Мухаммада, как Пророка, ждали многие – прежде всего «люди Книги»
Кадр из фильма «Мухаммед – посланник Всевышнего» |
Фильм известного иранского режиссёра Маджида Маджиди «Мухаммед – Посланник Всевышнего» впервые был показан российской публике в субботу 6 февраля в московском кинотеатре «Октябрь», где обычно проходят самые крупные и престижные кинопоказы. Открыли премьеру вступительные краткие речи Посла Ирана Мехди Санаи, главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова и самого автора. Очевидно, что всё было направлено на то, чтобы новое кино прозвучало в России солидно и с высокой поддержкой. Явно, что в этом выражаются вышедшие на новый уровень отношения между Россией и Ираном, сближение творческой интеллигенции. Но всё-таки самым главным было не это.
В центре замысла – духовная работа, стремление показать средствами кино, как самого массового и самого востребованного миллионами зрителей вида искусства: кто такой Пророк Ислама? Быть может, пока не вышли ещё две задуманные серии, рано подводить итоги. Но тем не менее, фильм взволновал многих, им интересуются все, от углублённых в свою традицию мусульман до нейтральных наблюдателей и явных противников. А следующие серии будут сняты ещё нескоро. Ведь и эта лента снималась семь лет. Так что сейчас вполне уместно – и даже очень актуально! – обсудить эту первую часть трилогии о Пророке.Такого ранее в кино не было: показано время перед рождением, само рождение и первые восемь лет жизни будущего Пророка. В чём же здесь оригинальность? И есть ли особый духовный смысл?
Скажу прямо: своим фильмом Маджиди неожиданно открыл нам новый образ Пророка! Точнее говоря, многие учёные знали и писали об этом, но вот в массовом сознании, в широкой проповеди с минбаров это почти не звучит. А люди западных неисламских культур про это вообще не знают, для них это просто сенсация, новшество и откровение. Что именно?
Вспомним: в последние десятилетия многие мыслители, учёные уммы, в стремлении возродить мусульманскую цивилизацию, подчёркивают в Пророке Мухаммаде те черты его характера и особенности личности, которые привели к созданию крупнейшей в мире религиозной общины, мощных и многообразных государств (от Халифата до современных исламских королевств и республик), говорят о нём как о социальном лидере, законодателе, строителе государства. Одним словом, на первом месте стоят Социум и Закон, проблемы Управления обществом. Такой акцент обусловлен склонностью к тому, что великий французский исламовед Анри Корбен назвал «социализацией» религии – склонностью к чисто внешнему «социальному» пониманию религиозности, которое буквой заслоняет дух.
Режиссёр Маджиди посвятил целых три часа своей киноленты иному: сначала нерождённому младенцу, точнее - его окружению, затем его детству. Он показал то, как люди накануне его рождения жили в предчувствии и ожидании, жажде прихода Пророка Единобожия. Это широкий фокус.
В него попали иудеи, «ахль аль-Китаб», «люди Писания», среди которых были искренние души, узнавшие, опознавшие Мухаммада в качестве желанного и давно предсказанного Писаниями Пророка. Но были и те, кто не пожелали слышать о нём и в дальнейшем даже противились, сражались против него и его последователей. Эти сцены, где показан внутренний мир иудеев 7 века нашей эры, спорящих о признаках Пришествия, о Машиах (Мессии), о Пророках – очень живые. Они будут «открытием» как для многих наших современников-иудеев, так и для многих мусульман и христиан.
Второй фокус внимания – мир христиан того времени. Очень трогательный в целом образ Мухаммада как новорожденного, затем мальчика - конечно же, зрительно напоминает и древние и современные образы христианской иконописи и живописи. Так, буквально в ренессансном католическом ключе показано само Рождество: склонённые женские фигуры над сияющим светом Младенцем. Тот, кто привык к европейским музеям – узнаёт знакомое. А как же иначе? Ведь само искусство кинематографа появилось и выросло из зёрен европейской живописи. Если там изображение - застывшее, то в кино оно – двигается. Но вспомнить о культуре христиан стоит не только из-за художественных форм. Важнее суть. А она в фильме Маджиди тщательно выявлена: арабского подростка встречает в храме христианский священник и буквально экзаменует, присматривается к его реакциям на разные жизненные ситуации. И вдруг обнаруживает – да ведь мальчик-то говорит языком древних Пророков Израиля!
Он чувствует мир, его красоту, слёзы и боль также, как Муса (Моисей), или как Иса (Иисус), он на память знает афоризмы Священного Писания. И священник преисполнен радости: в подростке-арабе он признал ожидаемого «по Писаниям» Пророка!
Как важны эти сцены, показанные Маджиди! И для христиан, и для мусульман.
Но есть ещё и третий фокус. Сугубо арабский, внутренний, так сказать. Обратите внимание: о древней истории Каабы мальчику рассказывают его родственники, служащие при святыне. Они подчёркивают, что сам Ибрахим (Авраам) основал это место богопоклонения, но со временем многие племена забыли о призыве Ибрахима к Единому Богу, и используют Каабу для поклонения архаичным «богам», придают Единому «сотоварищей». Эти сцены очень точные и тонкие по смыслу. Они показывают, что мышление будущего Пророка сформировалось не на пустом месте, что ко встрече с Джабраилом сознание и душа Мухаммада были пропитаны ханифизмом – доисламским аравийским Единобожием, не идентичным иудаизму и христианству, но родственным с ними.
В фильме очень много образов этнографии, мы – благодаря огромному труду иранских кинематографистов – буквально живём в Аравии 7 века. В фильме много исторических реалий: недаром большая часть средств этого дорогостоящего фильма ушла на строительство постоянно действующего теперь близ Тегерана «аравийского городка» - для будущих съёмок других фильмов. Ценно, что показаны реалии жизни в поисках воды и тени – современному человеку даже невозможно представить, как бы сам он там выжил, в таких природных условиях. Ценно, что можно «на себя примерить» языческие обычаи и ритуалы, в которых страх и ужас, бесчеловечность преобладают над чистым поклонением Богу (ибадат), которое дал Ислам.
Да, все эти историко-природные и религиоведческие аспекты важны. Но в центре фильма всё-таки иное. Это сердечное переживание, радость от встречи с таким чудесным явлением, каковым стал для человечества Пророк Мухаммад, лучший из людей. Во время фильма мы и плачем и ужасаемся, сострадаем и гневаемся, сочувствуем и молимся. Кстати, я видел, как нередко слёзы были на глазах у сидевшего рядом со мною Никиты Михалкова, как живо он переживал сцены тавафа - обхода вокруг Каабы. Наконец, как он был восхищён теми речениями из Писаний, из Корана, которыми завершается кинолента!
Конечно, по многим вопросам толкования тех или иных сюжетов, персон и реалий 7 века люди будут спорить. В конце концов, мы все понимаем, что самая ранняя часть жизни Пророка, первые страницы Сира (Жизнеописания Пророка, основанные на исламских преданиях) крайне скудны. Их логично дополняют познания из библеистики, сравнительного религиоведения и других наук. Но всё это могут быть лишь споры о мелочах. Суть же схвачена режиссёром Маджиди – а это самое дорогое!
И потому, как жаль наших братьев и сестёр из Саудовской Аравии и Египта, где этот фильм запрещён к показу! Парадоксально: в целом так мало лент про Пророка в форме художественного кино, а весь мир, в том числе арабский, переполнен голливудской продукцией, глобализированной и, как правило, далёкой от религии, а всё чаще и вообще от морали и высших ценностей. В самих странах, где введён запрет, нет национального и тем более национально-религиозного кино. И там кто-то наивно полагает, что молодёжь таким образом «ограждена от харама». Но, извините, реальность такова, что современные цифровые техники, интернет преодолевают все подобные «запреты для кинотеатров и официальных телеканалов» и спокойненько распространяют своё медиа-влияние на сотни миллионов пользователей во всём мире. А по факту получаем: внешний запрет на фоне интернет-поглощения, и почти полное отсутствие художественного кино о Пророке в доступном кинематографе!
Но вернусь к московской премьере. Она стала событием. Многозначным: ведь как важно мусульманам, наконец-то, более зримо представлять себе мир, условия жизни и самого Пророка! Как важно всем нам осознать Пророка в контексте иудейских и христианских пророчеств и ожиданий! Как важно всем, независимо от веры и нации, сделать вывод личный, для самого себя: что же такое религия этого Мухаммада, араба далёких времён? Имеет ли он отношение ко мне? Трогает ли мою душу? Может ли его опыт быть не просто «историческим фактом» - но обогатить меня лично?
Поздравляю всех нас с появлением такого фильма! Пророк стал ближе. Понятнее. Сердечнее. И последнее: вспомните сцены, где он лечит свою маму, как она приводит и оставляет его на могиле отца, как он делится финиками с ровесниками-детьми…
Я говорил сейчас об аспектах и доводах разума – но фильм ценен в первую очередь тем, что берёт за душу, трогает сердце. Не правда ли?
Дамир Мухетдинов
Ответственный секретарь Международного мусульманского форума