Запрет лезгинки: вызов или провокация!?
Полицейские Геленджика удивили ранее неизвестной в России правовой нормой: оказывается, во всем Краснодарском крае запрещена лезгинка.
Молодых людей, танцевавших для развлечения публики, скрутили и увезли в отделение. Комичная, абсурдная ситуация из которой следуют, тем не менее, серьезные выводы:
Все мы понимаем, что под этим нелепым "законотворчеством" с запретом танца кавказских народов лежит, в действительности, неприятие и негативное отношение к людям кавказской внешности и культуры. Отягчающим обстоятельством является то, что таковым неприятием оказались заражены представители правоохранительных органов, обязанные назубок знать и понимать логику законов и правовых норм и абсурдность задержания человека по несуществующему поводу.
Обсуждаемый случай − это вроде бы такой микроразрыв в единой ткани российского социума, но он, благодаря медийным технологиям, имеет потенциал моментально прославиться и перерасти из локального досадного случая в настоящий интернет-мем, провоцируя дальнейшее взаимное отчуждение.
Процессы культурного отчуждения различных этнических групп, настороженности и недоверия друг к другу, возникли не вчера. В этой связи мне вспомнилось заседание международного дискуссионного клуба "Валдай" в сентябре 2013 года с участием президента В.В.Путина. Оно называлось "Многообразие России для современного мира". Выступая на одной из сессий, я сформулировал основной свой тезис: Россия может претендовать на роль стабилизирующего фактора в мировой политике лишь в том случае, если сумеет грамотно поддерживать гражданское единство внутри себя. Текст выступления по ссылке http://damir-hazrat.livejournal.com/106812.html. По иронии судьбы, в нем я как раз и рассуждал на примере лезгинки, которой, якобы, не место на улицах российских городов. Если нам сегодня неприятно слышать татарскую речь или зажигательные кавказские мелодии, видеть еврейские пейсы и кипы или девушек в платках, не получится ли так, что завтра нам будут неприятны сами носители этих характерных черт как таковые?
В том выступлении, помимо прочего, было сказано и о том, что государство должно заботиться и о том, чтобы создавать и поддерживать некий общий, разделяемый всеми нами культурный фон или, как модно говорить, цивилизационный код. К сожалению, в этом плане не все благополучно. Массмедиа с их бесконечными мыльными операми и ток-шоу демонстрируют чудовищно низкий уровень культуры. Критически мал удельный вес по-настоящему массовых (а не локальных) проектов, формирующих культурный облик современного россиянина − гражданина светской и многоэтничной Российской Федерации. Напротив, с каждым годом растет количество культурных инициатив, которые раскалывают российское общество, будь то памятники Ивану Грозному или памятные доски Иосифу Сталину. Войны памяти или войны идеологий, казалось бы, такие отвлеченные от реальной жизни и повестки дня, могут вмиг перерасти в серьезные гражданские кризисы, один из которых мы наблюдаем в эти дни в американском Шарлотсвилле.
Завершая, нельзя не коснуться и еще одного чувствительного момента: я уже отметил, что господа полицейские − это первые, кто должен понимать сколь абсурдно звучат их слова о запрете лезгинки на территории отдельно взятого региона. В свете недавнего вопиющего случая в Воронеже, возникает сомнение: уж не существуют ли в недрах правоохранительных органов негласные установки, согласно которым, на людей определенной внешности и культурной принадлежности не распространяется презумпция невиновности? Опять же, выход в том, чтобы опираться на принятые на консенсусной основе и закрепленные в Уголовном и Административном кодексах нормы, в здравом смысле, наконец. Демонизация или отчуждение - будь то культурное или правовое, возведенные в норму, сулят нам социальные потрясения.
Ссылка по теме:
https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/307672/
Дамир Мухетдинов - член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации