Меморандум между ДУМ РФ и Домом фетв Египта вписывается в повестку российско-египетских и российско-африканских взаимоотношений
Состоявшееся 21 декабря 2020 г. подписание Меморандума о сотрудничестве между Генеральным секретариатом организаций и ведомств по фетвам в мире – Египетским управлением по фетвам и Духовным управлением мусульман Российской Федерации в лице верховного муфтия Египта Шауки Алляма и главы ДУМ РФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина является логичным продолжением российско-египетских духовных связей, активно развивавшихся с конца XVIII в. Оно актуально не только в свете внутримусульманского духовного общения верующих двух государств, но вписывается в повестку российско-египетских и российско-африканских взаимоотношений в целом, подчеркивает проректор по науке Московского исламского института, руководитель департамента образования и науки ДУМ РФ Ренат Ислямов. Будучи автором готовящейся научной работы «Влияние богословских традиций аль-Азхара на эволюцию теологических взглядов мусульман России во II половине XIX – начале XX вв.», он дал развернутый комментарий о значении сегодняшнего события:
Подписание Меморандума о сотрудничестве между Генеральным секретариатом организаций и ведомств по фетвам в мире – Египетским управлением по фетвам и Духовным управлением мусульман Российской Федерации является важным шагом на пути к укреплению взаимоотношений мусульман России и Египта, которые имеют давнюю историю и официальное начало которым было положено еще при Екатерине II с появлением в Египте в 1784 г. российского генконсульства.
Особый импульс эти связи получили в середине XIX – начале XX вв. Российские мусульмане оказывались в Египте, главным образом совершая хаджж. Останавливаясь в Стране пирамид на определенное время, они посещали лекции видных шейхов и богословов, изучали свою религию, восполняя имеющиеся пробелы, а также знакомились с бытом и жизнью своих единоверцев. Впоследствии представители российского мусульманства приезжали в Египет уже целенаправленно – для обучения во всемирно известном университете «ал-Азхар» и других египетских учебных заведениях. В 2016 г. количество наших соотечественников, обучающихся в ал-Азхаре, составляло порядка 920 человек. И многие из них, вернувшись на Родину, сегодня работают в мусульманских религиозных и образовательных организациях России.
Сотрудничество мусульман двух стран в части богословско-правовых заключений активно развивалось и в начале XX в., о чем мы можем судить, в частности по страницам популярного общественно-политического и религиозного журнала «аль-Манар», издававшегося с 1898 г. по 1935 г. Нередко мусульманские религиозные деятели обращались в редакцию журнала за разъяснением тех или иных вопросов по исламу. Среди этих тем попадались сюжеты, связанные с исламской историей (перенос Пророка Мухаммада (исра) в Иерусалим, собирание Корана и соотнесение айатов и сур между собой, связь коранических историй с реальностью, вопросы относительно некоторых сподвижников и др.), вопросы по тафсиру (толкование) айатов Корана, а также аспекты, имеющие отношение к фикху (совершение обеденной молитвы после пятничной, значение лицезрения полумесяца помимо определения времени наступления рамадана, торговля шкурами мертвечины, положение свидетельства немусульман в некоторых ситуациях, об использовании государственных бюджетных средств на цели образования, внешний вид мусульманки, бракоразводный процесс и т.д.). Сюда же относились и другие вопросы, с которыми приходилось сталкиваться представлявшим меньшинство мусульманам империи в своей повседневной жизни в условиях проживания бок о бок с представителями других религий, в частности с христианами.
Подписание данного документа в определенной степени способствует пониманию процесса развития отечественной богословской мысли в конце XIX – начале XX вв. Многие выдающиеся богословы, историки, философы, религиозные, общественные и политические деятели получали образование в Египте, и, в частности, в ал-Азхаре. На рубеже веков в каирском университете проходил обучение татарский богослов Муса Джарулла Бигиев (1875 – 1949 гг.). В 1899 – 1903 гг. в ал-Азхаре обучался сын известного ишана и шейха суфийского ордена Накшбандийа Зайнуллы Расули, муфтий Центрального духовного управления мусульман (с 1936 по 1950 гг.) Габдрахман Расули (1881 – 1950 гг.). Еще одним известным выпускником университета «ал-Азхар» был основатель и директор уфимского медресе «Галия» Зыяэтдин Камали (1873 – 1942 гг.), обучавшийся на философском факультете в начале XX в. С 1904 по 1906 гг. в столичном университете Египта проходил обучение татарский журналист и историк Габдулбари Баттал (1880/82 – 1969 гг.). С 1900 по 1902 гг. в Египте обучался известный литератор и журналист Камиль Мотыги (Тухватуллина) (1883 – 1941 гг.). Так, в разные годы за счет стипендии, учрежденной по духовному завещанию основателя и попечителя медресе «Хусаиния» в Оренбурге А.Г. Хусаинова, в «аль-Азхар» были направлены З.Н. Аюханов, В.Б. Батталов, С.Н. Бикбулатов, Ш.В. Вахидов, Л. Заидов, С. Насыров-Нугманов, Г.Г. Рафиков, А. Сайфутдинов, Г.М. Файрушин. После обучения в Каире российские мусульмане возвращались в родные края, как правило, убеждёнными сторонникам преобразований, назревших в мусульманском сообществе. Именно из них складывалась мусульманская интеллектуальная элита – будущие религиозные и общественно-политические деятели, писатели, поэты, учёные и просветители.
Поэтому, говоря о возрождении отечественной богословской школы, невозможно оставить этот факт без внимания. В этой связи очень своевременно в ИД «Медина» были подготовлены к изданию труды египетских богословов, мыслителей и реформаторов – М. Абдо «Трактат о единобожии», Мухаммад Рашид Рида «Диалог реформатора и мукаллида», Касим Амин «Освобождение женщины», Али Абдарразик «Ислам и принципы правления», М. Шалтут «Ислам: вероучение и закон», Наср Хамид Абу Зайд «Реформация исламской мысли». Адаптированный перевод этих работ на русский язык будет хорошим подспорьем для понимания и решения задач обновления религиозного дискурса путем разработки концепций, подходов и методологии издания фетв, обозначенных в преамбуле меморандума.
Эти взаимоотношения как никогда актуальны и вписываются в общую повестку дипломатических связей России и Египта. На одной из встреч президентов двух стран, которая состоялась в г. Сочи в 2019 г., Абдельфаттах Сиси отметил, что Египет рассматривает российскую сторону как надёжного партнёра Африканского континента и высоко ценит двусторонние отношения между странами, которые развиваются в различных аспектах. Меморандум о сотрудничестве также вписывается и в международную повестку дня, связанной с борьбой с терроризмом. В одной из статей документа отмечается, что одной из целей сотрудничества между Египетским управлением по фетвам и ДУМ РФ является наращивание совместных усилий по противостоянию современным вызовам в лице идей экстремизма и терроризма.
Ренат Ислямов,
проректор по науке Московского исламского института,
руководитель департамента образования и науки ДУМ РФ