закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


2 ноября 2022 16:48   Москва 

Айдар Хабутдинов: «Феномен татарской прессы - у татарской журналистики было и женское лицо»

Информационно насыщенное и стилистически яркое выступление доктора исторических наук,  профессора Казанского филиала государственного университета правосудия Казанского и Казанского (Приволжского) федерального госуниверситета Айдара Хабутдинова на  пленарном заседании XVIII Фаизхановских чтений в Москве было посвящено периодической печати на татарском языке «как источнику по истории мусульман России в 1905-1917 годах».

Говоря о творческом научном пути Хусаина Фаизханова, Айдар Хабутдинов напомнил, что уроженец Сафаджая, он приехал учиться в Заказанье, а это был период реформаторского движения «Ислах», период Габдуннасыра Курсави, а затем учился и в Казанском университете. Фаизханов   поддерживал отношения с преподавателями и ученым Казанского университета.
 
По словам профессора Хабутдинова, уже в те времена профессурой   Казанского университета ставился вопрос об издании трудов на татарском языке, но в течение почти 90 лет осуществиться  этой инициативе было не суждено. При этом активной издательской деятельностью на родном языке стали заниматься татарские просветители. Первой общетюркской газетой стал «Тарджеман» Исмаила Гаспринсого, который начал издаваться в 1883 году в честь столетия присоединения Крыма. Первую общетатарскую газету в Санкт-Петербурге  начал издавать Атаулла Баязитов в 1905 году. С 1905 по 1907 годы на татарском языке издавалась общественно-политическая газета «Ульфат», активное участие в работе над которой которой принимал  Муса Бигиев.
 
Айдар Хабутдинов напомнил в этой связи о разносторонней  издательской деятельности ИД «Медина», в том числе об издании энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации», информационно охватившего практически все регионы России.
 
Профессор Хабутдинов выделил три, на его взгляд, ярких феномена татарской прессы имевших место быть в указанный временной период. Первый – феномен татарского «феминизма», ничего не имеющего общего с современным западным фенминизмом и его весьма сомнительными принципами. Татарская женщина начала 20 века – в лучших национальных традициях была заботливой матерью семейства и при этом высокообразованной женщиной, горячо желавшей принести пользу своему народу, его просвещению, повышению национального самосознания, расширению  творческого и созидательного потенциала, социальной и политической активности. Фатима-Фарида Наурузова одна из первых татарских профессиональных учительниц и первая татарская журналистка и редактор газеты, прожившая недолгую, но очень насыщенную жизнь. Учительницей «мугаллимой»  - она стала еще у себя на родине в Чистополе. Затем, уже проживая с супругом в Томске, она получила профессиональное учительское образование и  свидетельство, разрешающее вести преподавание, а затем и разрешение на открытие  первой в городе татарской  джедидисткой школы (мектеба) для девушек, где также стала и преподавательницей. Фатима-Фарида активно участвовала в общественной жизни города, посещала лекции и научные собрания. В 1912 году ее супруг начал издавать на татарском языке газету «Сибирия», освещавшую вопросы экономики, политики, торговли, татарской культуры и истории. Газета рассказывала  о  традициях мусульман разных регионов России – Казахстана, Якутии,  Бурятии, Забайкалья, Сахалина.
 
В этой газете Фатима-Фарида Наурузова создала женский раздел, который из номера в номер занимал центральную часть издания. Всего вышло 145 номеров газеты, все с ее участием. В 1913 году газета закрылась.  Через год, после закрытия «Сибирии», семья  Наурузовых переехала в Уфу. Там они начали издавать  прогрессивную газету «Тормыш» (Жизнь). В этой газете Фатима-Фарида продолжала активно работать - поднимала важные темы: образование татарских  женщин и девочек, участие женщин в общественной жизни. Уже после ее кончины в 1913 году от туберкулеза в возрасте всего двадцати пяти лет, редактором газеты стал Закир Кадыри. Газета была закрыта в апреле 1918 года. Все эти пять лет в газете продолжалась рубрика «Женский мир». В целом газета носила выраженный общественно-политический характер. В ней, в том числе,  печатались протоколы «Миллет меджлисе» - парламента (собрания)  татар Внутренней России и Сибири.
 
 «Она умерла, а ее звезда светила еще пять лет. Изучая ее деятельность, я сделал открытие - у профессиональной татарской журналистики уже в то время  было не только мужское, но и  женское лицо. Это был феномен  татарского  феминизма, который появился именно благодаря татарской прессе. Это совсем не тот «феминизм», что сегодня нам хочет навязать Запад. Образованная татарская женщина и добродетельная мать семьи в одном лице, несущая просвещение», – подчеркнул Айдар Хабутдинов.
 
Задаваясь вопросом о том, что дала татарская пресса мусульманскому миру, Айдар Хабутдинов подчеркнул, что во 2-ой  Государственной Думе имперского периода была первая социалистическая фракция мусульманского мира «Мусульманская трудовая группа». И это тоже результат влияния татарской прессы того времени. «Возник второй феномен – феномен татарской социалистической прессы. (Татарские издатели писали о том, что татарам нужны квалифицированные рабочие и специалисты и они должны тоже представлять нацию в парламенте)», - отметил Хабутдинов. Третий феномен в том, что свет мусульманского просвещения исходил в те годы   именно из татарской прессы. По мнению Айдара Хабутдинова, татары создали прессу, которая оказывала влияние на весь мусульманский мир. Вместе с тем, как отметил профессор КФУ, в настоящее время существуют исследования по отдельным татарским дореволюционным изданиям, но общей интегральной картины пока нет, и это важная тема для грядущих исследований.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.