закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


30 ноября 2011 22:07   Самарская область 

«Если христианство – это религия любви, то ислам – религия справедливости»

У всех мусульман мира начался священный месяц Рамазан. В этот период всем верующим предписаны пост и молитва. Однако мусульманам и в повседневной жизни присуща особая сплоченность и приверженность вере. Об особенностях исламских традиций, деятельности самарской соборной мечети, 63.ru рассказал имам Самарской соборной мечети Иршат хазрат Сафин.

Иршат хазрат, какие правила прежде всего должны соблюдать верующие во время Рамазана?

– Месяц Рамазан в исламе считается священным. В начале седьмого века нашей эры во времена пророка Мухаммеда на земле появились первые стихи Корана. В это время началась земная жизнь священного писания. И в течение 23 дней Аллах ниспосылал стихи и тексты Корана. Как говорит Аллах в священном писании, в честь этого всем мусульманам предписан пост. Пост является одним из столпов ислама. Поэтому наравне с молитвой он очень важен для мусульман. Но в тоже время пост должен быть осознанным, чтобы он не был похож на муки голодного зверя. Это не должен быть только пост ради поста. Прежде всего, он дает возможность усмирить в себе разные не благочестивые начинания, свое эго. Аллах не нуждается в пустом голодании, если оно не подкреплено человеколюбивыми деяниями.

Рамазан иначе называют праздником длиною в месяц. Потому что в это время мусульмане собираются вместе не только для молитвы. Верующие объединяются духовно. У мусульман в это время принято ходить в гости и после захода солнца принимать угощения (столы разговения), это материальная составляющая, которая сплачивает их.

Что нежелательно делать в пост?

– Пророк говорил, что пост подобен куску новой материи. И такие деяния, как ложная клятва, просто ложь, сквернословие, похотливый взгляд, сплетни и хула разрывают его. Мусульмане стараются избегать подобных деяний, чтобы к концу месяца преподнести всевышнему целый кусок материи, не разорванный. В этом и заключается суть поста.

Но ведь не всегда получается соблюсти все правила при современном ритме жизни и условиях. Что тогда?

– Тогда пусть хотя бы этот кусок материи будет с «заплатой». Для этого мусульмане подают очистительную милостыню в конце месяца неимущим. И стараются совершать как можно больше добрых дел.

Расскажите о том, как проходит молитва в Рамазан?

– Молитва называется намаз. Если у православных верующих три службы в день, то у мусульман пять раз в сутки. Во время Рамазана мусульмане стараются молиться в мечетях. Если в другие месяцы это правило не так строго соблюдается, особенно в часы утренней службы, еще до восхода солнца, то в Рамазан верующих, как правило, собирается в мечети довольно много.

Иршат хазрат, в этом году исполняется 10 лет с момента открытия мечети в Самаре. Будут ли проводиться какие-либо праздничные мероприятия?

– Открытие мечети произошло 29 ноября 1999 года. И как вы правильно сказали, в этом году юбилей. Но специально что-то готовиться именно к этой дате, скорее всего, не будет. Отмечу, что частично к этой годовщине у нас был приурочен четвертый съезд мусульман области, который прошел 7 июля. Он также был посвящен 15-летию нашего регионального духовного управления. Вообще в исламе не принято что-то отмечать, это скорее веяния современности. Но для людей в любом случае это радость. Надо сказать, что на момент открытия мечети она была самой большой в Европе.

Вы являетесь имамом самарской мечети. Расскажите о том, как вы получили этот пост. Насколько это почетное звание? Что для этого необходимо сделать?

– У меня интерес к религии возник еще в советское время. Я закончил историко-филологический факультет в Казанском госуниверситете. Потом был направлен на три года в Турцию, где обучался в духовном училище. Позже закончил стамбульский университет. И по направлению в 1999 году был назначен имамом самарской мечети. Община меня поддержала, областной муфтий утвердил мое избрание

Что касается особых почестей, то в исламе нет подобных традиций. Вообще, ислам – это простая религия. И если, как говорится, христианство – это религия любви, то ислам – религия справедливости. Поэтому какой-то четкой иерархии и посвящения в какой-либо сан не существует. Имамом становится тот, кто более начитан и сведущ в религиозных вопросах. Иначе говоря, более образованный в религиозном плане человек. Имам – это предстоятель, тот, который предшествует и стоит впереди общины. Особого преклонения или падания ниц перед имамом не существует.

Насколько я знаю, мечеть является не только религиозным, но и культурным центром самарских мусульман?

– Да, вы правы. При мечети есть школа медресе. Это среднеспециальное учебное заведение с двухгодичным учебным процессом. В нее мы принимаем подростков, закончивших девять классов, исповедующих именно ханафитский толк правовой школы в исламе. В медресе записывают именно на этих условиях. Обучение очное шесть дней в неделю. Кроме этого, есть воскресная школа при мечети. Здесь преподается и просто исламская культура, и проходят богослужения. Посещать ее могут все желающие, не только мусульмане.

Много ли среди православных самарцев желающих изучать мусульманскую культуру?

– Есть такие граждане, но их мало. В основном, это те люди, которые вступили в брачные союзы с мусульманами. Но хочу отметить, что иногда организуются различные экскурсии в мечеть, чтобы у желающих была возможность изучить основы мусульманской культуры.

Сколько мусульман на сегодняшний день проживает в области?

– Более 150 тысяч человек. Мы считаем всех этнических мусульман. В основном, это татары, около 120 тысяч человек, 15 тысяч казахов и около девяти тысяч башкир. Это основные народы, традиционно проживающие в регионе. Плюс к этому, есть таджики и узбеки, а также люди с северного Кавказа и Азербайджана.

Как мне кажется, мусульмане по сравнению, например, с христианами, более последовательные в своей вере, даже будучи вовлеченными в светскую жизнь. Как вы думаете, с чем это связано?

– Это происходит, во-первых, от того, что в исламе нет такого четкого разделения, как в христианстве: богу-богово, а кесарю-кесарево. Иначе говоря, вся жизнь мусульман переплетена с религией. Все традиции мусульманских народов взяты из нее. От малого до великого знают, что необходимо молиться, и все молятся. Нет ни для кого поблажек. Тоже самое с постом. Есть, конечно, послабления для больных или, например, беременных или кормящих матерей. Может быть, поэтому мусульмане ведут себя более организованно и приближенно к религии.

Духовное управление мусульман как-то взаимодействует с органами власти Самарской области?

– У нас есть договоры о сотрудничестве с министерствами региона. Поэтому по мере необходимости, когда проходит какое-либо мероприятие или акция, представители мусульман всегда принимают участие в них. Радует то, что власть открыто относится к представителям разных религиозных конфессий. Но в России такое сотрудничество между светской жизнью и религиозной еще не вполне налажено. Например, если взять зарубежные страны, там во многих печатных изданиях есть религиозный консультант, который высказывает свою этическую оценку разным материалам с точки зрения религии. В России пока что такого нет. Но я думаю, что со временем эта практика постепенно будет заимствоваться.

Самарскую соборную мечеть часто посещают первые лица области: губернатор, чиновники. Это они делают по вашему приглашению?

– Нельзя сказать, что каждый раз это происходит по приглашениям. В то же время любой светский человек не часто пойдет в мечеть по собственной инициативе, ведь это все-таки особое место. Поэтому во время каких-либо крупных праздников или событий бывает, что инициатива исходит и от представителей власти. К примеру, когда было награждение Орденом дружбы муфтия, губернатор сам изъявил желание посетить мечеть.

Николай ЯКОВЛЕВ, специально для 63.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.