закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Ростовская область / История региона
    

Ростовская область

Ислам  в Ростовской области

 

История ислама в регионе изучена крайне плохо. Известно о проживании мусульман в огромном городе Азаке, на месте которого находится современный Азов.

Золотоордынский Азак был городом с рядом столичных функций. В нем печаталась монета, которую в больших количествах находят не только в окрестностях, но даже и в Нижнем Новгороде и в древнерусских городах. В нем неоднократно находилась ханская ставка, о чем говорят документы, в том числе ярлыки, выданные на владение землями вассалам – литовским и русским князьям.

Позже Азак-Азов перешел под контроль крымских ханов и османских султанов. Здесь сидел азовский паша, и запирали цепями Дон от непрошеных гостей. Русские путешественники и дипломаты описывают Азов как город богатый и сильно укрепленный, с высокими минаретами и просторными мечетями. Здесь было «азовское сидение», и напротив турецкого Азова был заложен новый город Таганрог. Но мусульмане не прекращали проживать в регионе – известно о наличии мусульман, главным образом татар в составе Великого Войска Донского не только в период ранней его истории, но и в более поздние периоды – до самой революции. По архивным данным фиксируется мечеть и в Новочеркасске – войсковой столице, причем дата ее постройки не известна, но достаточно ранняя. Региональный принцип формирования казачьих войск сохранял самобытность различных групп в его составе, а межрелигиозных конфликтов внутри войска в его истории не отмечено. В старом Ростове примером толерантности считалось совместное нахождение на одной площади православного собора, мечети и григорианского храма.  Мечеть эта была построена в 1906 г., действовала до 1963 г., затем была отобрана у мусульманской общины.

Современное мусульманское население Ростовской области активно пополнялось начиная со второй половины XIX в. Это были средневолжские, главным образом пензенские татары, переселявшиеся в область в связи с начавшимся бурным промышленным развитием. Также казахи, в последнее время представители народов Кавказа – дагестанцы, азербайджанцы, чеченцы, в начале 1990 гг. переселились турки-месхетинцы.

Ахмад Макаров

 

Религиозное возрождение в Ростовской области

Динамика религиозного возрождения и процесса реисламизации в российской обществоведческой науке породила большое количество публикаций по данной тематике. Данные работы в своем большинстве посвящены исследованию регионов с исконно мусульманским населением, регионам конфликтов, а также немусульманским регионам, оказавшимся на переднем крае «миграционного удара» (в том числе включая экономически «продвинутые» регионы).

Между тем, в России есть регионы в подавляющем большинстве населенные русскоязычным населением, также испытывающие на себе миграционное давление и при этом никогда не отличавшиеся явными проблемами в «национальном вопросе». К такого рода регионам можно отнести и Ростовскую область, в отношении которой по данному вопросу были лишь отдельные публикации[1]. Это вовсе не свидетельствует об отсутствии динамики в этноконфессиональных процессах на Дону. Напротив, она существует, а раскрыв ее содержание и сущность, можно составить более четкую картину процесса изменения этноконфессионального баланса в этом регионе.

Исходя из дефицита эмпирических данных, помимо традиционных источников в данном исследовании использован метод включенного наблюдения, а также материалы региональных интернет-изданий и местной прессы. Многие данные были получены в результате общения с представителями мусульманской общины Ростова и области, а также их лидерами. Большую информационную помощь в исследовании оказало общение с представителями органов государственной власти, курирующими вопросы национальной политики в администрации Ростовской области.

***

Исконно проживающим мусульманским населением на Дону были тюркоязычные народы, которые являлись одним из традиционных элементов казачества. Не вдаваясь в глубокую историю кочевых племен и этногенеза донских народов, следует отметить, что первые упоминания о донских татарах-казаках относятся к XVII в.

 «Татарским поселениям на Дону не менее четырехсот лет. Они появились после завоевания русскими Казани. Часть татар переселилось в Башкирию, Сибирь, Казахские степи, Среднюю Азию, в том числе и на Донские земли»[2]. Они составляли одну из этнических групп и «…будучи казаками по социальной принадлежности, донские татары сохраняли культурно-бытовые, в т.ч. религиозные (ислам) особенности»[3].

Несмотря на то, что пограничные отношения донских народов с горцами играли важную роль, глубоко укорененных кавказских этносов на Дону не было, а многие из них растворялись в окружающей социокультурной среде. Географическое положение донской вольницы, по праву названной «воротами Северного Кавказа» во многом способствовало постоянным контактам местных тюркоязычных народов с единоверцами с Кавказа, что придавало своеобразие местной мусульманской общине.

К наиболее исторически укорененному мусульманскому населению в современной Ростовской области можно отнести жителей хутора Татарка, который находится рядом с Новочеркасском. В этом селе проживали татары и частично ногайцы, а их предки служили в рядах Донского казачества. На территории татарской станицы находилась мечеть, а самоуправление велось по казачьему образцу[4]. Со временем данное село утратило моноконфессиональный характер и бóльшая часть его жителей на сегодняшний день составляет русскоязычное население[5].

По всей вероятности донские татары-казаки были основным мусульманским населением вплоть до конца ХIХ столетия. С этого времени донская земля начинает привлекать татар из других губерний. Основным приезжим населением становятся пензенские татары. Установившиеся связи и обусловливают процесс бегства раскулаченных пензенских татар, который усиливается к концу 30 г. XX в. с началом сталинских репрессий. Они и становятся основным костяком мусульманской общины Ростова-на-Дону.

Следующий наплыв мусульманского населения в Ростов и область отмечается уже после окончания Великой Отечественной войны и с началом комсомольских строек. На сооружение Ростсельмаша и других промышленных объектов приезжают выходцы со всех территорий СССР. Большую долю приезжих снова составляют пензенские татары (при этом по-прежнему важную роль играют родственные связи). С конца 60-х г. XX в. в область приезжает достаточно большое количество кавказских народов, в основном они расселяются в восточных районах области: Зимовниковском, Ремонтненском, Заветинском, Дубовском районах. С территории Кавказа в Ростов приезжают за получением образования, а многие выходцы с Кавказа после обучения создавали семьи и оставались жить на Дону.

Последняя волна миграции мусульманского населения на Дон связана с событиями, происходившими с началом развала СССР. Основными факторами становились, во-первых, разгоревшиеся конфликты на постсоветском пространстве, повлекшие за собой волну вынужденных переселенцев; во-вторых, экономический кризис, который вынуждал мусульманское население покидать родные места в поисках «лучшей жизни», а относительно благополучная донская земля становилась привлекательной. Но отличительной чертой последней волны миграции становилось то, что большинство приезжих составляли выходцы с Кавказа и из Средней Азии.

В Ростовской области в подавляющем большинстве проживают мусульмане-сунниты. По разным оценкам количество представителей этносов, традиционно исповедующих ислам в области, составляет около 110 тысяч человек, что примерно составляет 2,5% от всего населения, из них в Ростове проживает чуть менее 43 тысяч. По данным переписи 1989 г., основной этнической группой мусульман были чеченцы и татары, при этом последние в подавляющем большинстве проживали в городах области (в основном в Ростове).

События последних десятилетий изменили этническую карту области и внесли определенное своеобразие в мусульманскую общину Дона. По данным последней переписи, самой большой этнической группой мусульман, проживающих в области, стали турки-месхетинцы. Татары остались самой большой общиной проживающей в городах области, по численности они лишь немного уступают азербайджанцам. Численность чеченцев немного сократилась, при этом в подавляющем большинстве они проживают в области, а доля городского чеченского населения составляет не более 2 тысяч человек. Численность некоторых групп выходцев с Кавказа, и в особенности азербайджанцев, повысилась[6].

 

Численность основных этнических групп мусульман Ростовской области

 

По данным переписи 1989 г.

 

     По данным переписи 2002 г.

Чеченцы

17181

     Турки-месхетинцы

28285

Татары

17132

     Татары

17866

Азербайджанцы

10215

     Азербайджанцы

16498

Даргинцы

6179

     Чеченцы

15469

Аварцы

4073

     Даргинцы

6735

Казахи

3865

     Аварцы

4038

Лезгины

3260

     Лезгины

3659

Узбеки

2174

     Казахи

3021

Кумыки

2070

     Табасаранцы

2231

Киргизы

1665

     Узбеки

1820

 

В 1906 г. в Ростове была построена мусульманская мечеть. Центральная мечеть города действовала до 1963 г., затем была отобрана у мусульманской общины. Культовое здание было передано войсковой части и частично разрушено, а на его месте был сооружен солдатский клуб. Общине города был передан небольшой ветхий дом, который и стал мечетью. На улице Варфоламеева молитвенный дом просуществовал вплоть до конца 70-х г., после чего мусульманской общине был передан другой дом на улице Туркестанской.

Несмотря на то, что молодежь не вела активную религиозную жизнь, на празднование основных мусульманских праздников (Рамазан Байрам, Курбан Байрам) даже в советское время в городской мечети и на прилегающей к ней территории собиралось до нескольких сотен человек. В подавляющем большинстве это было татарское население. Выходцы с Кавказа, приехавшие в город и область, в жизни мусульманской общины активного участия не принимали. Кроме традиционного населения мечеть посещали приезжие студенты (в основном арабы) с Ближнего Востока, большинство из которых обучалось в местном медицинском институте.

Подобного рода ситуация сохранялась в общих чертах вплоть до начала процессов религиозного возрождения начала 90-х г. С этого времени городскую мечеть начинают активно посещать выходцы из кавказских республик и Средней Азии. Причем не только уже «осевшее» население, но и прибывшее на заработки, студенты местных ВУЗов, а также беженцы с территорий конфликтов. Неотъемлемой частью мусульманской общины города и области становятся турки-месхетинцы, чеченцы, азербайджанцы, представители дагестанских народов. Совместные молитвы в городской мечети (в основном пятничные) посещают граждане Турции, арабских стран, Пакистана, Индии, Афганистана (в основном студенты и коммерсанты). Но официальное лидерство по-прежнему остается за местными татарами.

Если в начале 80-х г. пятничные молитвы в местной мечети посещают не более 20 человек, в основном пожилые представители татарской общины, то в начале 90-х ситуация меняется. В первую очередь, активизируется молодежь из числа выходцев с Кавказа, Средней Азии и иностранцы. Уже в начале 90-х г. на пятничные молитвы еженедельно собираются около 100 человек, причем доля местных татар на фоне кавказской общины и студентов из мусульманских стран существенно сокращалась. Это не касается женщин, посещающих мечеть, среди них по-прежнему, большинство составляют представительницы татарской общины. На праздничные молитвы уже собираются свыше 1000 человек.

Институционально мечеть функционировала под вывеской Мухтасибатского управления мусульман Ростовской области, Молдовы, Украины и республик Прибалтики и входила в состав Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири ДУМЕС. До распада СССР местное управление являлось главным центром мусульман советских республик, в дальнейшем получивших независимость, но фактически деятельность управления не выходила за пределы Ростовской области. После распада ДУМЕС, в состав которого входил данный мухтасибат, местное управление переживает несколько юридических реорганизаций.

Распад ДУМЕС и его преобразование в Центральное Духовное управление Мусульман России (ЦДУМ) с традиционным центром в Уфе и появление Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), а затем и Совета муфтиев России (СМР) с руководством в Москве повлекли за собой раскол в среде официального мусульманского духовенства России. Такого рода ситуация наблюдается во многих регионах России, где официально зарегистрированные общины ориентируются на разные центры и действуют параллельно друг другу. Борьба между ними зачастую перетекает во взаимные обвинения друг друга в «ваххабизме», что вносит негативный оттенок в этноконфессиональные отношения. Это также сказалось и на ситуации в мусульманской общине Ростовской области.

На базе местного мухтасибата, который с 1982 г. возглавляется Джафаром Бикмаевым – татарином по национальности, создается Духовное управление мусульман Ростовской области и Юга России с ориентацией на ЦДУМ. В результате появления новых лидеров в мусульманской общине области, в противовес традиционному управлению, в Новочеркасске создается Главное духовное управление мусульман Ростовской области, которым руководит также один из представителей татарской общины Флюр Арсланов. Новое управление ориентируется и входит в состав ДУМЕР. В конечном итоге традиционное управление переименовывается в Центральное духовное управление мусульман Ростовской области (ЦДУМ РО). Но деятельность всех духовных управлений по-прежнему не распространяется за пределы области.

В структуру традиционного управления (ЦДУМ РО) входят около восьми общин города и области. Мусульманские общины, действующие в области и входящие в состав ЦДУМ РО, в своем большинстве представлены турками-месхетинцами. Их общины действуют в Зерноградском, Неклиновском, Веселовском, Егорлыкском районах. В Дубовском районе также была зарегистрирована община, в основном состоящая из выходцев из Чечни и Ингушетии. В состав ГДУМ РО входило также около восьми общин. В их числе общины городов Новочеркасска, Шахт, Гуково, и т.д. Две общины, входивших в состав ГДУМ РО, позднее были ликвидированы органами юстиции.

Следует отметить, что большая часть общин (особенно городские) ориентирующаяся как на ГДУМ РО, так и ЦДУМ РО, действует формально, а их создание было обусловлено юридическими моментами: для регистрации централизованных управлений. Это также касается финансовых взаимоотношений. Хозяйственную деятельность ведут лишь централизованные духовные управления. При этом большая часть денежных поступлений – это добровольные пожертвования верующих, которые в основном расходуются на текущие нужды (оплата коммунальных услуг, командировок руководителей и т.д.). Среди централизованных управлений постоянную хозяйственную деятельность, в основном, ведет лишь ЦДУМ РО.

Одним из лидеров мусульманской общины города также становится аварец Ахмед Абусупьянов, официально представляющий в Ростове Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), а также имеющий хорошие связи с Духовным управлением мусульман Дагестана (ДУМД). Большая часть его сторонников – это выходцы из кавказских республик, но также и местное татарское население. Во многом авторитету А.Абусупьянова способствовала его позиция по единству мусульманской общины города. Последний, в отличие от Ф.Арсланова, не стал создавать (юридически) отдельные мусульманские общины с ориентацией на другие центры и, в частности, на КЦМСК или ДУМД. Следует отметить, что официального представительства в виде каких-либо помещений у КЦМСК нет.

Лидеры мусульман области часто приглашаются на религиозные мероприятия представителями других этнических групп. Д.Бикмаев достаточно часто посещает представителей месхетинской общины, а также приглашается на проведение религиозных мероприятий (в основном поминальных обрядов) кавказскими диаспорами. Аварец А.Абусупьянов бывает частым гостем у представителей татарской общины города. До недавнего времени в числе сторонников Ф.Арсланова также были выходцы с Кавказа и из Средней Азии. В отдельных случаях это даже вызывало недовольство со стороны отдельных представителей татарской общины г. Новочеркасска.

Уровень религиозного образования традиционных и выделившихся лидеров различен. У муфтия Д.Бикмаева, начинавшего свою деятельность еще в бытность СССР и работающего в Ростове с начала 80-х, он наиболее высок. Окончив в Бухаре одно из немногих действующих в Советском Союзе медресе «Мир Араб», в дальнейшем он в течение нескольких лет получал образование в г. Фес (Марокко), будучи слушателем теологического факультета истории и гуманитарных наук высших богословских курсов Марокканского королевского университета. Некоторое время Д.Бикмаев работал заместителем верховного муфтия мусульман России Т.Таджуддина и представлял ЦДУМ России в администрации президента РФ и Федеральном собрании РФ. При его непосредственном участии в середине 80-х мусульманской общине города был передан отдельный квартал на Северном городском кладбище. В 1993-м году ему удалось организовать вылет мусульман на паломничество в Саудовскую Аравию прямым рейсом из Ростова.

Несмотря на то что Ахмед Абусупьянов не получал специализированного религиозного образования, уровень его знаний также достаточно высок. Будучи выходцем из Дагестана, который по праву может претендовать на роль одного из самых религиозных (мусульманских) регионов России, азы религии он унаследовал от отца, а также в результате полуподпольного обучения еще в бытность СССР. Он владеет арабским, хорошо знает Коран и Сунну, а также имеет высшее техническое образование.

На этом фоне наиболее скромные позиции имеет Ф.Арсланов, который окончил лишь религиозные курсы в Киевском медресе на Украине. Но свою сравнительно низкую религиозную грамотность он вполне компенсировал своей энергичностью, иногда даже вызывающей недовольство, как со стороны верующих, так и со стороны официальных органов власти. Он завоевал доверие в среде руководства ДУМЕР, ему был присвоен титул Ахун Ростовской области.

Как одним из проявлений противостояния централизованных духовных управлений можно рассматривать назначение Ф.Арсланова официальным представителем СМР в Южном федеральном округе[7]. В ответ на это Д.Бикмаев был назначен официальным представителем верховного муфтия ЦДУМ в ЮФО[8]. Но следует отметить, что данные назначения вряд ли могут означать усиление влияния данных официальных мусульманских структур на ДУМы Северного Кавказа. Во многом даже существование КЦМСК не снимает противоречия между местными северо-кавказскими управлениями, расколовшимися по этническому признаку.

Следует отметить, что проблемы, связанные с борьбой за официальное лидерство в общинах, не сильно отражаются на простых верующих. В большей степени эти вопросы беспокоят часть прихожан, тех, кто принимает активное участие в жизни общин и постоянно посещает коллективные мероприятия.

Более серьезным негативным моментом было то, что борьба за лидерство проходила на фоне обострения вопросов по поводу возвращения исторической мечети Ростова, а также начала строительства мечети в Таганроге, которое с неприязнью было воспринято местным населением. Лидеры мусульманской общины области достаточно часто упрекали друг друга либо в неспособности разрешить эти проблемы, либо наоборот, в излишней торопливости и «напористости» в отношении данных вопросов, что, по мнению некоторых из них, только усугубляло положение.

Здание исторической мечети города, находившееся на территории воинской части, было частично разрушено и перестроено. Военное руководство не препятствовало проведению в нем праздничных молитв, на которые к концу 90-х уже собиралось до 1500 человек, но вопрос о его передачи мусульманской общине долгое время затягивался и так и не разрешился.

Духовному управлению, возглавляемому Д.Бикмаевым, был передан один из участков земли в центре города. В связи с финансовыми затруднениями строительство так и не было начато, несмотря на то что был вырыт котлован и даже проведена церемония официальной закладки первого камня. Только к 2002 г. уже в другом месте, на улице Фурмановской, удалось построить мечеть, а вопрос о возвращении здания, находящегося на территории воинской части, отпал сам собою.

Следует отметить, что попытки начать строительство мечети в Ростове в обоих случаях приводили к конфликтам с местным населением, проживающим по соседству. При этом людей беспокоило то, что основными прихожанами мечети будут «лица кавказской национальности», а к местному татарскому населению, в целом, отношение было вполне лояльным. Такого рода обстоятельства характерны почти для всех случаев строительства мусульманских храмов на территориях, где исконно проживает русскоязычное население. Подобные ситуации вряд ли можно рассматривать как конфликты на религиозной почве, это скорее свидетельствует о наличии элементов кавказафобии и исламофобии в современной России.

Основную финансовую помощь в строительстве оказали предприниматели из Турции, с которыми имелись хорошие отношения у муфтия Д.Бикмаева. На возведение мечети также расходовались средства из добровольных пожертвований и местных мусульман, занимающихся бизнесом. Помощь в строительстве, кроме этого, оказывали местные предприятия, и в частности, Ростовский вертолетный завод. Новая мечеть рассчитана примерно на 1500 человек. На втором этаже находится мужской зал, рассчитанный примерно на 800 человек. На первом этаже – женский зал, который по площади лишь частично уступает мужской половине мечети. В ней также имеются комнаты для проведения воскресных занятий.

Следует отметить, что с момента начала функционирования центральной городской мечети на пятничные богослужения собирается примерно до 300–400 человек. На праздничные молитвы в честь основных мусульманских праздников собирается свыше 2 000 человек, небольшая часть из которых приезжает в городскую мечеть из области.

Несмотря на то что исповедующие ислам в Ростовской области принадлежат к разным этническим группам и к различным философско-правовым школам – мазхабам – в русле суннитского ислама, в общем проблем это не создает. Проповеди в центральной городской мечети (в старой, а затем новой) примерно с середины 90-х г. ведутся на русском языке, который в данном случае становиться основным интегратором. Против этого некоторое время выступали пожилые представительницы татарской диаспоры, сетовавшие на определенные сложности в понимании религиозных проповедей на русском языке. Идя навстречу представительницам татарской общины, Д.Бикмаев читает проповеди как на татарском, так и на русском языке.

В центральной ростовской мечети можно наблюдать определенный синкретизм ханафитского и шафиитского мазхаба. Так, все богослужения проводятся согласно ханафитскому праву, но коллективное произнесения слова «аминь» после прочтения имамом обязательной суры «Аль-Фатиха» указывает на влияние шафиитского права. Такого рода традиция берет свое начало от арабов, которые посещают ростовскую мечеть и в большинстве принадлежат именно к данной правовой школе. Данная традиция была поддержана и выходцами с Кавказа, также преимущественно являющимися шафиитами.

Следует отметить, что в плане религиозности местное татарское население явно уступает выходцам с Северного Кавказа и из Средней Азии. Если в отношении пожилых прихожан лидерство по-прежнему остается за татарами, то с молодежью дело обстоит иначе. Так, пятничные молитвы более активно посещает кавказская и азиатская молодежь, которая явно превосходит по численность татарскую молодежь.

Параллельно началу строительства мечети в Ростове разгорелся скандал, связанный со строительством мечети в г. Таганроге. Местная администрация сначала дала разрешение на строительство. Так как проект был не до конца согласован, а строительство уже было начато, администрация отозвала разрешение. Против муфтия Д.Бикмаева был подан арбитражный иск с формулировкой за «несанкционированное» начало строительства. Судебное решение было обжаловано в областном арбитражном суде, но суд не изменил решения Арбитражного суда г. Таганрога от 18 декабря 2000 года «О сносе недостроенного здания мечети»[9].

Кроме того, против муфтия Д.Бикмаева было возбуждено уголовное дело по факту незаконного строительства, а в дальнейшем оно было закрыто ввиду отсутствия состава преступления. В ситуацию также пыталось вмешаться местное казачество, представители которого, прибыв на место строительства, избили сторожа стройки, что только подлило масло в огонь разгорающегося скандала.

Местное казачество традиционно выступает против строительства на Дону мусульманских храмов, видя в них источник будущих конфликтов. Так, в 2002 г. Малый Круг Войскового казачьего общества принял обращение к трем губернаторам, в том числе и главе Ростовской области, где говорится буквально следующее: «Казаки Дона глубоко озабочены имеющими место попытками иммигрирующих религиозно-этнических группировок создать очаги напряженности путем основания и строительства мечетей». Пытаясь обосновать ряд принятых решений, местное казачество аргументировало их достаточно ложными посылками: «Мечетей на Дону испокон веку не было, и все жили в мире и согласии!»[10].

Несмотря на протесты казачества, строительство мечетей в ростовской области продолжается. Так, в 2004 г. в г. Пролетарске и г. Сальске также были открыты мечети. Основными прихожанами местных храмов являются чеченское и ингушское население. Примечательным является тот факт, что на открытии мусульманского храма в Сальске были работники областной и районной администраций, а среди лидеров мусульманского духовенства области присутствовал А.Абусупьянов[11]. Обе мечети не входят в централизованные управления и юридически зарегистрированы как автономные религиозные общины, но фактически они ориентированы на официального представителя КЦМСК.

В хуторе Татарка возле Новочеркасска при непосредственном участии руководителя ГДУМ РО также было начато строительство мечети на территории исторического татарского кладбища. Последнее вызывало недовольство в среде татарской общины, отдельные представители которой усматривали в этом нарушение шариата. В связи с финансовыми затруднениями строительство так и не было закончено.

Также появлялись сообщения о желании мусульманской общины г. Шахты построить мечеть, а в ожидании разрешения на строительство под храм был оборудован частный дом[12]. Мусульмане шахтерского города некоторое время ориентировалась на ГДУМ РО, но в дальнейшем, в связи с попыткой продажи молитвенного дома Ф.Арслановым, последний утратил свое влияние и авторитет среди общины города.

Некоторое время в западном микрорайоне города Ростова функционировал небольшой мусульманский молитвенный дом. Основными его прихожанами были представители азербайджанской общины, а также русскоязычные, принявшие ислам. Лидером общины был азербайджанец по имени Эльман. Примерно с начала 2000 г. данная община функционировала достаточно автономно, но в дальнейшем распалась. Несмотря на то, что в Ростове насчитывается свыше 10 тысяч представителей азербайджанской диаспоры, они не оказывают серьезного влияния на жизнь местной мусульманской общины. Это связано с низким уровнем религиозности азербайджанцев, у которых синкретичный шиитско-суннитский ислам существует на бытовом уровне в виде исполнения лишь отдельных религиозных ритуалов. Бóльшую активность проявляет Ростовская региональная национально-культурная автономия азербайджанцев[13].

Несмотря на наличие культовых зданий в Ростовской области, достаточно большая часть религиозных обрядов совершается в домах самих верующих. Помимо традиционных обрядов поминовения усопших, мусульмане городов и области часто собираются на коллективные пятничные молитвы в своих домах.

Студентам медицинского университета, в основном гражданам государств Ближнего и Среднего Востока, руководство ВУЗа выделило небольшое помещение в здании общежития. Несмотря на это большое количество представителей дальнего зарубежья из числа студентов-медиков продолжает постоянно посещать пятничные и праздничные молитвы в городской мечети. Следует отметить, что зарубежные гости не оказывают сильного влияния на жизнь общины и, в общем, держатся достаточно автономно. Во время празднование мусульманских праздников студенты иногда проводят коллективные мероприятия, куда приглашается профессорско-преподавательский состав, а также лидеры мусульманской общины Дона.

Навстречу мусульманским общинам идут местные власти. Так, по словам руководителя местной мусульманской общины Зернаградского района Джавата Кебарова, сельсовет хутора Голубовка постоянно предоставляет здание местного клуба для проведения праздничных молитв для месхетинской общины. Но деятельность районной общины, в общем, ограничена в связи с нехваткой финансовых возможностей. Как правило, она не выходит за рамки проведение праздничных молитв, а также помощи в проведении похоронных и поминальных обрядов.

По-другому выглядит ситуация в Неклиновском районе. Здесь представители месхетинской общины постоянно собираются на пятничные и праздничные молитвы. Турки-месхетинцы из Неклиновского района регулярно собирают деньги на пожертвование в пользу ростовской мечети, а отдельные ее представители оказывали материальную помощь в ее строительстве.

Несколько представителей месхетинской общины Дона, в том числе и Д.Кебаров, по направлению местного духовного управления мусульман получили образование в Исламском институте имени Ризаэтдина бине Фахретдина при ЦДУМ России, считающемся «татарским» религиозно-образовательным учреждением. Помимо этого, в среде месхетинских турков доля религиозно грамотных, в том числе молодежи, выше, чем у представителей татарской или кавказских общин.

Всего за последние десятилетия по направлению ЦДУМ РО мусульманское религиозное образование получили шесть человек. Кроме двух турков-месхетинцев в медресе ЦДУМ России обучались три представителя татарской общины города и один житель Морозовского района области. На сегодняшний день двое из них продолжают свое образование в одном из самых известных исламских университетов мира «Аль-Азхар» в Египте. В их числе – сын муфтия Наиль Бикмаев (кроме того окончивший курсы «Коран-хафизов» в Турции и выучивший Коран наизусть).

В городской мечети на общественных началах работает несколько пожилых представителей татарской общины, один из которых заочно окончил одно из медресе в Казани. Их знаний вполне достаточно для проведения основных мусульманских обрядов: никях – бракосочетание, проведения похоронных обрядов, поминовение усопших и т.д. Некоторые представители мусульманской общины области получали религиозное образование самостоятельно без направления духовных управлений.

Следует отметить, что для удовлетворения основных религиозных нужд мусульман города и области со стороны духовенства глубокого религиозного образования не требуется – это связано с низкой религиозной грамотностью самого населения. Все это вовсе не снимает вопрос об уровне общего кругозора и просвещенности самого духовенства.

Вопросы религиозного образования всегда были важной составляющей для местной мусульманской общины. Так, муфтий Д.Бикмаев еще в бытность СССР, точнее с началом перестройки, преподавал арабский язык (для чтения Корана и основных молитв) и основы ислама в одной из ростовских школ. Основными посетителями занятий были представители татарской общины. С началом процесса религиозного возрождения, помимо того, что на получение специального религиозного образования стали направляться представители местной общины, в старой городской мечети стали проводиться воскресные занятия по основам ислама и арабского языка. Посетителями занятий становились не только представители татарской общины, но и выходцы с Кавказа и из Средней Азии.

Некоторое время к преподаванию допускались граждане Турции, представители известного суфийского ордена «Нурджулар», обучавшиеся в Ростовском государственном университете. Они также вели активную преподавательскую деятельность в месхетинских общинах. В дальнейшем их активность спала. После окончания университета большинство из них стали заниматься коммерческой деятельностью. Попытка с их стороны открыть Российско-турецкий образовательный центр вызвала подозрение у местных правоохранительных органов, и часть граждан Турции были высланы за пределы страны, а деятельность центра была приостановлена[14].

После окончания обучения в медресе при ЦДУМ к преподаванию основ ислама и арабского языка стало подключаться и молодое духовенство, в том числе и младший сын муфтия Д.Бикмаев. (В настоящее время он обучается в университете «Аль-Азхар»). На сегодняшний день воскресные занятия в местной мечети проводит один из имамов городской мечети (турок-месхетинец, получавший религиозное образование в Азербайджане), а также А.Абусупьянов. На воскресные занятия собирается от 10 до 20 человек, большую часть из которых составляет молодежь.

Изменение этноконфессионального баланса в Ростовской области не сильно повлияло на межнациональные отношения. Несмотря на то, что в области отмечались конфликты с участием месхетинцев (в Багаевском районе), в общем ситуация остается стабильной, в отличие от соседнего Краснодарского края, что лишний раз свидетельствует об использовании «турецкого вопроса» отдельными сторонами в сугубо политических целях.

Автору не раз приходилось бывать в гостях у турков-месхетинцев. По словам многих месхетинцев, их вполне устраивает жизнь в Ростовской области, хотя многие из них отмечают, что опасение вызывает лишь позиция отдельных представителей казачества по вопросу их дальнейшего пребывания на Донской земле. Такого рода опасения повлияли на нежелание построить мечеть в одном из сел Неклиновского района самими месхетинцами. В повседневной жизни турки мирно бок о бок живут с русскоязычным населением, что также отмечается и местными журналистами[15].

Отмечались также конфликты местного населения с представителями чеченской общины на востоке области. Возникшая драка между казаками и чеченцами в станице Богородицкой 8 марта 2001 г. спровоцировала волнения в нескольких районах области. На ситуацию отреагировало местное казачество, призвавшее выселить чеченцев с территории Дона. При этом «сами чеченцы утверждают, что не местные, а именно приезжие чеченцы явились виновниками столкновений»[16]. По словам представителя администрации, межнациональные противоречия на востоке области тесно связаны с хозяйственно-экономическими проблемами и, в частности, с нехваткой земли для выпаса скота местными чабанами[17].

Взаимоотношения местного мусульманского духовенство с властями в целом нормальные и конструктивные. Сотрудничество с властями также ведется в случае возникновения тех или иных конфликтных ситуаций для их успешного разрешения. Лидеры общин постоянно приглашаются на круглые столы и конференции, проводимые при участии администрации города и области, а также бывают частыми гостями в Аппарате полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, где обсуждаются насущные проблемы. Со стороны властей религиозным объединениям оказывается всяческая поддержка. В целом, самим духовенством обстановка в сфере этнонациональных и этноконфессиональных отношений оценивается как нормальная, ими указывается на отсутствие каких-либо радикальных и экстремистских группировок и организаций на Дону[18].

***

Таким образом, события последних десятилетий внесли определенные изменения в этноконфессиональную карту Ростовской области. В первую очередь, это связано с тем, что по численности мусульманского населения на первое место выдвинулись нетрадиционные этнические группы, не имеющие глубоких исторических корней на Дону. Это определенным образом сказалось на взаимоотношениях внутри мусульманской общины Дона.

Усилению борьбы за лидерство в общине способствовало также институциональное и правовое размежевание централизованных духовных управлений. С учетом экономического дисбаланса и относительной иммиграционной привлекательности области, в целом, ситуация, связанная с усилением позиций кавказских и среднеазиатских диаспор в жизни мусульманской общины Дона, будет по-прежнему сохранятся. Многое будет зависеть от позиции молодого татарского духовенства, которое в случае получения серьезного религиозного образования будет претендовать на лидерство в мусульманской общине Дона.

Несмотря на сравнительно автономное существование этнических групп (традиционной татарской диаспоры и вновь прибывших), можно говорить об определенных интеграционных процессах в общине мусульман Ростовской области. Месхетинская община, несмотря на мнения многих исследователей о «закрытости» турецких сообществ, вполне успешно интегрируется в жизнь мусульманской общины области. То же самое можно сказать и о кавказских диаспорах.

 


[1] Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. Ростов н/Д, 2003. С. 202– 208. (параграф «Ислам на Дону и Кубани»).

[2] Брежнев В.С. Религиозно-этнические группы Ростовской области // Межнациональные отношения сегодня / Сб. ст. Ростов н/Д; Тбилиси, 1997. С. 54.

[3] Донская история в вопросах и ответах / Под ред. Е.И.Дулимова и С.А.Кислицина. Т. 1. Ростов н/Д, 1997. С. 86.

[4] Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. С. 205.

[5] Бондаренко М. В станице татарской осталось четыре дома. Интервью с Хашимом Деветьяровым, заместителем председателя ростовской региональной татарской общественно-культурной организации «Hyp» // http://regions.ng.ru/far/2001-04-10/2_house.html

[6] Здесь и далее в таблице использованы данные переписи. См.: Краткая социально-демографическая характеристика населения Ростовской области: По данным Всесоюзной переписи. Часть 1. Ростов н/Д, 1991. С. 198–201; Ростовская область в цифрах 2003 / Статистический ежегодник. Ростов н/Д, 2004. С. 44.

[7] Совет муфтиев России назначил своего представителя в Южном округе // http://www.kavkaz-uzel.ru/printnews/news/id/560533.html

[8] Бикмаев Джафар-хазрат назначен представителем председателя Центрального Духовного управления мусульман России по Южному федеральному округу в духовном звании Наиб Верховного муфтия // http://www.rostov-gorod.ru/index.php?nid=7332

[9] Суд в Таганроге постановил снести недостроенную мечеть // http://www.religio.ru/arch/03May2001/news/1113_print.html

[10] Туманов Ю. В Ростове-на-Дону состоялся Малый Круг Войскового казачьего общества // http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/491903.html

[11] На Дону открылась еще одна мечеть // http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=710545

[12] Мечеть в казачьем домике // http://www.relga.rsu.ru/n69/vita69.htm

[13] Волошинова В. Азербайджанцы Ростова отметили праздник Новруз Байрам // http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/644548.html

[14] Вечерний Ростов. 2001. 9 апреля; 10 мая.

[15] Слепцова Е. Оседлые странники. Турки-месхетинцы вполне мирно соседствуют с казаками в небольшом селе в Ростовской области // http://www.newizv.ru/news/2004-03-25/5447/

[16] Кисин С. Ростовская область: весеннее обострение хронической национальной проблемы // www.strana.ru/topics/66/01/03/20/53397.html

[17] В Ростовской области межнациональные и хозяйственные противоречия тесно связаны между собой // http://kavkaz.memo.ru/printnews/news/id/655131.html

[18] Шаповалов А. Джафар Бикмаев: «На Дону шахидов нет» // http://www.ng.ru/regions/2003-09-16/4_bikmaev.html

 

Патеев Ринат Фаикович – соискатель кафедры политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы

http://i-r-p.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.