Дамир Мухетдинов: Сколько же нужно в Москве мечетей?
Дамир Мухетдинов: Сколько же нужно в Москве мечетей? |
Да, именно таков эмоциональный фон вполне решаемых практических вопросов, с которыми столкнулась выросшая в мегаполис 21 века столица России. Показательна в этом плане обзорная статья, которую стоит прокомментировать, ибо написана она спокойно и аналитично: «В каждом округе Москвы к 2015 году построят мечети» .
Начну с конца. Очень полезна статистика, приведённая автором: «Интересно, что в Нью-Йорке, который является самым религиозно богатым городом планеты, действуют порядка 1800 протестантских церквей, 500 католических, 100 православных храмов и около 1200 синагог (от себя добавлю, почему-то в приведенной статистике нет данных по количеству мечетей, кстати, их там более 100) . В Берлине, где мусульманская община практически равна московской, для всех желающих открыты 104 христианских храма, 80 мечетей и 11 синагог».
Да, мне эта справка тоже интересна. Первый вопрос: вот в указанных мегаполисах так много объектов культа для
«понаехавших там», а в России мусульмане вовсе не «понаехавшие», а в основном – автохтонные обитатели. Не буду вспоминать про Казанское ханство и прочие ханства, про весь Кавказ да часть Сибири, где с 8-9 веков нашей эры живут народы, среди которых укоренён Ислам. Вглядимся лишь в Москву – в её топонимику, полную тюркских и арабских, иранских следов. Вспомним историю российской столицы – славяно-тюркскую в своих истоках.
Но позвольте сначала отреагировать на мнение отца Владимира Вигилянского (известного интеллигента и в недавнем прошлом главы Пресс-службы самого Патриарха):
«До революции Москва была в 10 раз меньше, а храмов было в 3 раза больше, чем сейчас. Мечетей тогда было две, и всем всего хватало. Надо восстановить справедливость. Конечно, строить мечети тоже важно. Но строить надо исключительно в тех районах, где проживают коренные москвичи-мусульмане. Если будут строить там, где не живут коренные москвичи-мусульмане, то это уже не демократия, а тоталитаризм и навязывание населению строительства». В целом – хорошее суждение, доброжелательное. Но, увы, не учитывающее многие реалии как истории, так и современности.
Я поговорил ещё раз об этом с моим коллегой, известным историком, знатоком исламских реалий Москвы, Дамиром Зинюровичем Хайретдиновым (ныне – ректором МИУ – Московского исламского университета). Вот какую мини-консультацию он предложил в ответ на вопрос «а что такое «районы, где проживают коренные москвичи-мусульмане?»:
- В дореволюционной Москве было две мечети и два молельных дома. И никто не считал, кстати, что их достаточно… а выбивать «высочайшее разрешение» на их строительство приходилось буквально не годами, а десятилетиями.
Молельный дом (мусалля) – отдельно стоящее здание, не имеющее минарета и купола, которое используется как помещение для молитвы. Одна из мусаллей в начале ХХ века находилась во Дворце Касимовских царевичей на Мясницкой улице, он служил местом встреч мусульман и в позднее Средневековье, до XVII века включительно. В начале ХХ века была мусалля на Цветном бульваре (напротив цирка), которая вошла в историю тем, что здесь встречали министра младо-турецкого правительства.
Если понятие «дореволюционная Москва» раздвинуть вглубь истории, до Средневековья, то можно также отметить существование мусульманских храмов. Один из них - на территории Крымского двора (ныне рядом со станцией метро «Октябрьская»), другая - в Китай-городе. Так, ныне сохранившаяся церковь Святой Анны, что в углу (Китай-город) в связи с этим и называлась - церковь у Старого Татарского двора.
А ещё ранее, конечно, была мечеть и в самом сердце города, внутри Кремля – на Ханском дворе (позднее – Чудов монастырь, разрушенный ленинцами, построившими здания, где ныне работает Администрация Президента).
Что касается ныне действующей «Исторической мечети», то она являлась четвёртой мечетью в восточной части Замоскворечья. Согласно историческим источникам, три другие мечети находились в кварталах Старых Толмачей и Овчинной слободы. Сегодня, после длительного исторического исследования, которое я провёл на основе архивных материалов, можно указать даже точные адреса, где находились эти мечети.
Естественно, мы не можем настаивать, чтобы дореволюционные мечети и молельные дома были восстановлены на местах современных построек. Однако мы выступаем, как и уважаемый отец Владимир Вигилянский, за восстановление справедливости и хотим в связи с этим, чтобы мечети строились в разных местах и в соответствии с нуждами современного города.
Никто из здравомыслящих мусульман не станет требовать сноса… Горного университета на Ленинском проспекте, чтобы вернуть данную территорию мусульманам, хотя общеизвестно, что здесь находилось Татарское кладбище за Калужскими воротами, отмеченное на средневековых картах Москвы. Но в целом, под лозунгом восстановления справедливости, создание где-нибудь в этой местности мусалли было бы вполне разумным шагом.
Поскольку строительство мечетей и молельных домов в центре Москвы крайне затруднительно, мы поддерживаем председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в том, что мечети должны создаваться по одной в каждом административном округе нашей столицы. В любом из этих округов проживает достаточное число коренных москвичей-мусульман, которые и составят основу будущих приходов.
… Благодарю коллегу Хайретдинова за консультацию, но добавлю и свои соображения:
1 – Планируя развитие города, мы не вправе оглядываться на картинку «до 1917 года»: технологии стремительно ушли вперёд, город превратился в мегаполис 21 века со всеми его достоинствами и тяжёлыми проблемами (экология, транспорт, этнический, возрастной, профессиональный состав и пр.). Да, из соображений морали, следует исправить несправедливости, которые революционеры нанесли всем слоям московского общества. Но «нельзя в ту же воду войти дважды» - надо жить реалиями 21 века.
2 – Одна из важнейших реалий, которую игнорирует отец Владимир – это массовые трудовые миграции, столь нужные для экономики мегаполиса. В Москву в течение индустриального рывка при Сталине и позднее приехала масса тружеников с этно-религиозными исламскими корнями – и они уже стали москвичами. Но в последние годы прибыла (и прибывает ещё!) масса тружеников из стран СНГ.
Итак, несправедливо (и непрактично!) размышлять лишь о «коренных москвичах»… это изменчивый поток… (Последний пример – наш новый мэр, приехавший из Сибири).
Именно потому руководство России резко против попыток (и даже разговоров!) по поводу каких-либо «этнических анклавов», «гетто» - разработана новая Концепция стратегии национальной политики, где чётко указан курс на формирование «единой политической нации – россияне».
Отец Вигилянский не найдёт нигде таких этно-гетто, а если и найдёт – правительство постарается скорейшим образом их ликвидировать. Но, конечно, не насильственным путём… Но пока этого нет – ведётся огромная работа по профилактике. Дабы не появились на окраинах Москвы или в Подмосковье всякие «бронксы», «чайна-тауны», «арабвилли» и прочие «проекты» непродуманных этно-политических решений, известные по опыту в иных странах.
3 – Наконец, сказанное про мифические «районы мусульман» - противоречит стратегии Путина по созданию Евразийского Союза. Если избранная нами с вами, россиянами, верховная власть (символически скажем – Кремль) стремится воссоздать Россию в качестве стержня великой державы, наследующей ресурсы, территории и традиции бывшего СССР, бывшей Российской империи, если уже добились немалых успехов в этой реинтеграции, укрепляя Союзное государство с Белоруссией, с Казахстаном, Таможенный союз, ЕвраЗэс, ШОС и применяя иные геополитические инструменты – то как быть с явно отстающим от реалий мышлением внутри Москвы?
Да, я понимаю Вас, уважаемый отец Владимир, мы, как любители книжного чтения, любим погружаться мыслями в «золотой век». Для одних это – Москва златоглавая, века этак 15-ого… для других это Мекка или Дамаск при первых праведных халифах… для иных – славный град Великий Булгар 13 века, до разгрома монголами…
Но, как помню, в православной аскетике такое отношение к жизни называется «мечтательством» и почитается искусом, от которого надо избавляться – трезвиться. Так вот, нравится нам или нет, что живём не в умозрительном «золотом 15 веке» - пора трезво оценить окружающую действительность.
И – как Вы верно отметили – действовать по справедливости.
4 – Но как добиться справедливости в Москве? Религиозным общинам в первую очередь нужны – богословский диалог и социальная взаимопомощь. Развенчание взаимных «мифов недоверия» и отказ от средневекового «языка вражды».
Управленцам города, который стал современным мегаполисом и претендует стать столицей Евразийского Союза – осознавать нарастающие тенденции, быстро на них реагировать. В частности – быстро разрешить проблемы строительства мечетей и мусалля «шаговой доступности», дабы вывести узел этно-миграционно-конфессиональных проблем из маргинальной тени – в свет цивилизации.
И тем и другим – не прятать, как страусы, голову в песок «золотого века».
ПОСТ СКРИПТУМ
Напомню – я уже писал о том, что мечеть в 21 веке имеет полифункциональную нагрузку и тем самым – пользу для всего общества – «Мечети в контексте тезиса «Культура как стратегический ресурс России в 21 веке».
Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя ДУМЕР
член Общественной палаты РФ
http://damir-hazrat.livejournal.com/