закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Тульская область / История региона
    

Тульская область

Присутствие мусульман на тульской земле имеет древние корни и прослеживается в единичных артефактах еще с Х в. Оно родственно салтово-маяцкой археологической культуре, памятники которой прослеживаются на тер. Тульской обл. В Щекинском р-не находится городище Супруты, которое характеризуется как хазарский населенный пункт со смешанным населением, занимающий важное стратегическое положение в верховьях Дона на торговых путях с Оки. Известно, что население Хазарского каганата в IX–Х вв. уже было хорошо знакомо с исламом и немалая его часть была мусульманами (см. Распространение ислама в городских центрах зап. части Хазарского каганата). Не было исключением и население Супрут, о чем свидетельствует найденная здесь серебряная коробочка для хранения Корана, хранящаяся в наст. время в запасниках Гос. исторического музея (Москва). Населением городища использовалась денежно-весовая система, основанная на аббасидском динаре. Практически все монеты IX–Х вв., найденные в Тульской обл., являются аббасидскими или саманидскими.

Позже по этому же торговому пути активно развивалась булгарско-киевская торговля, о чем свидетельствуют многочисленные клады и находки булгарского серебра в Курской обл., находившейся далее по маршруту следования.

Показательно, что вятичи, проживавшие на тер. лесных местностей региона и находившиеся под сильным воздействием салтово-маяцкой культуры, достаточно долго сопротивлялись киевскому завоеванию; после окончательного присоединения тер. к Киевской Руси они в значительном числе эмигрировали в мус. Волжскую Булгарию, где фиксируются археологически до своей полной ассимиляции. (См. также Взаимоотношения Рязанской земли и волжских булгар).

Следы присутствия мус. материальной культуры в Тульской обл. связаны не только с торговыми путям, проходившими по речным системам Дона и Оки, но и с тульским степным клином, глубоко вдающимся в лесные и лесостепные массивы на тер. области.

По-видимому, именно с этими же особенностями рельефа и торговых путей связано образование в эпоху Золотой Орды Тульского баскачества, а также широкой сети «Татарских мест» на тер. совр. Тульской обл. и ряда соседних регионов. Большая часть нынешней области входила в собст. ордынские земли (ханский домен) и подчинялась не русским князьям, а ханским чиновникам – баскакам. После разгрома Большой Орды крымская династия Гиреев стала претендовать на все ордынские земли, что было отражено в соотв. документах (см. Ярлыки крымских правителей великим князьям литовским). Де-юре Тула никогда не переходила во владение московских или рязанских князей, которые фактически завладели ею в момент ослабления Орды в 1360–70-е гг. После аннексии важного стратегического пункта в 1514–21 гг. строится одно из важнейших фортификационных сооружений Московской Руси – Тульский кремль. С формированием системы засечных черт именно Тула становится их столицей. На засечных чертах и границах молодого и стремительно расширяющегося Московского гос-ва несли украинную службу все основные категории его воинских сословий; одним из важнейших ее составных частей были военные привилегированные мус. сословия – мурзы, татары, казаки. Проживая в местах своего кормления (Касимов, Романов, Шацк, Калуга, Малоярославец, Боровск, Шилекша Ивановской обл., Серпухов, Кашира, Ярославль, Коломна, Московский уезд и др.), служилые мурзы и татары на длительный период времени выезжали на пограничную службу, одним из важнейших мест которой являлась Тульская обл. Вероятно, длительное время здесь сохранялись разл. реликты ордынской эпохи, о котором осталась память в виде топонимики и мифологии славянского и русифицированного тюркского населения региона (см. «Татарские» мотивы в фольклоре Тульского края). Среди татарского населения Тулы прочно удерживается в сознании мифологический сюжет том, что история мус. кладбища на ул. Ульянова (ныне не функционирует) ведет свое начало с XV в. и, следовательно, имеет ордынские корни.

Отраженное в архивных источниках постоянное мус. население фиксируется с XIX в. Согласно переписи 1897 г., в Тульской губ. проживало всего 134 мусульманина (0,01% населения области), из них почти все мужчины и только 2 женщины. Известно о проживании в Туле и губернии кавказских ссыльных (возможно, турки, азербайджанцы или дагестанцы). Со слов старейшего работника Госархива Тульской обл. Н. К. Фомина сообщается об открытии во 2-й пол. XIX в. в Туле мус. молельного дома, однако сами эти документы пока не найдены. На карте Тулы 1908–09 г. отмечено мус. кладбище на ул. Чулкова.

Существуют серьезные разногласия относительно мус. кладбища на ул. Ульянова. На вышеупомянутой карте 1908–09 г. на его месте обозначено старообрядческое кладбище, но авторитетный в области краевед В. И. Боть, как и само мус. население города, утверждает о его мус. происхождении. Обоснованность подобного заявления может быть доказана на примере известных аналогий. Примеры совмещенных воедино участков для похорон неправославных имеются в целом ряде губернских городов Центр. России: мус. и иудейский участки кладбища до 1970-х гг. в Тамбове; объединение мус. и старообрядческого кладбищ в Курске (фиксируется на уровне мифологии); совм. расположение мус., иудейского и старообрядческого (беспоповского) участков в Калуге.. Захоронения мусульман производились на этом кладбище Тулы вплоть до 1980 г.

Мощный приток мус. населения в Тульскую обл. наблюдался в 1930-е гг., когда большие массы татар переселились, спасаясь от репрессий, в гг. Тулу, Киреевск, Новомосковск и др., где образовали компактные поселения. Тогда же возникли официально не зарегистрированные мус. общины, руководимые неофициальными муллами, продолжающими дореволюционные, нередко ишанские, традиции. Обращает на себя внимание тот факт, что переселение шло из двух регионов – Старокулаткинского и соседнего с ним Павловского р-нов Ульяновской обл. (ок. 80%) и Горьковской обл. Как показывает опыт изучения механизма миграций мусульман в 1920–50-е гг. в Центр. России, это доказывает наличие в месте, куда происходило переселение, их ранее проживающих земляков, обладавших стабильным материальным положением и нередко высоким социальным статусом. В 1939 г. в Тульской обл. зафиксировано 10,3 тыс. татар (0,5% населения), из них 7,6 тыс. – горожан.

Тяжелым испытанием стали для мусульман Тульской обл., как и для всего населения страны, события Великой Отечественной войны. На тер. региона в частях Красной армии воевало большое число мусульман. Сотрудники гос. военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», проводившие раскопки братских захоронений военного времени и архивные изыскания, отмечают среди них большое число узбеков и казахов. В Тульской обл. погиб сын известного поэта казахского народа Абая. Помимо военных действий, проходивших на тер. области, население испытало тяготы войны в тылу.

Мус. общины, руководимые неофициальными имамами, существовали в Тульской обл. повсеместно в местах сосредоточения татарского населения. Несмотря на отсутствие у них официального статуса, они фактически признавались местными властями, особенно на уровне администраций населенных пунктов. Неофициальные имамы де-факто признавались лидерами татарских общин. Известна переписка городской администрации Тулы с неофициальным имамом З. А. Давыдовым по вопросам татарского (мус.) кладбища. В послевоенный период возникли и имеющиеся в Тульской обл. мус. молельные дома. Именно на основе этих общин возникла в 1996 г. первая и единственная на совр. этапе форма институционализации мус. общины Тульской обл. – религиозная организация «Иман», а также действующие религиозные группы в гг. и пос. Киреевск, Новомосковск, Щекино, Ефремов, Узловая, Донской, Кимовск.

 

Активное заселение Тульской обл. мусульманами произошло в два этапа: в 1920–30-е гг., когда происходила миграция татар гл. образом из Ульяновской, меньше из Горьковской обл.; и в ходе совр. миграционных процессов.

По переписи 1989 г., здесь были зафиксированы татары (9,6 тыс. чел., или 0,51% населения области, четвертое место среди разл. этносов) и азербайджанцы (2 тыс. чел.).

По переписи 2002 г., общая численность всех мус. этносов в области составляет почти 20 тыс. чел., что соответствует 1,17% всего населения. Наряду с этими данными существует электоральная оценка мус. населения области, данная в том же 2002 г. командой депутата Госдумы РФ А. В. Коржакова; согласно ей, в области постоянно проживало (и имело право голоса) порядка 100 тыс. мусульман. Именно эта цифра получила наибольшее хождение в местных СМИ. В последнее время, учитывая совр. миграционные и демографические процессы, ее увеличивают до 150 тыс. чел.

Рост м.о. происходит на фоне колоссальной депопуляции, достигшей в регионе почти одного процента в год; в этих условиях прирост мус. населения хоть каким-то образом удерживает крупный и чрезвычайно важный промышленный регион («главный оборонный цех страны») от полного запустения.

По переписи 2002 г., самым крупным мус. этносом продолжали оставаться татары: 9 тыс. чел., что составило 0,53% населения области. Близкородственных башкир в области – 0,4 тыс. чел. В то же время, по данным областных СМИ, численность татар и башкир доходит чуть ли не до 30 тыс. чел., причем эти данные отличаются высокой степенью проработки фактического материала, вплоть до указания р-нов компактного проживания. В межпереписной период фиксируется некоторое уменьшение числа татар, хотя и меньшее по сравнению с общей убылью населения области (это может быть отнесено за счет недостатков переписи). Основу татарской общины области составляют бежавшие от репрессий 1920–30-х гг. выходцы из Ульяновской обл., гл. образом Старокулаткинского р-на. Они образовали компактные поселения в частном секторе гг. Тулы (пос. Горелки), Киреевска, Новомосковска, Узловой и др. Несколько меньше в регионе выходцев из Нижегородской обл. (села Овечий Овраг, Кочко-Пожарки, Пошатово и др.). В начальный период расселения большая часть татар трудилась на шахтах и карьерах, был широко распространен ручной труд. Определенное их число приехало по оргнабору, в т. ч. на строительство Алексинского завода тяжпромарматуры, где проживают и в наст. время.

Совр. татарская община характеризуется высоким уровнем образования и зажиточности. Повсеместно в местах компактного проживания татарского населения в сов. время действовали неофициальные муллы, бывшие лидерами общин. Имеющиеся в наст. время единственная религиозная организация Тулы «Иман» и многочисленные религиозные группы ведут свое происхождение именно от этих неофициальных религиозных общин сов. периода. Для татар области характерно поддержание связей с местом происхождения. Еще одной характерной чертой общины является ускоренное инкорпорирование в социум татар, прибывающих в регион из Ср. Азии или иных мест. Значительную роль татары играют также в процессе интеграции в местный социум прибывающих мигрантов (узбеков, таджиков и др.) из Ср. Азии. В целом татары имеют значительный социальный статус, что способствует авторитету и всей мус. общины региона. Нац. организации отсутствуют. Уровень религиозности татарского населения области сильно колеблется, но необходимо отметить тот факт, что все мус. религиозные институты Тульской обл. созданы и руководятся татарами.

По сравнению с 1989 г. сильно выросло число азербайджанцев – до 4,5 тыс. чел. в 2002 г. Более чем двукратный рост в межпереписной период был обусловлен в первую очередь миграцией. Многочисленны выходцы их Гянджи (быв. Кировабад) и др. р-нов. Род занятий – в основном торговля. Среди азербайджанцев отмечено наличие как шиитов, так и суннитов, причем именно азербайджанцы-сунниты (шафииты) наиболее охотно поддерживают контакты с МРОМ «Иман», в частности приглашают имама Тулы Р. Давыдова.

Общая численность народов Дагестана, согласно переписи 2002 г., составляла 2,5 тыс. чел.: лезгины (0,9 тыс.), почти в два раза меньше численность аварцев (0,5 тыс.), далее следуют даргинцы (0,3 тыс.), кумыки, табасаранцы, рутульцы (по 0,2 тыс. чел., причем высокая численность последних – достаточно необычное явление), ногайцы, лакцы, агулы, цахуры. Среди тульских дагестанцев есть как сельское, так и городское население. В городах преобладают бизнесмены и строители (в строительстве выполняют высококвалифицированные работы); среди сельских жителей имеются как фермеры (в частности, в Веневском р-не, где они заняты растениеводством и животноводством), так и с/х рабочие. Последние присутствуют во всех р-нах области, но особенно много – в Щекинском и Плавском.

Общее число представителей коренных этносов Центр. Азии, учтенных переписью 2002 г., составляет 2 тыс. чел., из них наиболее многочисленны узбеки (0,8 тыс.), таджики (0,6 тыс.) и казахи (0,3 тыс.), намного меньше туркмен, киргизов, уйгуров и др. Возможно, эти цифры были действительными в 2002 г., но сегодня они отличаются от реальности на порядок. В условиях тотальной депопуляции региона (которая в межпереписной период составила 185,7 тыс. чел., или 10% уровня 1989 г.) администрации многих сельских р-нов идут на привлечение массы переселенцев из Таджикистана и Узбекистана; им создают максимум благоприятных условий для принятия гражданства и занятия с/х производством. Кроме того, в области работает значительное число легальных и нелегальных трудовых мигрантов, которых приглашает руководство практически всех хозяйственных субъектов области: практически все низкоквалифицированные работы в регионе выполняются выходцами из Таджикистана и Узбекистана, основной контингент сезонных с/х рабочих и значительная часть сельских строителей также состоит из узбеков и таджиков. Ввиду специфики работы органов ФМС в сельской местности и в малых городах объективную статистику по данным группам мигрантов получить невозможно. Как и в иных регионах страны, трудовая миграция постепенно переходит в невозвратную. Особенно большой масштаб это явление приобретает в сельской местности, где больше возможности приобрести жилье. В этих условиях возрастает проблема адаптации мигрантов и переселенцев из этих регионов в российском социуме. В Тульской обл. накоплен достаточно хороший опыт по адаптации и интеграции именно выходцев из Центр. Азии; основным социальным институтом в этом процессе являются мус. общины.

Проживающие в сельской местности таджики, узбеки, киргизы преимущественно заняты наемным трудом, большое их число проживает в Кимовском, Дубенском и Щекинском р-нах. Кроме того, узбеки заняты в с/х производстве (бахчеводство, зерновые культуры), киргизы – в овцеводстве и фермерстве (последнее – в Ясногорском и Ревякинском р-нах). В городах было много занятых в торговле, после введенных ограничений для неграждан России они ушли в строительные и ремонтно-отделочные работы. В целом для этой группы населения характерна очень высокая доля малоквалифицированного труда. Большая часть узбеков происходит из Самарканда, Бухары и Ферганской долины, таджиков – Ходжента, Курган-Тюбе и Куляба.

Общее число вайнахской этнической общности составляет 0,6 тыс. чел. Основная сфера занятости – бизнес, посредничество.

Мусульман из стран дальнего зарубежья в области сравнительно немного – 0,3 тыс. (турки, арабы, пуштуны, персы), что вполне соответствует среднестатистическим значениям для ЦФО. Среди турок преобладают турки-месхетинцы; напр., дер. Головино Дубенского р-на полностью заселена эвакуированными в 1989 г. из Узбекистана месхетинцами, когда им выделили заброшенную деревню, которую они восстановили. Сфера занятости – животноводство и растениеводство. В области присутствует турецкий бизнес, в т. ч. и малый (пекарни). Арабы представлены быв. студентами; афганцы – из числа эмигрироваших в СССР в 1989–92 гг., среди них преобладает интеллигенция, есть знаменитый детский врач.

Представителей народов Сев.-Зап. Кавказа в области 0,2 тыс. чел. Активности они не проявляют ни в обществ., ни в религиозной жизни; заняты торговлей и бизнесом. Здесь проживают также несколько семей крымских татар.

В сов. время в области насчитывалось несколько незарегистрированных мус. групп, образованных татарами, бежавшими от коллективизации и репрессий 1937–38 гг.; они были достаточно тесно связаны между собою. Именно на их основе возникла в 1996 г. первая и единственная на совр. этапе форма институционализации мусульман области – организация «Иман», фактически включающая в свой состав религиозные группы в гг. и пос. Киреевск, Новомосковск, Щекино, Ефремов, Узловая, Донской, Кимовск. До посл. времени этими группами руководили неофициальные имамы сов. времени. Организацию возглавляет сын неофициального имама Тулы Р. З. Давыдов. Основным кадровым костяком организации, как и указанных полиэтничных религиозных групп, являются татары. У дагестанцев и азербайджанцев-шиитов есть собств. нелегальные структуры.

Мечети на тер. Тульской обл. в наст. время отсутствуют, и все службы проходят в домах верующих.

С 1980 г. захоронения велись исключительно на кладбище в пос. Горелки, существовавшем с 1938 г., площадь которого была увеличена в 1980-е гг. до 0,3 га (см. Переписка городской администрации Тулы с неофициальным имамом З. А. Давыдовым). При общегородском тульском кладбище в 2008 г. было выделено 5 га земли под мус. участок. В др. пунктах компактного расселения мусульман повсеместно существуют мус. участки при общих кладбищах (примерно с 1945 г.)

 

Энциклопедический словарь «Ислам в Центрально-Европейской части России»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.