закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


20 сентября 2024 10:33   Москва 

Доклад муфтия Гайнутдина на VIII Курултае-Съезде ДУМ РФ

Доклад председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VIII Курултае-Съезде ДУМ РФ 20 сентября 2024 года: 

 

 

 

 

 

Дорогие делегаты VIII Курултая-Съезда Духовного управления мусульман Российской Федерации, муфтии, казый, имамы-мухтасибы и имамы-хатыбы, сотрудники центрального аппарата Духовного управления!

В столь памятные и важные для всей нашей уммы день в стенах нашей Московской Соборной мечети приветствую вас братским мусульманским приветствием

Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословение!

Более 30 лет назад здесь под сенью Московской Соборной мечети состоялось знаковое событие – общины Москвы и Московской области, Нижегородской области, Твери, Ярославля, Калининграда и ряд других объединились для создания Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России на основе Московской Соборной мечети. Между тем, фундамент под появление в российской столице мусульманского духовного центра был заложен за несколько веков до этого события с появлением первых мест поклонения Всевышнему Аллаху еще в средневековье и формирования в первопрестольном граде Татарской слободы. Всевышним Аллахом было предначертано, чтобы открытая в 1904 году наша мечеть не закрывалась, продолжала действовать в годы I и II Мировых войн, Революции 1917 года и последующей Гражданской войны, в эпоху атеистических репрессий и во время пандемии коронавируса. В 1947 году на основе Московской Соборной мечети в структуре был образован мухтасибат. Он включал территории в пределах современного Центрального федерального округа и ряд регионов в Приволжском федеральном округе. Первый имам-хатыб Московской Соборной мечети в послевоенные годы являлся местоблюстителем муфтия Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири в его отсутствие, а в 1974-1975 годах, после ухода из жизни муфтия Шакира хазрата Хиялетдинова и до избрания на этот пост Габдельбари Исаева был исполняющим обязанности муфтия Внутренней России и Сибири.

30 лет – совсем небольшой по историческим меркам период, однако он пришелся на эпоху кардинальных перемен в нашем государстве и обществе. Россия сошла с губительного пути богоборчества и в течение этих десятилетий искала свое лицо, свою подлинную сущность в разрезе всемирной человеческой общности. Этот поиск был тернистым и мы – всё российское общество – не избежали ошибок. Тем не менее, конец 1980-х и 90-е годы стали временем, в отношении которого принято говорить «впервые». Впервые были зарегистрированы и начали работу образовательные учреждения, средства массовой информации, организовано книгопечатание, налажен процесс направления наших паломников в хадж. Впервые в эфире федерального телевидения начали выходить религиозные программы и прямые трансляции богослужений крупнейших религиозных праздников. Веховыми событиями для нас стали презентация деятельности ДУМЦЕР в кинотеатре «Октябрь» в 1994 году, первое после атеистического периода открытие мечети в Москве на Поклонной горе в 1997 году, празднование 1400-летия появления Ислама на землях современной России в 2000-м году, 100-летие Московской Соборной мечети в Колонном зале дома союзов в 2004 году. Затем было эпохальное торжественное открытие Московской Соборной мечети после расширения и реконструкции 23 сентября 2015 года и торжества в честь 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии в 2022 году.

Празднование 1100-летия происходило на ваших глазах, при вашем непосредственном участии, дорогие делегаты. Думаю, все вы разделяете со мной чувства искренней признательности заместителю председателя Правительства Российской Федерации Марату Шакирзяновичу Хуснуллину и Раису Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову, которые стояли во главе больших организационных процессов.

Мы придавали и придаем большое значение юбилейным историческим датам, поскольку эти даты являются лучшим подтверждением многонационального, многорелигиозного характера нашего государства-цивилизации, скрепленного общностью судеб наших народов и их преданностью родной земле и сподвигают нас все глубже и глубже осознавать ядро нашего культурного кода.

«Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России будет активно противостоять распространению лжи и клеветы об Исламе, предпринимать все усилия, направленные на защиту чести и достоинства Ислама и мусульман», - с таким обещанием я выступил на презентации нашего Духовного управления в январе 1994 года и, хвала Всевышнему, мы как Духовное управление, как коллектив единомышленников и как корпорация мусульманского духовенства остались верны данному слову.

В первый год создания наше Духовное управление состояло из 15-20 общин в нескольких регионах. Сегодня наше Духовное управление объединяет мусульманские организации в 62 регионах, из них в 31 субъекте федерации созданы централизованные религиозные организации. Мы выступили учредителями исламских медресе, колледжей, институтов, академий, множества благотворительных фондов, международных миротворческих, научных, культурных и общественных инициатив. Отчетно-выборные съезды организации состоялись в 1994, 1999, 2004, 2009, 2014, 2019 годах. На VI Съезде в 2014 году мы переименовали нашу организацию в Духовное управление мусульман Российской Федерации, что соответствует его актуальной роли в жизни уммы. Был укреплен центральный аппарат Духовного управления и управление делами, принята новая редакция Устава. В 2019 году мы вместе с вами провозгласили курс на консолидацию и централизацию наших усилий.

В этом году исполняется 40 лет со дня начала моей религиозной деятельности в качестве имама-хатыба и 37 лет моей работы в Москве. Через два дня – очередная годовщина выхода в 1788 г. именного указа Екатерины II об учреждении в Уфе Оренбурского шариатского суда – Махкама Шаргыя Оренбуржия, известного как Оренбургское магометанское духовное собрание.  236 лет исполняется этому институту на российской почве и в российских правовых реалиях. Суть его в том, что каждый представитель духовенства – как проповедник и попечитель о нравственности и духовности своей паствы – служит своей общине и подотчётен ей в социальной, практической плоскости. И в то же время в религиозном, вероучительном аспекте каждый имам является частью мусульманской духовной корпорации. Институт духовенства на уровне наиболее ученых своих членов вырабатывает богословские ответы на вопросы современности, трактует источники Ислама и даёт четкие нравственные и нормативные ориентиры относительно эпохи и окружающих правовых, культурных, бытовых обстоятельств.

Суть механизма не меняется все эти без малого два с половиной века. Но многократно менялась правовая среда, в которой работали духовные управления и сами общественные настроения. Мы пережили статус гонимой религии, терпимой религии, пережили государственный атеизм, коммунистическую идеологию, перестройку и вседозволенность 90-х. Начиная с XIX века в недрах самого Духовного управления, а также усилиями наших крупных мыслителей появился не один проект обновления, содержательного развития этого института, согласно вызовам окружающей действительности.

Нашему поколению посчастливилось быть причастными и даже стоять во главе процессов эволюционного развития и совершенствования института Духовного управления мусульман. Это создание Пленума как органа выработки решений с участием всех глав ЦРО и руководителей образовательных организаций, упорядочение работы через типовые уставы, учреждение Совета улемов для принятия богословских заключений и фетв, и Совета старейшин, в рамках которого опыт ушедших на покой религиозных деятелей передается более молодому поколению. Сегодня мы доросли до создания Совета кадиев как органа, объединяющего наиболее весомых глав региональных ЦРО.

В 1996 году на базе Московской Соборной мечети мы учредили Совет муфтиев России.  Мы нуждались в организации, которая собрала бы под одним лозунгом, под единые цели и намерения и в рамках единых ценностей разрозненных муфтиев и глав централизованных религиозных организаций. Впоследствии, в течение нескольких лет к Совету муфтиев присоединились наши покойные братья муфтий Дагестана Сайидмухаммад Абубакаров, муфтий Чечни Ахмад хаджи Кадыров, муфтий Башкортостана Нурмухамед Нигматуллин. Членами Совета муфтиев России стали председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Магомед Албогачиев, муфтий Татарстана Гусман Исхаков, муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов, муфтий Поволжья Мукаддас Бибарсов и другие наши братья. Совет муфтиев строился на принципе персонального участия, нежели структурной принадлежности и, тем самым, сыграл важную историческую роль в диалоге и братском сотрудничестве мусульманского духовенства. Совет муфтиев России показал, что интересы мусульманского духовенства России – общие и они не отличаются от интересов нашего общества и государства – это гражданское согласие, мир между народами и религиями, сохранение и возрождение духовно-нравственных основ нашего общества, преданность Отечеству, удовлетворение духовных потребностей мусульман.

Я и сегодня остаюсь твердым приверженцем той же позиции: сохранять узы братства и сотрудничества со всеми своими братьями, чья деятельность имеет позитивный, созидательный вектор, не разрушает умму изнутри и не ставит конъюнктурные цели выше интересов уммы.

В повестке дня нашего VIII съезда – принятие обновленной версии Устава ДУМ РФ, в котором предусмотрено создание Совета муфтиев ДУМ РФ с тем же принципом взаимодействия, что и у Совета муфтиев России. Это персональное участие крупных религиозных деятелей в работе Совета муфтиев,  даже если возглавляемые ими организации не входят структурно в наше Духовное управление. Участие в работе такого органа моих коллег Нафигуллы хазрата Аширова, Мукаддаса хазрата Бибарсова, Камиля хазрата Самигуллина и других я считаю крайне полезным и нужным для выработки стратегии развития и роста нашей уммы. Призываю всех неравнодушных наших братьев и сестер воспринять данный призыв ради будущего наших народов, всей нашей уммы и страны.

 

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (3:103)

Вернемся к событиям двухлетней давности, когда мы все вместе в едином добром братском устремлении провели на высоком уровне празднование 1100-летия принятия Ислама. Меня очень обрадовало, что наши кавказские братья – покойный Исмаил хаджи Бердиев, Салах хаджи Межиев, Хаджимурад хаджи Гацалов не стояли в стороне со словами «это праздник татар и башкир», но, в полной мере осознавая важность исторического момента, разделили с нами эту радость. А это было, действительно, беспрецедентное событие, когда мусульманский юбилей по поручению Президента страны праздновался на государственном уровне. И мы вряд ли достигли бы этой точки, если бы на этапе моего обращения к Президенту с предложением о праздновании, на этапе подготовки празднования глава ЦДУМ уважаемый шейхульислам Талгат хазрат Таджуддин и уважаемый глава КЦМСК Исмаил хаджи Бердиев (рахимахуллах) не проявили единодушия. Я признателен своим братьям, кто поддержал эту идею и реализовал на самом высоком уровне.

2022 год стал высшей точкой реализации государственно-исламских отношений не только в современной России, но начиная с XVI века – со времени вхождения ряда ханств в состав России. Вряд ли поколения наших предков могли даже представить себе, что празднование 1100-летия принятия Ислама Волжской Булгарией пройдет на государственном уровне и с участием духовных деятелей других религий, перед всем миром свидетельствуя дружбу и братство между нашими религиями и народами. Говорю «перед всем миром», потому что это празднование стало поистине международным и о нашей более чем 1400-летней истории узнал весь мир.

Отношения российского государства с исламским миром вышли на совершенно новый уровень и продолжают развиваться. Один из международных экономических форумов, проводимых под эгидой федерального центра, сконцентрирован на сотрудничестве с исламским миром и проходит в Казани. И во многих сферах создан задел для активного развития на многие годы вперед – в сфере культурного развития, развития исламской теологии как отрасли науки, возрождении и реставрации памятников истории и архитектуры, в сфере исламских финансов и развития халяль индустрии. Празднование 1100-летия дало для этого нужный импульс и составило необходимый гуманитарный фундамент.

Продолжая тему института духовных управлений, хочу отметить следующее. В отличие от царских времен, мы сегодня являемся автономными организациями, учрежденными по собственной воле и не зависимыми в своей внутренней деятельности от чиновников. Но Духовное управление мусульман по сути своей является организацией прогосударственной и преследующей интересы народа. В политической плоскости у нас нет и не может быть интересов вне интересов своего государства. На днях один из наших сотрудников помог нашему государству в выявлении преступных намерений спецслужб одного западного государства под прикрытием дипломатической работы.

Сегодня, с введением в Конституцию России фразы о том, что российский народ является народом, верящим в Бога и чтящим традиционные ценности, основополагающий закон государства приведен в соответствие и сообразен мыслям и чаяниям большинства его граждан. Президент Владимир Путин – один из немногих лидеров на мировой политической арене, который последовательно защищает традиционные ценности, религиозные святыни и священные писания религий.

В эти дни наша страна ведет борьбу с проявлениями неонацизма для защиты своего суверенитета от навязывания гегемонии Запада и их мироустройства. Наш народ поддерживает проводимую Специальную военную операцию за будущее и правду, которая, даст Всевышний, принесет Победу и защитит единство и целостность, свободу нашего Государства.

В своем докладе я очень кратко, пунктирно остановился на наших основных итогах прошедших пяти лет и шире – всех последних десятилетий по внешнему периметру. Детально итоги внутренней работы в ДУМ РФ представит мой первый заместитель Дамир хазрат Мухетдинов в отчетном докладе. Но обращаясь к вам всем, как к активным участникам процесса возрождения, развития, преобразования Духовного управления мусульман Российской Федерации, от всего сердца благодарю вас и молю Аллаха принять труды и старания каждого. Быть имам-хатыбом и муфтием в Москве – непросто, но зачастую еще сложнее быть лидером общины вдалеке от столицы, вдалеке от крупных мусульманских регионов, в глубинке, где непонимание, равнодушие, противодействие и злые умыслы нужно преодолевать буквально каждый день.

На сегодняшнем собрании вместе со всеми вами, мои дорогие братья и сестры, я хочу вознести мольбы за всех российских имамов и муфтиев, кто несет знамя Ислама и проповеди пророка Мухаммада (с.а.в.с.) добрым словом и увещеванием, а также благородными делами и твердой патриотической позицией.

Приношу свою искреннюю благодарность моим единомышленникам – кто с первого дня создания нашего Духовного управления стоял у его истоков или присоединился позже.  Я признателен органам государственной власти, Администрации Президента, Правительству, а также нашим благотворителям  Сулейману Керимову, Микаилу Гуцериеву, Алишеру Усманову и многим другим нашим благодетелям, благодаря щедрости которых развиваются не только духовные и научные проекты, но ведется обширная социальная работа, неуклонно расширяется штат сотрудников.

Подчеркну: все расширение штата аппарата Духовного управления последних лет было сделано для того, чтобы быстро и компетентно отвечать на потребности и запросы из регионов. Московский центральный аппарат живет и дышит не только столичными интересами, но интересами и задачами мусульманских общин в регионах, вашими интересами.

Рядовым мусульманам требуется инфраструктура, образовательный и воспитательный процесс, качественная халяльная продукция, разумный и твердый голос имама на стороне правды, справедливости и гуманности. Мы в этом всем готовы помогать и активно помогаем нашим организациям на местах. Но мы также призваны проявить заботу и о вас – о нашем духовенстве. Хвала Всевышнему Аллаху, благодаря нашим благотворителям за последние годы имеем возможность регулярно помогать нашим имамам, кому требуется повышение квалификации, улучшение жилищных условий, лечение и иные формы социальной поддержки. И намерены продолжать оказывать помощь и поддержку.

Анализируя Программу приоритетных направлений деятельности на 2019-2024 годы, которую мы приняли на предыдущем съезде, оцениваю, что базово мы двигались именно в рамках намеченного плана и исполнили его, часть своих намерений мы даже перевыполнили, хвала Аллаху. Объявленный нами процесс консолидации и принятия типовых уставов, сколь много ни было вокруг него кривотолков и внешнего давления, состоялся. Его благо для уммы и духовенства очевидно. Я высоко ценю и уважаю всех председателей ЦРО, кто, следуя принципу «вэгъдэ - иман» (данное обещание – свидетель веры), принял устав, предложенный Духовным управлением и закрепляющий структурное единство нашей организации.

Я вижу в этом важнейшее условие нашего дальнейшего поступательного развития, нашей состоятельности как института, создания прочного фундамента для будущих поколений имамов, проповедников и муфтиев. И да примет Аллах наши старания, поможет нам в благом и ведет нас по прямому пути! Аминь!

20 сентября 2024 года, Московская Соборная мечеть

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.