Путь духовной дипломатии
Председательство России в БРИКС в 2024 году отмечено экстенсивным развитием и расширением этого международного объединения. БРИКС считается организацией, объединяющей развивающиеся экономики мира, а население стран-участниц достигает 42 процентов всего человечества. Но не только нежелание служить “фабрикой”, “бензоколонкой”, “продуктовым магазином” лидеров глобализма и однополярной картины мира сближает членов БРИКС между собой. Гораздо более фундаментальное значение имеет ценностное измерение – приверженность традиционным ценностям, многообразию культурного и духовного наследия, традиционным религиям.
Россия является одной из немногих стран мира, на территории которых исторически укоренены три авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам, причем их соприкосновение между собой, формирование традиций сосуществования и культурного обмена закладывались уже на этапе активного распространения этих религий. Одной из точек проникновения христианства, иудаизма и ислама на территорию современной России была древняя крепость и порт Дербент. В этом самом южном городе современной России до сих пор сохранилась древняя крепость, построенная еще при сасанидских царях. Дербент или Баб аль-Абваб, как его называли арабы, стал самой северной пограничной крепостью Арабского халифата; от этой эпохи здесь сохранились: кладбище сподвижников пророка Мухаммада и самая древняя мечеть на территории России. Омейядские и Аббасидские халифы стремились пересилить сюда десятки тысяч арабов; в последующем за этот город длительное время вели войну Сефевиды и Османы. Различные товары, технологии и идеи проникали из Индии и Ирана через Дербент в северное Поволжье.
К Х веку в регионе северного Поволжья возникло новое государство - Волжская Булгария. В ответ на просьбу правителя этого государства Аббасидский халиф аль-Муктадир направил в эти далёкие северные земли свое посольство, из рук которого в 922-м году булгары приняли ислам. Их потомки сохранили эту религию, несмотря на дальнейшие жизненные испытания.
В XIII веке Чингисхан основал новую глобальную империю, простиравшуюся от Китая до Балкан. Самой большой частью его империи, которую он разделил между своими сыновьями, была Золотая Орда. В европейской историографии историю Монгольской империи рисуют в чёрных тонах, а в азиатской - полностью обеляют. Скорее всего, истина - где-то посередине. Как и в любой другой средневековой державе, в империи Чингисхана было место и жестокости, и насильственному подчинению народов. В то же время мы видим здесь элементы удивительного симбиоза разных культур и цивилизаций, от русского полка в Пекине при дворе Хубилая до многочисленных татарских заимствований в русском языке и культуре. Например, российский двуглавый орёл сильно напоминает такую же эмблему на монетах ордынского хана Джанибека. Слово «татары» - китайского происхождения и под ними сегодня понимают тех самых потомков волжских булгар.
Из обращения Президента Российской Федерации В.В. Путина в связи с началом председательства России в БРИКС:
Россия приняла эстафету председательства в БРИКС – Объединении, которое, согласно одобренному в августе прошлого года решению XV саммита БРИКС теперь включает 10 государств. К БРИКС присоединились в качестве новых полноправных членов Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия. Это убедительно свидетельствует о растущем авторитете Объединения и его роли в мировых делах.
БРИКС притягивает все больше сторонников и единомышленников - государств, которые разделяют принципиальные установки, лежащие в основе его деятельности. Это - суверенное равенство, уважение выбора собственного пути развития, взаимный учет интересов, открытость, консенсус, стремление к формированию многополярного мироустройства и справедливой модели глобальной финансовой и торговой системы, поиск коллективных решений наиболее острых проблем современности.
Именно в таком ключе, ориентируясь на позитивное, созидательное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами, и будет действовать российское председательство в БРИКС в 2024 году под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Со времён Золотой Орды Поволжье становится крупным коридором трансконтинентальной торговли. В начале XVIII века Волжский путь был использован Петром I в ходе его Персидского похода, когда он завоевал Дербент и часть Каспийского побережья. Накануне похода Пётр был провозглашен императором, при дворе для него был разработан элемент персональной символики - именная тугра Петра, которую использовали для общения с восточными народами.
В конце XVIII века при императрице Екатерине II было создано Оренбургское магометанское духовное собрание - первый муфтият для мусульманских народов Российской империи. Тогда же начало активно развиваться академическое востоковедение. Это было необходимым шагом, так как границы империи постоянно расширялись в направлении Крыма, Кавказа и Средней Азии с их значительным мусульманским населением.
В XIX веке процветало дипломатическое и торгово-промышленное сотрудничество Российской империи со державами Востока и Азии. Особая роль России как посредника между Западом и Востоком осознавалась разными правительствами и режимами вплоть до начала ХХ века. Одним из знаковых является визит министра иностранных дел Саудовской Аравии, будущего короля Фейсала в Москву в 1932-м году, когда он встречался с советским руководством по вопросам добычи нефти в королевстве. Огромную роль в организации этого визита сыграл советский посол в Королевстве Саудовской Аравии, татарин Карим Хакимов.
К сожалению, эта выгодная для Москвы политическая линия на союз с мусульманскими странами была разрушена в ходе масштабных антирелигиозных репрессий сталинской эпохи.
Попытки установления дружеских отношений с мусульманскими странами Москва возобновила только после смерти Сталина в 1960-х годах. Высокопоставленные делегации из мусульманских государств посещали не только официальные учреждения, но и Московскую Соборную мечеть, тем самым приобщаясь к культурному и национальному богатству Советского Союза.
После распада Советского Союза Российская Федерация несколько лет пребывала в иллюзии относительно намерений Запада. Сегодня поиск идентичности, цивилизационного кода России является насущным вопросом как для политиков, так и для общественных деятелей. Так, президент России Владимир Путин еще в 2003 году инициировал присоединение Российской Федерации к Организации исламского сотрудничества на правах наблюдателя. Роль мусульманских религиозных деятелей в этом процессе может быть довольно значимой.
Духовное управление мусульман Российской Федерации во главе муфтием шейхом Равилем Гайнутдином ведёт огромную работу в этом направлении, выступая видным актором народной и духовной дипломатии. Сегодня Духовное управление мусульман РФ наряду с русской Православной церковью и духовными центрами других традиционных религий России ведут широкую работу по взаимному сближению государств и народов на ценностной основе во имя будущего человечества.
Дамир Мухетдинов,
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации