Вспоминая Валиуллу Якупова
19 июля 2013 года - годовщина убийства Валиуллы Якупова |
19 июля исполняется год со дня гибели Валиуллы-хазрата Якупова. Трагедия произошла перед началом Рамадана и сегодня мы вспоминаем о том страшном дне тоже во время поста, когда есть время для раздумий и выводов. Убийство имама-татарина за его профессиональную деятельность стало неслыханным делом за десятилетия, прошедшие после сталинского большого террора.
У моих соплеменников существует представление о традициях и правилах игры, которые соблюдаются всеми сторонами. Вместе с покойным мы бывали на Северном Кавказе, видели награждение пострадавших от ранений имамов и слова сочувствия в адрес родственников погибших имамов, но все это казалось нам другим миром. Негодование татар в адрес убийц, презрение и отвращение в адрес убийц был столь сильным, что оно служит охранной грамотой другим имамам.
Мой народ привык жить в мире со своими соседями. И если в некоторых республиках в постсоветское время число русского населения сократилось от 2 до 20 раз и продолжает сокращаться, то в годы правления Владимира Путина все больше русских и татар живет в волжской республике. Представители наших народов уверены, что мы будем всегда вместе жить в мире, сохраняя основы наших религий, культур и языков.
Валиулла Якупов был человеком, сохранявшим лучшие традиции советской эпохи. Он получил прекрасное образование в Казанском химико-технологическом институте, заочно окончил исторический факультет Казанского госуниверситета. Его русский был намного лучше татарского, а арабским он владел по минимуму. Поэтому он прекрасно понимал тот опыт татар-горожан, которые зачастую вообще не обучались родному языку, но стремились сохранить традиции своего народа и религии Ислама. «Иман» превратился в настоящий издательский концерн, благодаря которому изголодавшиеся без знаний о своей религии, истории и культуре мусульманского мира могли найти знания.
Валиулла Якупов был продуктом своей эпохи и эволюция его взглядов от борьбы за независимость Татарстана до российского татарского патриотизма заслуживает изучения. В 1990-е гг. и даже в начале 2000-х гг. недооценивалась опасность ваххабизма, ведь очарование вновь обретенного россиянами мира Мекки и Медины была очень велика. Затем он все больше говорил о необходимости опоры на татарские традиции и татарский язык. Но 2000-е и гг. начало 2010-х гг. стали временем сворачивания обучения на татарском языке и татарскому языку в российских школах вне Татарстана. Мы оба переживали из-за продолжающегося исчезновения мира татарских аулов и городских татарских слобод. Сегодня, когда татарский язык вновь находится под угрозой, когда через предложения о его факультативном статусе его вновь вымывают из школ, нужно понимать, что эти меры открывают широкую дорогу радикалам, отрицающим местные традиции.
Валиулла-хазрат был во многом самоучкой, который уже во взрослом возрасте изучал традиции своего народа и стремился передавать их последующим поколениям. Он хотел, чтобы в нашем общем доме на Волге царил мир. Своей смертью он еще раз показал всем нам, как важно сохранить эту спокойную жизнь для наших детей. В конце прошлого лета и осенью банды провокаторов и экстремистов, вероятно управляемые из общего центра, пытались превратить Татарстан в Дагестан на Волге. Это им не удалось. Вероятно, после Универсиады на Татарстан и мой народ обрушат особо и не прекращавшиеся новые потоки провокаций и клеветы, но, я верю, что мы выстоим.
Мой народ мужественен в дни войны, но не стремится искать врагов среди соотечественников и современников. «Аллаху маа-сабирин» («Бог с терпеливыми»)! Мы готовы отдать многое, чтобы сохранился этот мир на Волге. Гибель Валиуллы-хазрата не была напрасной, мы будем вместе противостоять бедам и вместе хранить единство!
Дамир-хазрат Мухетдинов
Первый заместитель председателя ДУМЕР
Член Общественной палаты РФ
http://damir-hazrat.livejournal.com/103060.html
Ссылки по теме: