Дамир Мухетдинов: Экстремизму можно научиться и по интернету
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, член Общественной палаты Дамир Мухетдинов прокомментировал информагентству Regions.Ru сообщение о том, что Госсовет Татарстана на внеочередном заседании одобрил поправки в республиканский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Текст комментария:
«Из консультаций с юристами я сделал вывод, что этот закон противоречит Конституции РФ. Запрещая в России работу религиозных деятелей, получивших образование за границей, мы должны понимать, что это коснется не только мусульманской конфессии, но и иудеев, у которых много молодежи обучается за рубежом, прежде всего в Израиле, или прямиком приезжают сюда на практику из Израиля. Это касается и православия.
Но если смотреть шире на закон, то это доходит до абсурда. Если религиозные деятели виноваты в том, что происходит в Татарстане, то за провал в экономике надо привлекать министров, получивших образование в США или Великобритании. За провалы в футболе надо наказывать футболистов, играющих за сборные других стран. Поэтому в законе я действительно вижу скорее опасность, усложнение ситуации, нежели решение проблемы. Если человек хочет больше радикализироваться, стать экстремистом, террористом, подрывником, ему для этого необязательно выезжать за пределы России, а достаточно включить интернет, скайп и поговорить с русскоговорящими шейхами, находящимися в другой точке земного шара. Именно это сейчас активно и пропагандируется.
Сейчас система образования в мире становится все более виртуальной, не связанной с физическим передвижением, переселением и пребыванием в какой-либо стране. Мы видим как Кембридж, Оксфорд запускают виртуальные программы, делая свое образование массовым и доступным для большинства. А вот исламское образование, подчас, к сожалению, не классическое и не фундаментальное, а именно сектантское, уже давно распространенно и внедрено. Еще Усама Бен Ладен и другие экстремисты активно пользовались всевозможными коммуникациями, информационными сетями. Надо думать, что и заморские учителя у них были неплохие, так что они давно овладели самыми что ни на есть современными технологиями, и образовательными в том числе».