закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


20 апреля 2012 10:33   Свердловская область 

В здании бывшей мечети уральской деревни Уфа-Шигири теперь действует медресе

Деревня Уфа-Шигири Нижнесергинского района Свердловской области – место с особым исламским духом. Ей уже больше 400 лет и всегда, даже в самые суровые атеистические времена, здесь молились Всевышнему Аллаху. Сегодня только в этом населенном пункте действуют сразу две мечети. Местные жители говорят, что благодаря крепкому иману у них и хозяйства крепкие, и нет случаев  алкоголизма, и, по сравнению с другими сельскими населенными пунктами региона, деревня выглядит особо процветающей. А с октября 2011 г. в д. Уфа-Шигири действует еще и медресе, где с удовольствием постигают основы ислама и взрослые, и дети.

Можно сказать, что этим была восстановлена историческая справедливость. Медресе разместилось в здании бывшей мечети. В ведомостях Оренбургского магометанского духовного собрания мечеть в Уфа-Шигири впервые упомянута еще в 1776 г. В начале ХХ века она обслуживала 428 прихожан мужского пола и 392 прихожанки женского пола. Известны имена имамов, которые служили в этой мечети до революции. Это Низамутдин Файзуллин Гудаиров 1838 г.р., утвержденный имамом-замигом, хатыбом и мугаллимом с 5.05.1867 г. указом Пермского губернского правления №2848. После его смерти, духовным наставником жителей Уфа-Шигири стал в 1902 г. Мусафа Низаметдинов, утвержденный имамом-хатыбом и мугаллимом Пермским губернским правлением 30.05.1902 г. указ №3914. С ним же работал, вероятно, его брат Валиахмед Низаметдинов, который был утвержден в должностях имама и мугаллима  11.07.1902 г. указом Пермского губернского правления №2216. (Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан Ф. И-295. Оп.1. Д.6.)

Однако в годы воинствующего атеизма мечеть Уфа-Шигири постигла судьба практически всех храмов нашей страны. Она была закрыта. 2 января 1930 г. состоялось собрание верующих в количестве 65 человек (всего прихожан 105 человек), которые выступили за закрытие мечети и передачу здания под просветительское учреждение (школу). Поскольку в Уфа-Шигири проживало всего 240 человек, обладающих правом голоса, вызывает сомнение, а действительно ли собирались верующие на это собрание? Общей практикой тех лет было проведение фиктивных собраний из числа активистов партии и комсомола. Тем не менее, постановление собрания послужило основой для проведения через дальнейший бюрократический механизм решения о закрытии мечети. 2.02.1930 г. было принято соответствующее решение сельсовета, 20.02.1930 г. ходатайство Михайловского райисполкома.

В этом документе говорилось: «Собрание верующих отказалось от мечети, и просит использовать ее помещение под культурно-просветительское учреждение, в котором Уфа-Шигири крайне нуждается. Ремонт для этой цели потребуется самый незначительный, каковой будет с успехом сделан. Постановили: учитывая нужду в помещениях под культурно-просветительские учреждения в районах, и идя навстречу требованиям масс в целях борьбы с религиозным дурманов, а также имея факт отказа верующих от дальнейшего содержания молитвенных зданий – просить Окружной исполком возбудить ходатайство перед Областным исполкомом об удовлетворении ходатайства населения». Соответствующее ходатайство действительно было написано 17.03.1930, а постановление Уралоблисполкома от 4.07.1930 г. постановило удовлетворить просьбу жителей деревни. Мечеть была закрыта. (Государственный архив Свердловской области Ф. 1020. Оп.1. Д. 861).

Сначала в ней разместилась школа, затем сельский клуб. По информации аксакала деревни, бывшего имама-мухтасиба Нижнесергинского, Артинского, Ачитского и Красноуфимского районов от ДУМАЧР Нурислама Ахмадиева, некоторое время после закрытия мечеть еще сохраняла свой прежний вид. «Здание мечети я помню, оно существовало как изба-читальня, основание минарета было 5 м. У моего деда был сын очень сильный, он не выполнял требования шариата, пил, силу показывал, ломал. То, что лошадь не могла тащить, он тащил. Он, бывало, напьется, кричит: «Всех коммунистов убьем, всех мулл убьем!» Ему дали повестку в совет, заставили снести минарет, т.к. никто не хотел это делать. И вот он напился и срезал минарет. В войну он погиб. Его Аллах наказал» (Интервью с Н. Ахмадиевым записано в мае 2008 г.). В послевоенные годы здание мечети раскатали на бревна, заменили часть прогнивших бревен на новые и восстановили на прежнем фундаменте. В то время как верующие украдкой читали намаз по частным домам, в здании бывшей мечети располагался сельский клуб. Клуб действовал до 2009 г. А в прошлом году была восстановлена историческая справедливость.

«Мы организовали медресе в помещении бывшего клуба, - рассказывает сельский имам Халиль Галимов. – Раньше именно в этом здании была мечеть. Понадобились деньги на капитальный ремонт этого клуба, но у сельской администрации средств не оказалось. Поэтому мы, мусульмане, выступили с инициативой приспособить это здание под медресе. Администрация пошла нам навстречу. Мы получили помещение, провели в нем капитальный ремонт, усовершенствовали систему отопления, так в нашей деревне появилось теплое, уютное и красивое медресе. А 30 декабря 2011 г. в помещении бывшего детского сада сельская администрация организовала клуб, поэтому никто не остался в обиде».

По словам преподавателя медресе Асии Галимьяновой, занятия по основам ислама и арабского языка раньше проводились в одной из Уфа-Шигиринских мечетей, что было не очень удобно, т.к. молитвенное помещение не совсем подходило для уроков. Поэтому, когда мусульманам представилась возможность организовать в бывшем клубе медресе, они с энтузиазмом взялись за дело. «Медресе мы организовывали всем миром. Администрация передала нам земельный участок и здание, и мы его полностью привели в порядок». Сегодня в медресе есть женский и мужской молельные залы, просторный класс для занятий и библиотека. На праздники, Ураза- и Курбан-Байрам, на различные собрания сегодня прихожане двух Уфа-Шигиринских мечетей собираются в медресе, т.к. тут очень просторно и удобно. В медресе занимаются 4 группы школьников от 8 до 15 лет, а также 2 группы взрослых (мужская и женская).

«Поскольку мы находимся только в стадии становления, то какой-то устоявшейся программы обучения у нас пока нет, - продолжает Асия Галимьянова. - Мы изучаем арабский язык, основы ислама, вероубеждение, жизнь пророка Мухаммада (с.а.с.). Медресе пользуется популярностью, посещаемость стабильная, за год все обучающиеся у нас сделали заметные успехи».

Нам удалось пообщаться с четырьмя девушками, обучающимися в этом медресе: Халимой Галимовой, Гульшат Ахмадиевой, сестрами Жамилей и Зульфирой Валиахметовыми. Они рассказали, что заниматься в медресе ходят по субботам и воскресеньям, занятия проходят с 13:00 до 15:00. Обучение проводится на русском и татарском языках. За год девушки научились читать по-арабски и углубили свои знания в области исламского вероучения.

Уфа-Шигири действительно отличается от других татарских деревень. Если в других местах молодежь стремится вырваться из деревни в город и не планирует возвращаться в родные края, то молодые люди из Уфа-Шигири не собираются покидать свою малую родину. Некоторые уезжают только на период получения образования, а затем возвращаются назад. «Я окончила медресе «Мухаммадия», сейчас заочно учусь на 5 курсе Казанского педагогического университета, жила в Казани, но меня так потянуло домой, что я вернулась и уже год учу религии маленьких жителей деревни», - говорит Асия-ханум. И такую же любовь к родным краям испытывают все ребята, обучающиеся в медресе. Например, семиклассница Гульшат Ахмадеева хочет быть музейным работником, шестиклассница Зульфира Валиахметова мечтает стать врачом. Девочки хотят получить образование и вернуться в родную деревню, чтобы работать на ее процветание и приносить пользу односельчанам.

Этому замечательному исламскому духу деревни Уфа-Шигири сегодня могут позавидовать многие села и деревни Урала. Вот что дают ислам в сочетании с любовью к родной земле и наследию предков. Все возвращается на круги своя. Теперь в историческом здании вновь возносится хвала Аллаху и хочется верить, что из его стен выйдут десятки и сотни мусульман, любящих Всевышнего и родную землю.  

Алексей Старостин, кандидат исторических наук

«Мусульмане России» - Dumrf.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.