закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Томская область / История региона
    

Томская область

Утверждение ислама на территории современной Томской области в 15-16 вв. связано с событиями, происходившими в Западной Сибири после распада Золотой Орды, усилением влияния сибирских шейбанидов, связанных кровным родством с шейбанидами Бухары – средневековым научным, миссионерским центром тюркского ислама.

Томская крепость возникла в 1604 году в результате прошения эуштинского мурзы Тояна к царю Борису Годунову о включении его народа в состав Московского государства. Находясь на периферии мусульманского мира, томские татары (эуштинцы, чаты) к тому времени продолжали придерживаться и прежних доисламских верований. Усиление ислама среди тюрков Сибири происходило, благодаря бухарцам, создавшим свои слободы на окраинах новых крепостей и острогов (Томске, Тобольске, Тюмени). Тому способствовал указ Бориса Годунова от 1596 года о привлечении в Сибирь торговых бухарцев.

Первоначально татары и бухарцы селились на горе к югу от Томской крепости, отсюда сегодняшнее название Юрточная гора. В связи с расширением города мусульманское население было вытеснено с данной местности и переселено в пойму реки Томи – Заисточье, где образовалась татаро-бухарская слобода.

Вплоть до второй половины 19 века томские татары ориентировались на Бухару, как и мусульмане всей бывшей Тобольской губернии (Сибирской губернии, Тобольского наместничества). В результате крестьянских реформ царя Александра Второго, вызвавшем переселенческое движение, во второй половине 19 века в Томской губернии значительно увеличивается численность мусульман. Общность языка и религии с татарам-переселенцами из Пензенской, Нижегородской, Казанской губерний создает новые возможности для активизации мусульманской жизни.

В 1855 году в татаро-бухарской слободе в Заисточье, где ныне проходит Татарская улица и стоит Красная мечеть, находилась деревянная мечеть. Об этом известно из обращения царю томского бухарца Мухамет-Наби Мавликеева Аплина от 22 апреля 1855 года, в котором он просит у императора Александра Второго разрешения построить при мечети дом для муллы.

В 1866 году в татаро-бухарской слободе Томска открывается казанско-бухарское приходское училище. В 1874 г. – первое русско-татарское училище для мальчиков.

Деревянная мечеть на улице Татарской несколько раз горела. В последний раз это случилось в 1900 году. В 1904 году при ахуне Хамзе Хамитове на месте сгоревшей построена новая мечеть из красного кирпича, в документах она значилась как Первая Соборная мечеть. При мечети, названной в народе по цвету стен Красной, действовала «Казанская магометанская приходская школа» (Хамитовское медресе), содержавшаяся на средства купца 2-й гильдии, руководителя общества мусульман-прогрессистов Карима Хамитова, родного брата томского ахуна.

Начало 20 века в области отмечено активизацией общественной и культурной жизни томских мусульман. В 1906 г. (1 декабря) в Томске состоялся мусульманский вечер в пользу голодающих, чистый сбор составил 872 руб. 45 коп. В 1910 г. открывается женская магометанская школа Фариды (Фатимы) Наврузовой. В 1912-13 гг. выходит мусульманская газета «Сибирия». В 1913 году открывается библиотека-читальня общества мусульман прогрессистов с книжным фондом 700 книг.

В 1913 году в Томске построена новая каменная мечеть, которую по цвету стен назвали Белой.

В 1914 г. (13 февраля) состоялся «Восточный вечер» в пользу русско-татарской школы и мусульманской библиотеки.

1917 г. (28-30 июня) в Томске прошел Первый губернский мусульманский съезд.

1917 г. (3-6 октября) – Первый Сибирский мусульманский съезд, на котором участвовали более 30 делегатов от Приморского края до Акмолинской области.

1918 г. (10 января) - Центральный сибирский мусульманский совет начал издание социалистической газеты «Чулпан».

1919 г. (2 октября). Газета «Русь» сообщила о том, что мусульмане Томска собрали для армии Колчака 100 тысяч рублей.

1926 г. (27 ноября) в Красной мечети прошел мусульманский съезд, на котором имам Ямалетдин Хурамшин читал доклад о своей поездке на Всероссийский мусульманский съезд в Уфу и  впечатлениях делегатов СССР, вернувшихся из Мекки.

1931 г. (18 июня) - принято постановление Сибирского краевого исполкома о ликвидации Первой Томской Соборной мечети (Красной). В советское время в здании размещались кинозал, клуб, ликеро-водочный завод, цех завода пищевых продуктов.

В 1937-38 гг. в Томске по обвинению в участии в повстанческой организации «Гаскери уешма» арестованы и расстреляны десятки мусульман, в том числе имам Красной мечети Ямалетдин Хурамшин, имам Белой мечети Шакир Япаров.

1939 г. (10 октября) - постановлением президиума Новосибирского облисполкома закрыта Белая мечеть по ул.Московский тракт. Впоследствии здание отдано под зернохранилище, с 60-х годов здесь размещался цех карандашной фабрики.

В 1990 году Белая мечеть возвращена мусульманской общине Томска, в 1999 году восстановлена в первозданном виде. Имамами ее в 90-е годы работали Хаджигали Акбаров, Низамутдин Жумаев, Нурулла Калыкахунов.

В 1995 году мусульманам переданы ряд помещений здания бывшего медресе рядом с Красной мечетью. В 1997 г. – все здание медресе. В 2003 г. – весь комплекс Красной мечети, основное здание которого  до сегодняшнего дня не отреставрировано.

В 1997-1998 гг. мусульмане Томска разделились на две структуры. Община комплекса Красной мечети под руководством Низамутдина Жумаева вошла в структуру ДУМАЧР, община Белой мечети во главе с Нуруллой Калыкахуновым в состав ДУМ Сибири Омского муфтията.

В 2000 г. (21-22 августа) при комплексе Красной мечети состоялось открытие Сибирского исламского колледжа ДУМАЧР.

Мусульманские общины и мечети сегодня действуют также в таких населенных пунктах Томской области, как Эушта, Стержевой, Тахтамышево, Барабинка, Кирек (по данным газеты "Мусульмане Сибири" за август-сентябрь 2000 г.), Кафтанчиково, Кривошеино и входят в централизованные мусульманские структуры ДУМАЧР и ДУМС Омского муфтията.

 

Историко–архивные исследования. ТРСРП ПНТЦ «Вогтехпроект», Томск, 2003. Мусульмане Сибири, общественная и культурная жизнь, хроника начала ХХ века. Сибирская старина, №18, Томск, 2001 г. Открылся 1-й высший Исламский колледж в Сибири. Мусульмане Сибири, № 10,11 (12) август-сентябрь 2000 г. О народном образовании томских татар. Мусульмане Сибири. МС 12 (13) декабрь 2000 г. Личный архив автора.

 

Калиль Кабдулвахитов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.