закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


22 ноября 2013 12:06   Москва 

Работать для сплочения народов России

Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

22 октября в Уфе прошли мероприятия, посвященные развитию межнациональных и межконфессиональных отношений. Президент России В.В. Путин провел заседание Совета по межнациональным отношениям, в котором приняли участие представители руководства страны и регионов. Первое заседание прошло 24 августа 2012 г. в Саранске. В этом году мероприятие прошло в столице Башкортостана: в 2015 г. в Уфе ожидаются международные саммиты глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и глав государств и правительств БРИКС.

Со сдвигом на месяц 22 октября произошло празднование исторического решения великой императрицы. Как указал В.В. Путин: «225 лет назад указом российской императрицы Екатерины II… было учреждено духовное собрание магометанского закона. По сути, ислам на государственном, официальном уровне был признан одной из традиционных религий России». Однако события в Бирюлево и теракт в Волгограде, а также современная ситуация с межнациональными и межконфессиональными отношениями, рост экстремизма и радикализма стали темами для обсуждения. При этом ни президент России, ни даже президент Башкортостана не посетили проводимую ЦДУМ конференцию. На ней не увидели не только столичную и казанскую профессору (за исключением директора Эрмитажа Михаила Пиотровского), но даже ряд муфтиев ЦДУМ, якобы не вернувшихся с хаджа. Совет муфтиев России отказался от участия в мероприятиях ЦДУМ в связи с позицией, занятой его руководством в ряде вопросов, прежде в связи с рекомендацией запретить перевод Корана, созданный Э. Кулиевым.

Вместе с тем, согласно протоколу, председатель СМР и ДУМЕР муфтий шейх Равиль Гайнутдин присутствовал на встрече В.В. Путина с муфтиями духовных управлений мусульман. До лидера страны была донесена озабоченность российской уммы по целому ряду проблем. На юбилее создания ОМДС в здании театра им. М. Гафури президент России произнес пятиминутную речь, после чего покинул зал. В начале выступления по предложению В.В. Путина присутствующие минутой молчания почтили память погибших в Волгограде.

Тогда же президент России провел продолжительную встречу с пятью главами мусульманских централизованных религиозных организаций. Это были Равиль Гайнутдин (председатель Совета муфтиев России), Талгат Таджуддин (председатель Центрального духовного управления мусульман), Исмаил Бердиев (муфтий Карачаево-Черкесской Республики, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа), Камиль Самигуллин (председатель Духовного управления Республики Татарстан). На повестке дня стояли актуальные вопросы развития российских мусульман. На их обсуждение наложили отпечаток и последние российские события. Антимигрантские настроения в отношении граждан стран Средней Азии и Азербайджана; негатив в отношении выходцев с российского Северного Кавказа, когда этот регион предлагают отделить от России, а самих кавказцев подвергнуть ограничениям; опасения по поводу создания национальных анклавов в больших городах и особенно столицах и просто откровенная исламофобия, связанная с продолжающимся насилием во многих регионах исламского мира превратились в ключевые темы для российской печати, общественных и политических дискуссий. Пока речь идет, прежде всего, о сбрасывании негатива. Слава Аллаху, мы не видим ничего подобного еврейским погромам, массовым межнациональным столкновениям 1900-1910-х гг., этническим чисткам времен распада СССР.

Объективным фактом является рост численности российской уммы, прежде всего за счет достаточно высокой рождаемости кавказских народов и внешней миграции, в то время как российский обыватель ассоциирует понятие «ислам в России», прежде всего, с татарами-мусульманами. Та же Екатерина II в своих указах определяла это через термины «татарский язык» и «татарские муллы». На смену структурированным империей Татарским слободам, медресе и школам после репрессий Советской эпохи пришло страдающее отсутствием единства мусульманское пространство, где видно влияние зарубежное. Кто же даст ответ всем этим апологетам альтернативных идеологий?

Не случайно, что президент В.В. Путин сказал: «Одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских ученых мира. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, которые будут понятными и авторитетными для верующих… Российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие». Действительно в лице Шигабетдина Марджани и Галимджана Баруди в Казани в конце XIX – начале XX вв., Ризаэтдина Фахретдина в Уфе и Оренбурге и Мусы Биги в Петербурге в 1910-1920-е гг. в российской умме создавались богословские труды, чей авторитет был велик во всем мусульманском мире. А пример Мухлисы Буби, казыи (религиозного судьи) в 1917-1936 гг., которая создала феномен общественного служения мусульманок, является лучшим ответом тем, кто пытается доказать бесправное положение женщин в рядах уммы. Не случайно, что кадимисты, исламофобы и ряд безответственных лиц в муфтиятах ведут нападки против богословов-джадидов в лице Ризы Фахретдина и Мухлисы Буби. На Северном Кавказе идеи джадидизма связаны прежде всего с трудами и днями Сайпуллы-кади Башларова. Сегодня нам нужны новые «Дини ва иджтимагый мэсъэлэлэр» («Религиозные и общественные вопросы»), подобные данному труду Ризы Фахретдина, вышедшему в 1914 г. Оренбурге.

Председатель СМР и ДУМЕР муфтий шейх Равиль Гайнутдин указал на наличие угрозы: «В последние годы «религиозный фактор», особенно в его «исламском преломлении», к сожалению, все чаще используется зарубежными игроками в качестве инструмента воздействия на внутреннюю и внешнюю политику России. Подготовка кадров в собственных учебных заведениях в соответствии с традициями нашей страны является задачей первостепенной важности. Наличие образовательного и богословского центра в Москве в лице Московского исламского университета позволяет, в сотрудничестве с органами власти и учреждениями академической науки, воспитывать квалифицированных и патриотичных мусульманских руководителей для работы в России и странах СНГ, а также для осуществления социализации и адаптации мигрантов-мусульман в нашей стране». Именно Москва, как центр многонациональной российской уммы, к тому же обладающая многовековыми татарскими традициями, должна объединить лучшие умы мусульман России и СНГ и лучших российских исламоведов. Во многом этот процесс уже идет.

Президент России поставил вопрос о необходимости развития гражданского общества российских мусульман, а не только проведения различных социальных проектов. Он указал: «Новая социализация ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье. Здесь важны и новые формы работы – через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодежные, женские клубы». Именно мусульманские культурные центры, о проектах которых мы давно и неоднократно говорили, должны стать центрами постоянного объединения и взаимодействия мусульман, передачи традиций, интеграции мусульман в российское сообщество.

В.В. Путин, который на примере родного Петербурга знает, сколь важна роль мигрантов в поддержании и развитии инфраструктуры, сказал муфтиям: «Я убежден, что может быть значим и ваш, большой ваш вклад в социальную адаптацию людей, которые приезжают в Россию жить и работать. Многие из них – это ваши единоверцы. Они должны слышать ваш голос, чувствовать ваше участие, в противном случае они становятся объектом пропаганды различных фундаменталистских структур».

Сама эпоха предъявляет к мусульманскому духовенству все более строгие требования, ведь контрпропаганда может вестись только квалифицированными кадрами, обладающими фундаментальными знаниями, знающими языки. К сожалению, кадровый состав духовных управлений и исламских учебных заведений далек от соответствия требованиям сегодняшнего дня, а также и от дореволюционных стандартов образованности, предъявляемых к духовенству.

Напомню, что по первому Уставу ЦДУМ 1918 г. муфтий и казыи должны были быть на уровне профессоров богословия, авторами трудов по теологии. Абсолютно в русле этой традиции президент В.В. Путин одновременно с необходимостью воссоздания исламской богословской школы заявил и о необходимости «решать проблемы, связанные с переводом на русский язык богословских и популярных изданий зарубежных авторов, обеспечить научный перевод на русский язык ключевых мусульманских вероучительных текстов».

Продолжающаяся серия запретов мусульманской литературы в судах райгородов вызвала негодование широчайшей мусульманской общественности, которую поддержал и СМР. Одновременно такие изъятия и уничтожения зачастую весьма умеренных текстов, напоминающие худшие времена атеистической пропаганды, стали прекрасным аргументом для радикалов в их антироссийской пропаганде. Президент В.В. Путин указал: «Необходимо также создавать религиозно-правовые общественные институты, способные дать компетентную оценку того или другого текста. Эти структуры должны быть открыты и для исламских духовных лидеров, и для экспертов в вопросах права, лингвистики… Можно и нужно привлекать для этой работы и мировых экспертов в этой сфере. Таким образом российское исламское сообщество само сумеет предотвратить распространение изданий, имеющих деструктивный, экстремистский характер.

Сегодня же… государство вынуждено применять запретительные меры в отношении подобной литературы, что на самом деле далеко не всегда результативно, а чаще даже наоборот. Запреты работают слабо или имеют противоположный ожидаемому эффект. Нужно убеждать людей, разъяснять им, где правда и добро, а где ложь и ненависть». Действительно в эпоху интернета всегда можно получить запрещенное издание. С другой стороны, абсолютное большинство активных мусульман Росси имеют отечественное высшее образование, владеют навыками дискуссий и умеют выслушивать аргументы.

Подчеркивая принцип невмешательства государства в дела религий, президент России в Уфе провел встречу с лидерами российских мусульман на светской площадке – в здании Театра им. М. Гафури. Он ясно указал: «Считаю также, что приоритетом в публичной деятельности самих мусульманских организаций должны быть не внутренние дискуссии и споры о верховенстве… а все-таки главное: это выработка положительного образа традиционного ислама как важной духовной составляющей общероссийской идентичности.

Это имеет огромное значение для воспитания молодежи, что крайне важно как для мусульман, так и для всей страны, крайне важно для российской мусульманской молодежи, которая давно, к сожалению, стала целевой аудиторией для наших недоброжелателей».

Президент России подчеркнул значение СМИ для современной пропаганды: «У российских мусульманских религиозных организаций есть все возможности для своего широкого позиционирования в современных средствах массовой информации». Поэтому Издательский дом «Медина» ведет каждодневную работу по укреплению традиций российских мусульман.

На заседании Совета по межнациональным отношениям главной темой была реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации. Президент прямо указал: «Раздоры на почве межнациональных отношений, как правило, зарождаются именно на местах… Руководители на местах, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, пользы от которой или никакой, или очень мало… В Бирюлево, например… недовольство жителей накапливалось годами... Недопустимо также попустительство незаконным действиям приезжих, которые нарушают миграционное законодательство, совершают правонарушения». Поэтому был принят закон об определении полномочий региональных и муниципальных властей и их ответственности за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт. 

Современная эпоха показывает, что безответственность лидеров, их некомпетентность, стремление передать власть по наследству дорого обходится как простым людям, так и, конечном итоге, самим власть имущим и их семьям. Сегодня все нам нужно работать во имя сплочения народов России, чтобы трагедии в Бирюлево и Волгограде не повторились в новых, еще более страшных масштабах.

Дамир Мухетдинов

Первый заместитель председателя ДУМЕР

Член Общественной палаты РФ

Источник: газета «Ислам минбаре» - № 217 (ноябрь 2013)

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.