закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


2 июля 2024 12:46   Москва 

Дипломные работы выпускников МИИ: от межрелигиозного диалога до IT

В Московском исламском институте выпускники заочной формы обучения 2024 года защитили свои квалификационные научные работы бакалавров. На церемонии присутствовал ректор МИИ заместитель председателя ДУМ РФ, д-р теологии Д. В. Мухетдинов, д-р философских наук А. Полосин, преподавательский состав института.

Защита показала, что установка ректора МИИ – работы выпускников МИИ должны «помогать умме в ее развитии и становлении» - в целом реализуется на достаточно высоком уровне. Представленные соискателями работы были посвящены как теоретическим, чисто богословским вопросам, так и практическим аспектам жизни уммы России.

Проповедническая деятельность Рушана хазрата Камалетдинова, первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Свердловской области (Уральский Мухтасибат), началась в 2018 году в Нижегородской области. В течение двух лет он вел работу в колонии строгого режима. Накопленный многолетний опыт чтения хутбы  был обобщен Рушаном в работе «Специфика и задачи хутбы в современном исламе» (научный руководитель З.А. Имамутдинова). В качестве приложения Рушан представил пособие, включающее образцы хутбы, апробированные в практической деятельности, для молодых имамов и студентов - выпускников исламских вузов. «Мы дали в работе методологию составления хутбы тому, кто только вступает на путь проповедника, - сказал Рушан в бесед с нашим корреспондентом. - Время произнесения проповеди обычно составляет 15 минут, и проповедник за эти 15 минут должен раскрыть тему, используя те слова и выражения, которые понятны подавляющему большинству прихожан. При этом проповедь должна быть заучена наизусть и красиво преподнесена с точки зрения ораторского искусства». В планах Рушана Камалетдинова – поступление в магистратуру МИИ. В ИД «Медина» готовится к изданию его книга «Проповеди».

Актуальную тему для своей работы выбрал Дмитрий Дикун - «Роль цифровизации в мусульманских сообществах с теологических позиций» (научный руководитель М. Хайретдинов). Уроженец Брянска, принявший ислам в 2018 году, Дмитрий по профессии – программист. Он провел комплексный анализ влияния IT технологий на различные сферы деятельности мусульманских сообществ России (коммуникация, образование, поиск религиозных знаний, ибадат и др.) По его мнению, «в современном цифровом мусульманском пространстве – очень много направлений, которые необходимо развивать».

«С практической точки зрения была бы полезна централизация различных областей деятельности мусульман в интернете, - сказал Дмитрий в беседе с нашим корреспондентом. – Например, в Московском регионе, в Татарстане есть организации, которые занимаются сбором закята через интернет. Если бы мусульмане России создали единый портал, была видна объективная картина, и средства использовались бы более эффективно. Одна из самых больших проблем – образование онлайн. Третье направление – СМИ, освещающие как внутрирелигиозные вопросы, так и глобальные общероссийские проблемы».

 

 

Условия поступления в МИИ в 2024/2025 учебном году

 

Некоторые аспекты взаимоотношений между представителями различных религий в современной России были затронуты в целом ряде работ выпускников МИИ.  Асият Гамзатовна Гитиномагомедова в своем исследовании «Основные теологические проблемы в контексте перспектив развития межрелигиозного диалога» (научный руководитель Р.Р. Измайлов) на основе Корана, Сунны, тафсиров, работ аль-Газали, М. Бигиева и современных ученых-исламоведов постаралась выявить особенности межрелигиозного диалога в российском обществе. По ее мнению, точек соприкосновения между представителями различных конфессий очень мало, но они есть: это общие моральные ценности, базовые ценности – семья, нравственность. «Цель диалога, - убеждена Асият Гамзатовна, – миротворчество, а не утверждением собственной позиции.  Сегодня в России тема религиозного диалога всплывает, когда возникает какая-то болезненная ситуация. А идейная работа как на государственном уровне, так и на уровне муфтиев, имамов в этой сфере должна идти постоянно».

Заместитель имам-хатыба Ярославской Соборной мечети Фиридун Камал оглы Мустафаев, можно сказать, ежедневно ведет межрелигиозный диалог. Его служение в мечети, которая находится в одном из старейших русских городов с многовековыми православными традициями, и определило выбор темы научной работы - «Понимание основ христианского вероучения в трудах мусульманских теологов» (научный руководитель Р.Р. Измайлов).  «В теоретическом плане мне пришлось с нуля изучать эту тему, обратиться к трудам имама аль-Газали, Ибн Таймийи и его ученика Ибн аль-Кайима, Ибн Джарира вплоть до трудов А. Полосина, - сказал в беседе с нашим корреспондентом Фиридун. – Теперь мне проще будет найти общий язык с православным духовенством. К тому же часто молодежь бывает категорична в своих суждениях, но чем шире твой кругозор, чем глубже знания, тем проще тебе объяснить, как ислам относиться к пророку Исе (Иисусу) или к Марьям (деве Марии), смягчить позицию и научить людей быть более толерантными. Ислам учит придерживаться середины и избегать крайностей».

 

Тимур Фахретдинов: наша задача состоит в том, чтобы из абитуриентов создать специалистов, нужных нашей умме и государству

 

Мусульмане современной России ищут новые формы взаимодействия с органами власти, с другими конфессиями, с общественными организациями. Этим вопросам посвящена научная работа Татьяны Курбановой «Основные тенденции развития религиозных общин ЦФО» (научный руководитель М.З. Хайретдинов). Изучив опыт работы мусульманских сообществ Липецкой, Тамбовской, Воронежской и Рязанской областей, Татьяна приходит к выводу, что общины находятся в стадии становления, но очевиден рост их социальной активности. Будучи руководителем Липецкой областной общественной организацией содействия дружбе народов «Культурный центр «Дар», Татьяна рассказала о трех наиболее значимых и уже реализованных проектах - «Гостеприимный многонациональный дом» (отснято 7 фильмов о представителях разных конфессий и национальностей, проживающих на территории Липецкой области), «Гамзатовские чтения» и «Союз семьи – союз народов». Одна из главных проблем, которая, по мнению Татьяны, снижает эффективность работы общин в ЦФО, – отсутствие мечети. «Это самая актуальная проблема, - подчеркнула Татьяна, - при том, что общественные мусульманские организации всегда открыты к сотрудничеству».

Историческая проблематика наиболее яркое воплощение получила в работе Салиха Кварацхелия «Ислам в традиционной культуре абхазов». (научный руководитель Дм. Макаров). Имам-хатыб мечети в Сухуме, обратившись к теме практически не изученной и игнорируемой в Абхазии, 15 лет собирал материал, вел полевые исследования, занимался фиксацией сохранившихся мусульманских памятников. «Исторические данные, лексический анализ, антропонимика, фольклор, обычаи абхазов свидетельствуют о значительной роли ислама в истории и культуре абхазского народа, - подчеркнул Салих. - Исламское наследие в абхазской культуре при должном освещении и правильном подходе может стать хорошей основой для возвращения абхазов к вере, к истокам своей духовности и нравственности». По мнению ректора МИИ Дамира Мухетдинова, «Ислам в традиционной культуре абхазов» - «крайне интересная работа, которая закрывает значительный пробел в истории ислама». Бакалавру Салиху Кварацхелия было рекомендовано подготовить черновой вариант энциклопедического словаря «Ислам в Абхазии».

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.