Тамбовская область
Исследованные археологические памятники домонгольского периода, относящиеся к мордовскому народу, имеют множество артефактов мус. (среднеазиатского и родственного салтовским) происхождения. В таких регионах, как Пензенская и Воронежская обл., история ислама прослеживается и в доордынский период; возможные маршруты миграции мус. населения из городов Подонья (см. Распространение ислама в городских центрах зап. части Хазарского каганата) в Ср. Поволжье проходят в т. ч. и через тер. совр. Тамбовщины. В VIII–XI вв. в Верх. и Ср. Посурье возникает область компактного расселения мус. населения, представленного буртасами. Центр этого гособразования располагают в центре совр. Пензенской обл., но его влияние могло распространяться и на тер. совр. Тамбовщины.
Кроме того, рядом исследователей (Н. Ф. Мокшин и др.) отмечаются контакты мордвы, заселявшей эти земли, с начинающими принимать ислам кипчаками.
В ордынский период проживание мусульман на тер. Тамбовщины сомнению не подлежит. Часть тер. совр. Тамбовской обл. входила в состав полуавтономного тер.-политич. образования – Червленый Яр; часть – в личный домен хана или находилась под прямым управлением его наместников. Кроме того, до XVII в. на тер. области сохранялись такие образования, как беляки, представлявшие собой реликты ордынской управленческой системы. На границе одного из них – Кершинского – располагается и старейшее татарское село области – Татарщино (Кёрша) Рассказовского р-на, по преданию, основанного в ордынскую эпоху (по местной легенде, новое кладбище в селе основано в 1475 г., в то время как сам Тамбов был основан в 1636 г.). Обращает на себя внимание и высокий социальный статус мус. населения данного села, владевшего православными крепостными. Неразгаданным в истории села является также несоответствие фамильного состава его населения распространенному там субэтносу с особым цокающим говором. Комплексное изучение Татарщины с привлечением разл. специалистов помогло бы пролить свет на историю обширного края.
С татарами связан такой топоним Тамбовской обл., как Татарский вал, начинающийся в 2 км к западу от областного центра. По мнению краеведов, он связан с участием татар в строительстве и обороне засечных черт, проходивших в т. ч. и по тер. области.
О жизни мусульман в самом Тамбове в дореволюционный период сведения на сегодняшний день отсутствуют, хотя мус. захоронения на Петропавловском кладбище Тамбова датируются по надписям на могильных камнях как минимум, с кон. XIX в. (прочитаны А. А. Ильясовым и Р.К. Милушевым). Учитывая характер выделения земли под мус. кладбища в городах Российской империи (см. Мус. кладбище в г. Иваново-Вознесенске, История ислама в Курской обл.), можно говорить о существовании здесь устойчивой мус. общины как минимум с кон. XIX в.
В краеведческих работах иногда указывается на большее число татарских сел в Тамбовщине на более ранних исторических этапах. В кон. XVIII в. темниковские поселенцы основали второе из сохранившихся по сей день татарских сел – Энгуразово Уваровского р-на; при этом еще до основания села купцы из Темникова неоднократно останавливались в этом месте по пути на Борисоглебскую ярмарку. Некоторые исследователи склонны связывать это село с более древними историческими периодами.
В XIX в. Тамбовщина стала одним из мест ссылки, в т. ч. и мусульман. Тамбовские азербайджанцы гордятся памятью своих именитых земляков, проживавших здесь. Сюда был выслан Ахмед-паша, правнук известного в Ширване праведника Ших Эюба Баба. Тогда же из Шеки был выслан Хаким Бабаев; его сын от русской жены Петр Бабаев стал известным большевиком, именем которого названа кондитерская фабрика в Москве.
Советский период отмечен присутствием в Тамбовской обл. неофициальных мулл, действовавших в селах Татарщино, Энгуразово и Тамбове. При этом проживавший в 1960-е гг. в Кузнецком р-не соседней Пензенской обл. член ДУМЕС и казый Я. С. Юсупов значился мухтасибом Пензенской, Куйбышевской, Ульяновской и Тамбовской обл., хотя функционировавшая на протяжении всего сов. периода мечеть в Энгуразово не входит в список мечетей ДУМЕС. Ничего не знал о мечети в с. Энгуразово и А. Ш. Бибарсов, который, будучи ответственным секретарем ДУМЕС, лично посетил все официальные мечети сов. времени в татарских и башкирских населенных пунктах.
До 1998 г. официально зарегистрированных мус. общин в области не было, хотя реально общины существовали в в Энгуразово, Татарщино и в самом г. Тамбове.
В сов. период неофициальные имамы Тамбова, о которых сохранились сведения, происходили из с. Татарщино. На новом кладбище с. Татарщино имеются захоронения сов. периода не только сельских жителей, но и горожан, в т. ч. нетатар (азербайджанцев). Учитывая роль мус. кладбищ в сохранении ислама в сов. период, можно сказать, что Татарщино было своеобразным центром ислама в регионе (с. Энгуразово не могло выполнять подобные функции в силу своей удаленности от областного центра более чем на 100 км).
В Тамбове из неофициальных имамов в период до 1965 г. известен Закир Вишняков. В период 1965–85 гг. имамом являлся уроженец с. Татарщино Милушев Хусяин Абдулкаюмович (9.01.1903–29.10.1985), получивший религиозное образование в медресе еще до революции и в первые годы после нее. Интересны его отношения с властями города: он был зарегистрирован в Совете по делам религий, в нем признавали лидера татарской и мус. общины города, и именно в таком качестве он выступал, обращаясь к властям с теми или иными ходатайствами. Х. А. Милушеву принадлежит заслуга выделения отдельного мус. участка на Петропавловском кладбище в 1975 г. (до того участок был общий с иудеями). Кладбище также являлось местом сбора мусульман Тамбова. После Х. А. Милушева имамом являлся Хасян Вишняков; тогда же существовали и др. неофициальные имамы сов. периода.
Энциклопедический словарь «Ислам в Центрально-Европейской части России»
Ислам в Тамбове появился не вчера
В свое время в Тамбовской губернии было 25 мечетей. О появлении ислама в Тамбовской области за долго до оснавания г. Тамбова свидетельствуют Мусульманские захоронения с 1475 г. А сам г. Тамбов основан 1636г На просторах нашей необъятной страны есть одно местечко, название которого звучит Татарщино. Это некогда большое и процветающее, а ныне сравнительно небольшое татарское село, затерявшееся среди полей и лесов такой, казалось бы, нетатарской Тамбовской области. Впрочем, у этой тамбовской Татарщины есть и еще два названия. Одно из них, неофициальное – Кёрша, наверное, по имени речки Ближняя Керша, на которой Татарщино расположено. Очень интересно, что с таким же, но уже официальным названием, рядом расположены еще два села, но уже русских. Второе же имя, сейчас не употребляемое, но оставшееся в памяти народа – Тенишевка, по фамилии известного рода князей Тенишевых. По народному преданию, кто-то из рода Тенишевых некогда основал Татарщино, которое тогда так еще не называлось. Особый интерес вызывает то, что в предании татары называются первопоселенцами этих мест. "Когда наши предки сюда пришли, здесь только дубовые рощи стояли" – именно так говорят уроженцы самого старого татарского (а, может и не только татарского) села Тамбовщины. А ведь и в самом деле – Тамбов то основан в 1636 г., райцентр Рассказово (Татарщино находится в Рассказовском районе) – в 1698 г., Уварово – в 1699 г., Как утверждают жители села Татарщино кладбище, на котором они хоронят своих умерших новое. И основано оно в 1475 году. Если новое кладбище возникло в 1475 году, то какого же года старое? Это первый вопрос, а второй не менее интересен – даже если татары поселились в Татарщине лишь в 15 веке, то ведь в это время эти земли были практически внутренними территориями Золотой Орды. Неспроста, наверное, и само русское название села Татарщино связано с ордынским влиянием. Сегодня в нашей области проживают около 35 тысяч мусульман. В связи с этим, в 2002 году по многочисленным просьбам местных мусульман создана (РООМ) Религиозная Организация Общество Мусульман г .Тамбова под председательством Межиева Салмана Хаджи. В то время у мусульман не было земли и помещения для совершения молитв и религиозных обрядов. По пятницам и праздникам приходилось собираться в квартирах местных братьев мусульман. На сегодняшний день Благодаря Аллаху и стараниям прежнего председателя (РООМ) Межиева Салмана Хаджи, который добился выделения земельного участка для строительства мечети в г.Тамбове площадью 1000 кв.м по ул.Рылеева,83. Сегодня новый председатель (МРОМ) Ильясов Абдурагим Абдурашидович добился пересогласования акта выбора земельного участка площадью 1700 кв. м. то есть на семь соток больше прежнего. Хвала Аллаху, на этом участке существует строение молельного дома Местной Религиозной Организации Мусульман (МРОМ) г.Тамбова под председательством имама Ильясова Абдурагима Хаджи, где мусульмане собираются на праздники и пятничную молитву до 100 человек. Молодежь интересуется религией Ислам. К нам приходят разные люди, в том числе и христиане. Одни послушать об Исламе, другие принимать Ислам. Проводятся все религиозные обряды и т.д. Постановлением мэра г.Тамбова от 21.05.2008 №3511 «О предварительном согласовании места размещения объекта – здания мечети по ул.Рылеева,83, утверждении акта выбора земельного участка и предоставлении религиозной организации – общество мусульман города Тамбова в безвозмездное срочное пользование земельного участка под строительство здания мечети по ул.Рылеева,83» Сегодня благодаря Аллаху обществом мусульман собраны все необходимые документы для строительства здания мечети. Разработан эскизный проект будущий мечети, изветным архитектором г. Тамбова Аркадием Яковлевичем Фарбой одобренный Комитетом Архитектуры и Градостроительства. К большому сожалению, остается нерешенным вопрос финансирования строительства мечети.
www.islamtambov.ru