закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


29 октября 2024 16:31   Москва 

Москва 2024: новые тренды и реалии российской столицы

Результатом глобальных интеграционных процессов, характеризующих современное   состояние человеческой цивилизации в XXI в., является  «культурная сложность»  городского населения многих мировых  мегаполисов. На улицах этих городов иммигрантов сегодня можно встретить не меньше, чем коренных жителей. Речь идет не только о 37% иммигрантском населении Нью-Йорка, который сравнивают с «мультикультурным, мультиэтническим, полиязычным Вавилоном» или  о 96%  жителях Дубая, которые являются иностранными резидентами. Современный Берлин является третьим по численности «турецким» городом после Стамбула и Анкары. Отмечая тенденцию количественного роста населения  и пространственного расширения  московской агломерации,  мэр Москвы С. С. Собянин на открытии Московского урбанистического форума  (2016) говорил: « У нас проживает не 12 млн человек, нельзя Москву считать из формальных границ города, они давно уже  вышли за МКАД. Вокруг нас проживает еще 8 млн человек. Если брать данные сотовых операторов, то на территории Московской агломерации живут не 12, а 25 млн человек. А ведь в регионах по периметру Московской области проживает еще 15 млн человек. Получается 40 млн человек ежедневно связаны с жизнью Москвы».

Характеризуя сложившуюся в столице за последние годы мультикультурную городскую  палитру и демографическую ситуацию эксперты отмечают, что прослойка «коренных москвичей» по сравнению с  «недавно обретшими статус москвича ничтожно мала  и не более 2-3% жителей города.  

Анализируя сложившиеся к началу XXI в. в Российской Федерации общественно-политические реалии известный российский ученый-экономист Л.Абалкин (1930 -2011) полагал, что альтернативы «процессу формирования смешанного общества как отражения общности интересов  различных социальных групп  и слоев, наций и народностей» сегодня не существует. Успешный ход реализации поликультурной стратегии в рамках российского общества, считал он, может стать залогом его устойчивого развития.  Заметим, что согласно действующей Стратегии государственной национальной политики страны, право на культурное многообразие людей разных национальностей, является краеугольным камнем развития современного общества.

В современной Москве с ее смешанным по национальному составу    населением как в фокусе отражается многообразная действительность российского государства с очень интенсивным характером происходящих практически ежедневно  социополитических, культурных и демографических  трансформаций и перемен. Современная Москва, оставаясь преимущественно русским по языку и культуре городом, постепенно превращается в международный центр интеграции более 160 народов, представляющих самый разный  этноконфессиональный спектр и историко-культурные традиции разных регионов и частей света - от Северного Кавказа и стран Закавказья, Центральной, Малой и Южной Азии до Ближнего и Дальнего Востока и соседних с ним Китая, Кореи и Вьетнама. В этой связи, сформулированный еще  в самом конце XX в. известным востоковедом академиком М.Л.Титаренко (1934-2016) тезис   «повернуться лицом к Азии» сегодня на глазах  приобретает конкретные геополитические очертания. « Игнорирование евразийской сущности геополитического положения России и ее цивилизационной идентичности,  доминирование  попыток представить всю территорию России как пространство «большой Европы», - отмечал академик,  - порождает противоречия в развитии страны и ведет к непрерывным колебаниям  в ее политике, размыванию  идентичности культуры и ослаблению положения России на мировой арене, подрывает межнациональную сплоченность русских и других народов  России».

Открытые источники о национальном составе Москвы (2020) свидетельствуют, что 33% московского населения приходится на 30 мусульманских этносов, проживающих в мегаполисе. Большинство из них относится к так называемой трудовой миграции. Для многих из них ислам и его обрядовая (существующая в разных национальных вариантах) практика являются главным этнокультурным маркером их идентичности. Эта группа населения, в разной степени включена в реалии современной столичной жизни. Если для коренных мусульманских этносов, например, урбанизированного еще с XX в. татарского населения, такой вопрос сегодня не стоит, то для трудовых мигрантов из Центральной Азии и их единоверцев с Северного Кавказа или Закавказья проблема социальной и культурной адаптации остается одной из  жизненно приоритетных. Важно подчеркнуть, что на протяжении последних десятилетий основным источником миграции в РФ являются государства Центральной Азии. Для многих из них, впервые оказавшихся в многонациональном мегаполисе, остро стоит вопрос как безболезненного «вживания» в новую общественную среду, так и сохранения в новых непривычных городских условиях национальной и религиозной идентичности. Как показывает опыт, представители этих народов, выходцы из сельских районов, стремясь сохранить и поддерживать тесные земляческие связи, заключают браки преимущественно внутри своей этнической общности.

В связи с этим становится важным вопрос, в каком направлении пойдет процесс интеграции мусульманского населения в современную городскую среду и какой к середине XXI в. будет роль религиозных признаков идентичности. Мировые столицы становятся источниками формирования новых идентичностей. Опыт городов показывает, что существует несколько моделей межкультурного взаимодействия коренного населения с  иммигрантами: модель ассимиляции (Франции), британская модель мультикультурализма  («интеграция без ассимиляции») и  нечто среднее между ними (Германия, Бельгия). Российский опыт в этой области имеет специфические черты, вбирая и одновременно не копируя существующие модели и межкультурные стратегии.

Следствием изменения национального состава Москвы и свободным развитием в городском пространстве духовных и этнокультурных традиций проживающих в ней народов является рост религиозности среди москвичей. Объективный характер этой тенденции подтверждается как ростом интереса этнических мусульман к исламу. Сегодня в Москве зарегистрировано 5 мечетей и 20 мусульманских общин, а в Московской области в 64 городских округах действует 60 мусульманских общин, 8 мечетей с минаретами и 30 мусульманских культурных центров.

Мировые эксперты, анализируя ситуацию с «культурно сложными обществами» и «новой повседневностью» больших городов предлагают свои перспективные проекты. Урбанист и историк Даниэл Брук, пытаясь охарактеризовать модель современного космополитического города в «декорациях XXI века», отмечает постепенное, но неизбежное стирание границ между Востоком и Западом, Европой и Азией, где люди разных национальностей и духовных традиций совместно творят историю городов будущего. По мнению другого известного социолога Ричарда Флориды, современный город с его развитой средой и передовой культурной инфраструктурой создает модель «креативного города», который провоцирует рост контактов между людьми разных национальностей и вероисповеданий.

 Современная московская действительность требует трезвого учета всех реалий и главное выработки новых подходов и решений для социальной включенности новых мусульманских этносов в жизнь по преимуществу русского по языку и культуре города. Гипотетически это может быть частью урбанистической концепции «умного города», которая позволит через гуманитарные программы сократить культурную дистанцию между принимающим обществом и диаспорами и таким образом интегрировать граждан иных этноконфессиональных традиций в жизненное пространство столичного мегаполиса. Но при этом важно осознавать, что узбеки, таджики, киргизы и казахи (включая арабов, иранцев, афганцев и турок) преимущественно являются выходцами из государств исламского культурного ареала, где вся история и повседневная жизнь пропитаны духом этой религиозной традиции.

По сложившейся издавна практике, посольства арабо-мусульманских государств, аккредитованных в столице (всего в Москве расположено 32 посольства) осуществляют духовную поддержку московских единоверцев, часто участвуя в ежегодных религиозных праздниках Ураза байрам и Курбан байрам, а также открывая двери диппредставительств в дни пятничных мусульманских богослужений. В московской прессе и блогосфере из года в год обсуждается вопрос: нужны или нет в столице новые мусульманские храмы? Наиболее частый ответ: их критически недостаточно! Заново открывшая свои двери после реконструкции в 2015 году Московская Соборная мечеть, безусловно, очень важный шаг в исправлении ситуации с нехваткой мусульманских храмов. Она, если не брать два основных мусульманских праздника, в основном обслуживает верующих Центрального административного округа столицы и городских районов в пределах Третьего транспортного кольца. Мусульманская общественность столицы настойчиво ставит вопрос о строительстве новых мечетей в каждом округе пропорционально количеству верующих. На сегодняшний день мэрией запланирована одна мечеть в Новой Москве.

Евразийская Москва, имеющая многовековую историю тесного межэтнического сотрудничества и взаимодействия, внушает оптимизм в успешность реализации этих планов. Рассуждая о проблемах, связанных с процессами социализации мигрантов и поиском путей их адаптации, важно отметить опыт татарской общины, которая является градообразующим этносом столицы. Московские татары, демонстрируя свои заложенные ходом истории адаптивные способности, тест на эту культурную совместимость с русским этносом прошли достаточно сложным эволюционным путем, но в итоге сохранили свой язык, веру и обычаи. Современное поколение московских татар можно причислить к носителям смешанной (русско-татарской) культуры с  двойной социальной характеристикой.

Одним из важных факторов гармонизации межнациональных отношений по-прежнему остается также демонстрация многонационального характера российской истории и культуры. В современной Москве действуют 84 землячества и национально-культурные автономии, проживающих в столице народов. Признавая факт значительной роли представителей мусульманской интеллигенции в истории страны, в Москве в мае 2011 г., недалеко от Дома Асадуллаева, был открыт памятник Габдулле Тукаю, в августе 2012 г. на одноименной улице был открыт монумент Герою Советского Союза Мусе Джалилю, в июне 2013 г. — памятник Расулу Гамзатову, что вызвало положительный отклик среди старейшин татарской и дагестанской общин. Имена Салямы Адиля, Мусы Джалиля, Ахмада Кадырова и уже упоминавшихся известных мусульманских деятелей присвоено ряду московских улиц, что также лишний раз подчеркивает яркую полиэтничную палитру Москвы.

Московская веротерпимость, которую в своих донесениях упоминали   послы европейских государств в XVI-XVII вв., и сегодня остается одной из главных характеристик общественной жизни столицы. Современная Москва — это огромный мегаполис, мусульманская составляющая которого, по прогнозам ученых, в условиях глобализации будет меняться в сторону увеличения ее количественных показателей и соответственно роста ее значения в социально-экономических процессах, культурной трансформации городского пространства. Уже сегодня российская столица с учетом быстро развивающихся национальных диаспор из Азербайджана, республик Северного Кавказа, центральноазиатских и других исламских государств (Египет, Сирия, Ливан, Пакистан, Турция) является численно самым крупным мусульманским городом России, насчитывающим более трех миллионов человек, этнически и духовно связанных с исламом. Характеризуя современное мусульманское сообщество, можно сказать, что в нем сегодня представлен практически весь этноконфессиональный спектр ислама как мировой религии — от курируемого Ага-ханом исмаилизма и других шиитских деноминаций до традиционных для России правовых школ ханафизма и шафиизма, а также многообразие действующих полуофициально суфийских тарикатов, включая магрибинские или другие экзотические его ответвления.

Объективно оценивая возросшее значение исламского фактора в стране и мире, важно на деле через федеральные и городские социальные и культурные программы расширять знание россиян об исламе как неотъемлемой части исторического наследия народов многонационального российского государства. В Программе демографического развития Москвы, направленной на обеспечение баланса интересов населения столицы, в качестве стратегической цели поставлена задача сделать город благожелательным к каждому своему жителю. Задумываясь о том, каким будет будущее столицы Российской Федерации можно прогнозировать, что его главной и определяющей чертой останется тесное продолжающее взаимодействие разных, обусловленных предыдущим ходом истории, этнокультурных и духовных традиций, лежащих в основании многонациональной страны и ее столицы. Издавна существуя   как место «свидания» Азии и Европы», современная Москва, превратившись на рубеже XX-  XXI вв. в «глобальный город», представляет сегодня перекресток самых разных цивилизационных потоков, соединяющих  культурное многообразие  Востока и Запада.  Эти тренды развития городской среды можно рассматривать как в контексте объявленного в прошлом году государственного курса на культурную и социальную диверсификацию страны, так и актуализации важности значения для мегаполиса антропоцентристкого подхода, подчеркивающего «роль человека как «генератора и носителя всех социальных инноваций». Современная Москва как место соединения и трансформации множества больших и малых локальных идентичностей может стать примером взаимообогащающего сосуществования почти 160 этносов.

Фарид Асадуллин,

ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН

Газета "Татарский мир"

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.