шакирзьянов, направленный в Омск в 1978 году, после окончания бухарского медресе «Мир Араб».

В 1990 году администрация Омска предоставила мусульманам участок под строительство соборной мечети по улице 20-я Линия. Открытие ее состоялось в 1997 году. Мечеть построена при финансовой помощи татарского мецената Рашида Баязитова.

В 1994 году в Омске прошла международная конференция «600 лет Ислама в Сибири».

В 1999 г. в Омской области было зарегистрировано 18 мусульманских организаций.

В 2005 году (по состоянию на 1 июня) в регионе насчитывалось 40 мусульманских организаций - в Тарском, Нововаршавском, Называевском, Усть-Ишимском, Муромцевскомй, Таврическом, Исилькульском, Павлоградском, Москаленском и Тевризском районах и в городе Омске.

В Омской области сегодня действуют два централизованных религиозных объединения мусульман. Духовное управление мусульман Сибири (Омский муфтият) под руководством муфтия Зулькарная Шакирзьянова размещается в Сибирской соборной мечети на улице 20-я Линия, 102, имеет свой сайт http://dumsib.ru/.

Резиденция Казыятского управления мусульман Омской области (Омского казыята ДУМАЧР) под руководством муфтия Анарбека Жунусова находится в мечети «Хайр Ихсан» по адресу улица Богдана Хмельницкого, 140.

По состоянию на лето 2011 года в Омской области насчитывалось около 50 мусульманских организаций. Более половины их – 27 общин - входило в состав Омского казыята. В областном центре работали 7 мечетей, 2 намазханы (молитвенные комнаты), 3 молитвенные помещения в исправительных учреждениях.

 

 

Турсунов И.А. Очерки истории казахов Омского Прииртышья //Омск, 2000. Лебедева Н. История омских храмов. http://www.omsktime.ru/church/mechet.html Джарова А.К. География ислама в Омской области // Достижения и перспективы студенческой науки в АПК: материалы регион. науч. студен. конф. (20-21 апреля 2006 г.): в 2 ч. – г. Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2006.

 

Калиль Кабдулвахитов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.