закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Самарская область / История региона
    

Самарская область

Ислам в Самарской области

Первое проникновение ислама на территорию Среднего Поволжья, возможно, было связано еще с походом будущего халифа Марвана II (последнего омейадского халифа), а в то время правителя Аль-Джазиры, Азербайджана и Армении Марвана ибн Мухаммада. Согласно одной из версий, наместник, преследуя хазарские войска, дошел до Самарской луки (есть также и другие версии). И если это так, то первый азан здесь прозвучал еще в 737 г. Но, даже если это и было так, то глубоких следов в жизни народов края это событие не оставило.

Исламизация населения здесь началась лишь с приходом сюда и оседанием в регионе древних булгар. Булгарские племена двигались с юга на север вдоль Волги и также из бассейна Дона перемещались в регионы современных Самарской и Ульяновской областей. Несмотря на то, что у них в тот период уже было достаточно развито пашенное земледелие, окончательного перехода к оседлости еще не произошло. Возможно, что часть их в момент переселения уже была мусульманами. Кроме того, следует учесть и тот факт, что, по крайней мере, в 9-10 веках мусульманские города с булгарским населением уже существовали в Подонье, и их население исчезает в середине 10 века одновременно с появлением схожего по культуре народа в Средне Поволжье. Ряд ученых предполагает, что это были одни и те же люди. Кроме того, было переселение из Нижнего Поволжья в Среднее, причем переселялись не только булгары, но и близкородственные к ним хазары, среди которых также было немало мусульман. По крайней мере, именно о племени баранджар писал ибн Фадлан, как о полностью укрепившихся в исламе. 

Начало распространения ислама здесь необходимо связывать с движением булгарского населения, которое происходило из регионов Нижнего Поволжья, Подонья и Предкавказья в северном направлении.

В известном сочинении арабоязычного иранского географа ибн Русте «ал-А’лак ан-нафиса» — «Дорогие ценности» описаны мусульмане Волжской Булгарии как минимум за два десятилетия до официального принятия ислама в качестве государственной религии. Однако продвижение новой религии происходило достаточно сложным путем. Нам известно о наличии мусульман на территории Астраханской области и Татарстана. Известно также о том, что ранние булгары прежде чем достигнуть современного Татарстана, прошли Самарскую и Ульяновскую области, которые позже также находились в составе Булгарского государства.  При этом по Самарской области к тому же пролегали торговые пути из мусульманского Хорезма.

 

Территория современной Самарской области была одним из основных маршрутов продвижения булгарских племен на север. Исходя из этого факта, можно гипотетически предположить, что ислам пришел на эти земли в VIII-IX вв., хотя подтверждений этому пока не найдено. Однозначно уверенно можно говорить об исламе здесь с  IX –X вв., потому что собственно прилегающие друг к другу земли Самарской и Ульяновской областей и Татарстана и стали ядром формирования Волжской Булгарии. Постепенно влияние Волжской Булгарии росло, государство это развивалось. Одно из направлений его роста было экономическое и культурное проникновение в степь, хотя и на этом пути были препятствия. Главным из них было господство в степи печенегов и сменивших их кыпчаков. Эти племена в то время преимущественно пребывали в язычестве, и исламизация кыпчаков, начавшись в доордынский период, приобрела размах лишь в XIV в. Тем не менее существовало другое обстоятельство, облегчающее распространение ислама в землях современной Самарской области. Дело в том, что через эти же территории пролегали торговые пути из Хорезма, в т.ч. булгаро-хорезмийской торговли.  В 922 г. по этому пути прошел с посольством ибн Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа, направленного к булгарскому эльтиберу Алмушу, принявшему ислам в качестве официальной религии возглавляемого им государства. Ибн Фадлан оставил после себя бессмертный труд «Рисаля», повествующий о булгарах, огузах, башкирах, русах и славянах. Между прочим, когда он проходил по современной Самарской области, то встретился там с башкирами – в большинстве своем тога еще язычниками, но у которых уже начинал распространяться ислам.  

В предмонгольский период в 1223 г. именно в Самарской области произошла знаменитая Баранья битва, описанная ибн аль-Асиром. В этой битве войска непобедимых Субудая и Джебе, победившие перед этим грузин, алан, кыпчаков и объединенное войско русских князей, были разбиты булгарами. Причем был использован тот же самый маневр, помогший накануне монголам выиграть битву при Калке. Но триумф булгарского оружия был недолог, хотя именно это государство продержалось дольше всех под ударами Монгольской империи. И в 1236-1242 гг. Булгария пала. В 1242 г. где-то здесь, на островах Волги настиг кыпчакского эмира Бачмана из племени ольбурлик царевич Бучек со своими двумя туменами, что и завершило покорение Поволжья. Наступил новый исторический этап развития нашей страны – великой Монгольской империи, а позже ее улуса – Золотой Орды. Самарская область не входила в районы городских агломераций, которыми так прославилось это государство. Она находилась между двумя крупными очагами городской культуры – Нижневолжским и Булгарским, что не помешало ей развиваться и в данный период времени. Проживавшее здесь кочевое население - ногаи     башкиры, как и все кочевое население Орды, составлявшее основу ее военной мощи, стали активно исламизироваться после реформы Узбек-хана в 1312 г. Основной базой для этой религиозной реформы были медресе Булгара, Хорезма и Нижнего Поволжья. По хорошо исследованным кочевническим захоронениям Нижнего Поволжья видно, что оставившие их люди принимали ислам и укреплялись в нем в течение 1-2 поколений. Не минуло это и население Самарской области. Тем более, что проживали они чересполосно с оседлыми людьми – мусульманами булгарами.  

Но в 1391 г. сюда пришла страшная беда. Знаменитый Аксак Тимур – Тамерлан пришел разорить земли своего друга и воспитанника хана Тохтамыша. По-разному оценивают его роль в разрушении инфраструктуры Золотой Орды в Нижнем Поволжье и на Кавказе, но именно в Самарской области  его участие в это процессе отчетливо видно. Разгромив Тохтамыша в битве на Кондурче18 июня 1391 года, Тамерлан расположился лагерем и методично разорял все окрестности, пока не ушел.

В результате гражданских войн второй половины XIV –XV вв. Золотая Орда распалась на несколько государств, многие ее городские и оседлые центры были разрушены, степь обезлюдела, многие бежали в более безопасные места. В число таких разоренных земель вошла и земель Самарской области, хотя есть документы о проживании здесь мусульманского населения во второй половине XVI-XVII вв. Большая часть Самарской области вошла в состав Большой Ногайской Орды – государства большого, с огромным войском, но очень рыхлой структурой управления. В течение XVI -XVII в. Самарская область вошла в состав России, после чего ее территории стали заселяться выходцами из различных регионов Московии. В их  числе были и татары – главным образом служилые и торговые люди. Интересно, что татарское население Самарской области происходило из разных мест – бывшее Казанское ханство, Мещера, астраханские «ногайские татары». В XVIII в. с юго-востока Башкортостана переселяются башкиры, тогда же из Астрахани в Ставрополь-на Волге  (Тольятти) перевели группу калмыков-мусульман. Постепенно строились мечети. Динамика их строительства в принципе та же самая, что и в Татарстане.

Уже в XIX-начале XX в. появляются казахи, т.н. «откочевники» - переселенцы из Казахстана.    

Мусульмане-татары поселились в Самаре уже в конце XVI в. Первая мечеть была построена здесь в 1856 году. В 1907 году Городская дума приняла решение построить вторую соборную мечеть. Обе мечети были закрыты в начале 1930-х годов. На месте соборной мечети в середине 60-х годов было построено здание цирка. Заново мечеть была открыта, лишь в конце 1960-х годов. Строительство новой мечети было закончено на улице Стара-Загора. В настоящее время мусульманская Самарская соборная мечеть является самой крупной мечетью в Европе с 1999 года. В настоящее время в Самарской области на 200 тыс. мусульман 64 мечети. Самарская мечеть является центром общественной жизни мусульман – здесь не только читают намаз, и учат этому других, но также пишут и издают книги, проводят научные конференции.

Знаменита также Самарская область селом Алькино Похвистневского района единственным селом в России, где на протяжении всего советского периода продолжало работать 2 мечети.

Ахмад Макаров

 

В исторической литературе принято связывать проникновение и расселение тюрок на земли будущего Самарского края с историей Волжской Булгарии. Самое крупное известное поселение булгар на территории края – Муромский городок, где были торговые площади, мечети, медресе. Муромский городок был разрушен во время нашествия хана Батыя в 1236 г.

Следующий этап проникновения тюрок приходится на эпоху золотоордынского владычества. В край начали переселяться тюркские кочевники с юга и юго-востока. Впоследствии северо-западные районы будущей Самарской губернии входили в состав Казанского ханства и были заселены татарами, болгарами, чувашами, мордвой и марийцами. Новая массовая волна тюрок, заселивших северные самарские земли – это выходцы из Казанского ханства, беженцы, кто в 1552–1553 гг. стремились в лесные районы Волго-Вятского междуречья, в районы Вятки, на Среднюю и Верхнюю Каму.

Складывание относительно устойчивых, оседлых тюркских поселений на этих землях можно отнести к периоду XVI – середины XIX вв. Движение в этом направлении казанских татар и мишарей было результатом вольной колонизации и испомещения служилых татар. Стоит упомянуть Мочинскую слободу – крупное татарское казачье поселение, которое играло заметную роль в защите юго-восточных рубежей тогдашней Симбирской губернии. Слобода оказала заметное влияние на формирование мусульманской общины уездного города Самары конца XVIII – начала XIX в. Кроме того, именно с ней связаны предания о появлении в селениях Теплый Стан и Филиповка самых старых (как принято считать) мечетей. Именно с довольным количеством земли, лугов связан и тот факт, что в это же время в Мочинскую переселялись татары-мусульмане из других волжских губерний. Мишарские этноэлементы с XVII в., с началом постройки оборонительных рубежей, стали оседать на левобережье Волги к югу от Камы, на территории современных Татарии, Ульяновской, Самарской областей. Поэтапное освоение самарских земель, рост количества татарских селений и постепенное их укрупнение привело к формированию относительно устойчивых по численности приходов. Большая часть переселенцев-тюрок исповедовала ислам. Документально подтверждается, что строительство мечетей, основание мектебов на территории Ставропольского, Бугульминского, Самарского, Бугурусланского, Бузулукского уездов велось уже с начала XVIII в.

В XIX в. на территории будущей Самарской губернии уже было значительное число мусульман, насчитывалось 93 мечети. На рубеже веков число храмов достигло 110 (их посещало 87 777 человек). Во всех уездах имелись указные и неуказные ахуны, люди, которые своим авторитетом и мудрым советом направляли и поддерживали прихожан. Практически при всех мечетях имелись мектебе и медресе. Городская татарская община в этот период только начинала осознавать себя как единое целое. В числе горожан во второй половине XVIII – начале XIX в. отмечались торговые касимовские татары. По данным 1795 г. мусульмане города не имели мечети, однако нельзя отрицать, что в городе в конце XVIII – начале XIX в. имелись некие жилые, торговые постройки (быть может, временные) купцов-мусульман. Наличие татарского кладбища свидетельствует, что происходила смена поколений, т. е. в городе на протяжении нескольких десятилетий существовало относительно устойчивое ядро тюрко-мусульманской общины.

На рубеже веков самарские мусульмане переживали те же процессы, что и все мусульманское сообщество Российской империи. Среди прочих явлений, следует отметить распространение джадидских идей и появление мусульманских обществ, выход части наиболее активных мулл в политику и ведение ими широкой общественной деятельности, заметный рост числа мечетей и религиозных учебных заведений. Эти явления во многом были связаны и с экономической составляющей существования городских мусульман. К началу XX в. постепенно формируется не очень значительный, но заметный слой торговой городской и сельской татарской буржуазии. Они начинают осознавать свои интересы и реализуют их в доступной им форме. Именно с ростом благосостояния городских мусульман, а также с наличием образованных духовных лидеров связана организация двух самарских махалля. Увеличение приходов и открытие новых мечетей имели место и в селениях губернии. Активизация религиозной и общественной жизни была характерна и для сельских махалля. Серьезный количественный скачок произошел в начале XX в.: усилиями прихожан к 1915 г. было выстроено 166 мечетей. Помимо резкого увеличения количества мечетей в начале XX в. наметился и численный рост религиозных учебных заведений. Таким образом, как и в различных мусульманских частях Российской империи, в начале XX в. самарские мусульмане переживали заметный религиозный подъем, вызванный экономическими и идеологическими причинами.

Еще одно заметное явление, имевшее место в мусульманской среде губернии в этот период, – это массовые миграции татаро-башкирского населения в Турцию, что было неприятным симптомом для властей. Как показывает анализ документов, массовый выезд мусульман во многом был спровоцирован неграмотными и некорректными действиями властных органов различного уровня. Никогда ранее миграции не имели такого масштаба. Мусульман толкала на этот шаг боязнь крещения. Опасность, по мнению крестьян, проистекала из запретов, введенных российской администрацией, иметь заграничных учителей и книги, не прошедшие цензуру. Мусульмане опасались, что закрытие школ (ввиду отсутствия кадров и литературы) приведет, в конечном итоге, к ликвидации религиозного образования и в перспективе духовенства как такового.

Оставшиеся на родине татары и башкиры вместе со всем населением Российской империи трудно переживали события 1917 г. В смутное время революций и Гражданской войны имамы всячески пытались сохранить мечети как центры религиозного, национального единения общины. В 1920-е гг. в губернии была организована структура мухтасибатов. Несмотря на жесткие условия существования: изъятие помещений, отсутствие финансовых накоплений, лидеры общины старались должным образом организовать духовную жизнь мусульман. В период НЭП наметилась значительная активизация верующих. Татарское население не было исключением. В селах значительно возросло число желающих получить религиозное образование. В отношениях с властями мусульмане показали себя с лучшей стороны – были корректны и лояльны, и вместе с тем проявляли настойчивость в достижении своих целей. С 1 февраля 1927 г. было разрешено преподавание в городской мечети мусульманского вероисповедания. При мечети действовало две школы: для мальчиков и для девочек. В 1926 г. общине разрешили построить минарет. Однако в советском обществе 1930-х гг. не было места мечетям, церквям и религии в целом. С 1930 г. начались массовые закрытия мечетей, репрессии мулл. В военное время верующие вновь стали собираться в мечетях, на кладбищах.

В послевоенное время, как и во многих регионах СССР, верующие области заметно активизировались. В Куйбышеве мусульмане собирались в домах Хайруллы Гильманова, Фаттаха Сагирова и других. В городе регулярно проводились праздники, верующие собирались в разных местах на меджлис. А в теплое время года местом для богослужения становилось кладбище. Всего в городе и районах Куйбышевской области в 1960–1970-е гг. действовало 14 мечетей и столько же зарегистрированных религиозных групп. 18 приходов действовало неофициально. Таким образом, с точки зрения властей, религиозная деятельность мусульман протекала в форме зарегистрированных и незарегистрированных мусульманских религиозных обществ. В этом смысле куйбышевские мусульмане ничем не отличались от мусульман всего Союза.

В результате сложных политических и этнических пертурбаций ситуация в области к концу XX в. значительно изменилась. При сохранившемся преобладании татарского элемента возросла численность иных мусульманских народов, в том числе тех, которые ранее никогда в области не проживали. Ядром же мусульманской Самары и области были и продолжают оставаться татары, приверженцы суннитского мазхаба. Современная Самарская область, как и в XIX–XX вв., остается одним из заметных мусульманских «островов» на карте страны.

 

Источник: Гусева Ю. Н. Ислам в Самарской области. – М.: Логос, 2007.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.