закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Тюменская область / История региона
    

Тюменская область

Тюменская область занимает территорию, где в 15-16 века находились государственные образования сибирских тюрков-мусульман, названных обобщенно сибирскими татарами: Вилайат Чимги-Тура, Тюменское и Сибирское ханства, Искерское княжество Тайбугидов.

 

Вопрос о времени принятия ислама населением региона остается дискуссионным. Одни исследователи, опираясь на информацию «Грамоты Юрумской Астаны» (старинного рукописного свитка «сачара»), называют началом исламизации Тюменского края конец 12-го - начало 13-го вв. По мнению других ученых, ислам стал утверждаться здесь с конца 14 века.

 

Из анализа старинных рукописей «сачара» на арабской графике, передававшихся из одного поколения смотрителей «астана» (некрополей средневековых миссионеров) другому поколению, вытекает, что ислам на территории нынешней Тюменской области внедряли адепты нескольких суфийских течений – яссавия, накшбандийа, бекташийа, мевлевиа, а также шафииты, маликиты, джафариты.

 

Третья группа исследователей полагает, что ислам в период Золотой орды исповедовала лишь небольшая группа сибирских князей, основное население оставалось в язычестве, и было исламизировано в середине 15-го века, когда установились постоянные торговые и культурные связи со Средней Азией. Во второй половине 15-го века в период правления Кучум-хана ислам становится государственной религией Сибирского ханства.

 

В первые десятилетия после присоединение Сибири к Московскому государству мусульмане не испытывали притеснений, о чем свидетельствуют записки западноевропейских путешественников. В частности из сочинения датского путешественника, побывавшего в Сибири в середине 17 в. следует, что татары «живут свободно, никому ничего не платят, продают много зерна, масла, рыбы, а также уток и других птиц, которых они ловят на реках силками и удочками". Сибирские бухарцы, информирует датчанин, не снимают шапки даже перед воеводой.

 

Тяжелые времена для мусульман края наступают в эпоху Петра Первого. В первой половине 18 в. по указу Петра I тобольским митрополитом Филофеем Лещинским проведено насильственное крещение туринских татар, мусульман-ханты Бурейковских юрт, мусульман-манси Кошутских юрт. По указу царицы Елизаветы Петровны от 1744 г сибирским мусульманам запрещалось иметь мечети в населённых пунктах со смешенным населением, в результате чего были снесены 66 из 89 мечетей в Тобольском уезде и 19 из 32 – в Тюменском уезде. В период 1749- 1758 гг. в Тобольской губернии было обращено в христианство 2500 татар. Притеснения усиливаются с назначением на пост Тобольского митрополита Сильвестра Гловацкого, который прежде занимал пост управителя Новокрещенской конторы.

 

В период правления Екатерины Второй, со становлением политики веротерпимости, в Тобольской губернии вновь строятся мечети и медресе. Во второй половине 19 в., возникшее в Поволжье движение джадидизма охватывает и мусульманское население Тобольской губернии. По инициативе купца-мецената Нигматуллы Кармышакова-Сейдукова обучение в самом известном в крае Ембаевском медресе осуществлялось по джадидскому методу. Преподавателями в Юртах Ембаевских работали высокообразованные выпускники медресе Казани, Уфы, Оренбурга, Стамбула. В 1862 году в Тобольской губернии насчитывалось 139 мечетей.

 

В начале 20 века мечети имелись во всех татарских аулах (юртах), а после издания царского положения «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году мечеть появилась и в Тюмени. Свой двухэтажный дом по улице Спасская, 9 в пользу «Градо Тюменской мечети» пожертвовал бухарец Сулкарнай Речапов. В Государственном архиве Тюменской области сохранился вакуфный документ по передаче имущества.

 

Почти все мечети прекратили существование в годы советских репрессий, десятки религиозных служителей подверглись аресту, высылке, расстрелу. В годы Великой Отечественной войны партийные органы дали согласие на возобновление служб в ряде сельских мечетей, но в 50-е годы и они были ликвидированы в связи с новой волной антирелигиозной пропаганды. Последнюю мечеть, действовавшую в селе Чикча Тюменского района, партийным органам удалось закрыть только к середине 60-х годов.

 

Первые после долгих лет государственного атеизма мусульманские молитвенные дома в Тюмени и Тобольске открылись в 1981 году. Первая мечеть была построена в селе Новоатьялово Ялуторовского района в 1990 году. Начиная с 1991 года мечети вновь стали возводиться на тюменской земле. Сегодня в регионе насчитывается около 80 мечетей.

 

В Тюменской области действуют две централизованные религиозные организации мусульман – Духовное управление мусульман Тюменской области (дата регистрации 01.08.1995 г.), Казыятское управление мусульман Тюменской области Духовного управления мусульман Азиатской части России (дата регистрации 28.02.2002 г.). Центральное духовное управление мусульман России представлено в области одной организацией. Около трети мечетей Тюменской области в начале 2011 года не имели официальной юридической регистрации.

 

Лит-ра: Алексеев М.П. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей XIII-XVII вв. 2 изд. - Иркутск: обл. кн. Изд., 1941. Гарифуллин И.Б. Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах). Тюмень, 2005. Гарифуллин И.Б. Тюменские татары. - Тюмень, 1998.  Катанов Н.Ф. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в г. Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея. - Тобольск, 1904. 1897. Вып. 7.Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против иноземцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. - Тобольск, 1904. Вып. 15. Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар с древнейших времен до начала ХХ века. - Казань. 2002. 

 

Калиль Кабдулвахитов

От казахских степей до Северного ледовитого океана простирается Тюменская область. Сибирская земля богата не только лесами, природными ископаемыми и пушниной, а богата историей, пронизанной легендами. Небольшой сюжет – история мечетей Тюменской области в репортаже сибирского обозревателя портала IslamRF Ибрагима Бекдаира.

От Новокрещенского периода до царицы Екатерины II

О том, как выглядели тюменские мечети четыреста лет назад, мы можем судить по запискам неизвестного датского путешественника, рукописи которого были обнаружены в библиотеке Копенгагена и относятся к 1666 году. Ошибочно называя мечети церквями, датчанин сообщает: «нет здесь ни картин, ни стульев, ни скамеек, но полы полностью покрыты коврами. Когда они входят в эти молитвенные помещения, снимают свои шапки и обувь (которая похожа на туфли), палки свои оставляют у дверей, в церкви садятся на корточки, гладят лицо обеими руками и наклоняются до пола, простираются и бормочут про себя на своем языке, а затем, примерно через час, уходят. В их церквах никаких колоколов, зовущих на молитву, нет. Для приглашения верующих на молитву один из старшин подходит к молитвенному дому, снимает свою шапку с повязкой, запихивает ее в посох, берется обеими руками за уши и, подняв лицо вверх, кричит что есть мочи: «Алла! Алла! Алла!». Это очень далеко слышно. Сделав так, старшина снова надевает шапку, берет палку и идет в церковь. Люди собираются на богослужения тотчас же». Любопытно, что датчанин, подробно описав быт «сибирских магометан», ничего не сообщает о полумесяцах над мечетями. Возможно, новый символ ислама тогда еще не дошел до Сибири.

 Глава дипломатической миссии Н.Г. Спафарий, побывавший в Кучумовом городище Искер в 1675 г. по пути в Китай, упомянул в своих записках о мечети «…место то самое крепкое: остров есть, однакож ныне лежит пусто, только тобольские татары для воспоминания нечистые их веры магмецкие, обновили преж сего и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере приходяще действуют».

Остатки каменной мечети и упавшего минарета в городище Кызыл-Тура зафиксировал в 1711 году путешественник И.Фальк.

Тюменский историк В.П.Клюева, изучавшая указы и предписания Синода за Новокрещенский период, сообщает, что в Тобольском уезде было разломано 66 мечетей (оставлено 23), в Тюменском уезде 13 из 19.

Новый этап строительства мечетей в регионе связан с реформами царицы Екатерины II. Как показывают архивные источники, в 1788-1800 гг. в Тобольской губернии построено 15 мечетей. Во второй половине 19 века мечети были практически во всех татарских Юртах Сибири. Строились они по представлениям Оренбургского (позже Уфимского) Духовного Магометанского собрания, утвержденным Тобольским губернским правлением.

Некоторые мечети сохранились по сегодняшний день. Из поколения в поколения передаются легенды, связанные с их строительством в царское время.

Каменный Юрт в Тобол-Туре

Первой каменной мечетью в регионе стала мечеть Юрт Тоболтуринских (ныне село Тобол-Тура Тобольского района). Согласно преданиям, в годы правления царицы Екатерины доставку строительного материалы в быстрорастущий стольный град Тобольск осуществляли татары. Извозчики сбрасывали в условленном месте часть кирпичей, так чтобы было незаметно для глаз начальства, и таким образом собрали достаточно материала для строительства  каменной мечети в Тобол-Туре. Руководил стройкой местный аксакал Купшан-бабай. Рассказывают, что он ездил за разрешением в Санкт-Петербург. Сегодня глава мусульманской организации Тобол-Туры Исхак Талгатович Исхаков, являющийся потомком Купшан-бабая в седьмом поколении, пытается установить точный возраст мечети. Легенда легендой, но документального подтверждения она не имеет. Первое архивное упоминания на русском языке относится к 1862 году. Более ранние мусульманские архивы составлены арабской графикой и пока их некому расшифровать.

Таинственный золотой казан и еще один чугунный

Другая интересная легенда связана с мечетью бывшего губернского центра, Тобольска.

Жил в этом городе на рубеже 19 и 20 веков почетный бухарец, казначей Тобольского общества мусульман-прогрессистов, член учетного комитета в государственном банке, один из гостей царской семьи при праздновании 300-летия Дома Романовых, очень уважаемый человек, которого звали Тохтасын Сафарович Айтмухаметов.

Был он заядлым охотником. В те годы сразу за Уватом (на границе с нынешним Ханты-Мансийским округом Тюменской области) начинались охотничьи угодья, где остяки и вогулы (старое название хантов и манси) добывали пушнину для царской казны. Однажды Тохтасын-хаджи, бродя с ружьем по лесу, наткнулся на охотников. Остяки варили в большом черном котле еду. Проголодавшегося бухарца привел сюда  сладкий духан, разносившийся по округе, кроме того, возле костра можно было отдохнуть от назойливых комаров. Охотники вежливо пригласили его к трапезе.

Увлекшись едой, ханты не заметили, каким пронзительным взглядом глядел на покрытый сажей казан Тохтасын. Что-то привлекло внимание потомственного торговца. Сейчас уже никто не может точно сказать, что именно. Возможно, казан нес в себе какие-то орнаменты, а может быть тамгу (печать) самого хана Кучума. Ведь немало ходит легенд о спрятанных сокровищах сибирского хана. Остяки могли наткнуться на один из кладов и  выбрать самое необходимое для жизни. Некоторые говорят, что казан, покрытый толстым слоем сажи, был из чистого золота, и об этом сразу догадался мусульманский казначей.

Тохтасын Сафарович уговорил остяков продать ему казан. Он отдал все имеющиеся деньги. А их у казначея, который к тому же был членом учетного комитета в госбанке, видимо, было немало, если ханты тотчас же отдали ему котел. По другой версии, охотники котел подарили.

Тохтасын-хаджи продал необычный казан, а на вырученные деньги построил две мечети - каменную в Тобольске, на улице Большая Пиляцкая (ныне ул.Пушкина), и деревянную в деревне Нижние Аремзяны. Тобольскую мечеть начали строить в 1890 году.

С другим необычным казаном связана еще одна легенда, рассказанная мне Рахимчаном Бухардиновым, имамом мечети села Сабанаки Тобольского района. Лет 400 назад в деревню Абаул, что на границе Тюменской и Омской областей, в ледоход приплыл большой чугунный котел. Местные жители выловили его.

— Этот казан сейчас у нас в мечети, — утверждает Бухардинов. — Он из чугуна высочайшего качества, щелкнешь пальцем, звенит как хрусталь, видимо, сделан из особого сплава, который издает звук, если огонь долго не касается казана. Он словно просит поставить его на огонь.

Сабанакской мечети тоже более ста лет. В конце 19 века разрешение у царской власти на ее строительство получал указной мулла Ашир Сайдашев, родной прадед нынешнего главы ДУМАЧР, шейха Нафигуллы Аширова.

В хорошем состоянии еще находится деревянная мечеть в с. Авазбакеево Ялуторовского района, построенная в 1835 году бухарцем Аптыбаком Абдразаковым.

— Предки умели строить, бревна и сегодня словно кость, твердые, — рассказывал мне имам Авазбакеево Мансур Вахитов.

Сокровищница знаний в Ембаево

Самой впечатляющей по облику была, и, пожалуй, остается на юге Тюменской области мечеть-медресе села Ембаево Тюменского района, построенная на средства бухарца-мецената Нигматуллы-хаджи Кармышакова в 1887 году. Кстати, по проекту архитектора Тобольской епархии РПЦ, немца-лютеранина Б.Б. Цинке.

Нигматулла-хаджи объездил весь Ближний Восток. В начале 20 века в библиотеке его медресе насчитывалось 2200 томов печатных и рукописных книг, среди которых были уникальные. Трехтомная книга Мухида Бургани была приобретена Нигматуллой-хаджи за 700 тысяч рублей — это огромные по тем временам деньги. Библиотека сегодня находится в фондах тюменского краеведческого музея. В одну из поездок Кармышаков приобрел и привез в Ембаево волос (ус) в стеклянной колбе, который сегодня также хранится в фондах музея как экспонат «Волос пророка Мухаммада».

В Ембаевском медресе начальное образование получали дети мусульман всей Тобольской губернии. По инициативе Нигматуллы учеба в медресе была поставлена по новому «джадидскому» методу. Кармышаков построил десятки мечетей. Сегодня о нем добрым словом вспоминают не только в Тюменской, но и в соседних Курганской и Свердловской областях, где благотворитель оставил мечеть.

От казахских степей до Северного ледовитого океана

В 1862 году в Тобольской губернии насчитывалось 139 мечетей. В начале ХХ века мусульманские храмы имелись практически во всех татарских селах, а после издания царского положения «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году, мечеть появилась и в Тюмени. Свой личный двухэтажный дом по улице Спасская, 9 в пользу мечети пожертвовал бухарец Сулкарнай Речапов. В Государственном архиве Тюменской области сохранился вакуфный документ по передаче имущества.

Практически все мечети были закрыты в годы советских репрессий. Последнюю, действовавшую в селе Чикча Тюменского района, советам удалось закрыть только в 60-х годах 20 века.

С началом перестройки в СССР мечети вновь стали возводиться на тюменской земле. Сегодня в регионе действуют свыше 100 мечетей. Точное их количество назвать трудно, поскольку Тюменская область огромна, простирается она от казахских степей до Северного ледовитого океана, а мечети разделены между пятью Управлениями мусульман, при этом количество мечетей год от года растет.

Ибрагим Бекдаир

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.