27 января – день освобождения Красной Армией Освенцима
В Москве в Доме литераторов на Большой Никитской состоялся вечер, посвященный памяти жертв Холокоста и 70-ю освобождения блокады Ленинграда. По приглашению организаторов принял участие в данном мероприятии.
«Наш поезд уходит в Освенцим, сегодня и ежедневно». Это фраза Александра Галича, которую сейчас часто повторяют, обозначает сущность нашего бытия. Бытия не только прошлого, но во многом и нашего века. Сегодня уходит из жизни поколение тех, кто уже сознательном возрасте пережил нацистские концлагеря смерти, но я еще помню этих людей по моему родному Горькому. Тогда я не понимал выражение их глаз, в которых был запечатлен их страшный опыт. Они пережили этот ужас, и остались людьми. Но мы не должны забывать этот ужас и миллионы жертв тоталитарных режимов, от детей до стариков. Сейчас чаще любят говорить о примерах противостояния мусульман и иудеев. Но я помню те времена, когда татарскую столицу Казань называли городом трех наций: русских, татар и евреев. Мои казанские друзья с тоской вспоминают те времена, потому что большая часть евреев покинула наша страну во времена распада СССР. При этом дружеские отношения остались. Как известно Екатерина II не только дала разрешение иудеям вернуться в Россию, откуда их изгнали еще при Владимире Мономахе, но и в 1767 г. разрешила построить две постоянные мечети в Казани, впервые после ее завоевания Иваном Грозным в 1552 г. Так вот, через дом от сохранившейся Апанаевской мечети находится сейчас здание Еврейской гимназии. И в объектив фотоаппарата попадает и минарет и забор с щитами Давида. И никого из молящихся мусульман не смущает этот символ Израиля на заборе казанской улицы Насыри.
Я привел это пример, чтобы показать: добрососедские отношения между мусульманами, а не высокая стена и колючая проволока существуют между зданиями, представляющими наши традиции. Можно вспомнить времена Хазарского каганата, когда у мусульман Поволжья и Северного Кавказа существовало единое государство с иудеями в лице Хазарского каганата, где мусульманские судьи-казыи сидели вместе с иудеями в одном суде и принимали совместные решения. Еврейская община в Дербенте продолжает существовать , судя по еврейским источникам, уже более 2,5 тысяч лет. И хотя в последнее время синагога Дербента стала подвергаться нападениям, то казанская синагога спокойно существует в самом центре города в квартале от исторического университетского комплекса.
Говоря о трагедии холокоста, мне хотелось бы вспомнить страницы великого романа 20 века «Жизнь и судьба». В дни, когда судьба всего мира решается под Сталинградом герои Гроссмана в Казани дискутируют о сути тоталитаризма и возможности после войны новой счастливой жизни, жизни без террора. Великий физик Штрум, в которого Гроссман вложил свои личные переживания о судьбе своей матери в гетто, находит общий язык с татарским ученым Каримовым, который говорит об интеллигенции своего народа, чей цвет был уничтожен сталинским режимом.
Общая боль и трагедия сплачивает людей, заставляет их выстраивать лучшее будущее для своих детей, не разделяя их по национальному и религиозному признаку. Сегодня, вспоминая жертв холокоста , мы должны вспомнить и миллионы христиан и мусульман, которые погибли на фронтах второй Мировой войны, чтобы человечество было спасено от нацистской чумы, чтобы еврейский народ не исчез с лица земли. Во имя их подвига давайте будем жить так, чтобы не плодились новые жертвы войн и террора на нашей планете, чтобы естественные права человека на жизнь и счастье был доступны для каждого из потомков Адама и Евы.
Дамир-хазрат Мухетдинов
Первый заместитель председателя ДУМЕР
Член Общественной палаты Российской Федерации