закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


17 февраля 2015 17:56   Москва 

РОЖДЕСТВО, МАВЛИД… РОЖДЕНИЕ. Размышления на полях Рождественского послания муфтия Гайнутдина

«Скажи: Он – Аллах – Един,

Аллах, Вечный

Не родил и не был рожден

И не был Ему равным ни один»

(Коран, сура 112 «Ихляс»)

В силу особенностей мусульманского лунного календаря иногда бывает так, что по времени совпадают праздники Рождества Христова и Мавлид ан-Набий (День рождения пророка Мухаммада (мир ему).

Совпадение сакральных праздников и важных дат различных конфессий и религий вообще нередко имеет место, и всякий раз в такие моменты человеческий разум ищет в этих совпадениях нечто мистически знаковое. Кроме того, для мусульман и мусульманских богословов крайне важна выработка богословского отношения к центральным праздникам христианской религии, ведь они выражают фундаментальные принципы её учения, причем те принципы, которые в наибольшей мере разнятся с видением ислама.

Улемы говорят о невозможности принятия мусульманами праздника Рождества и участия в нём на том основании, что отмечается «рождение Христа как сына Бога по природе», что категорически противоречит учению ислама (см. суру-эпиграф). Основанием для неприятия ими Рождества также является хадис, гласящий, что последователь той или иной религии должен отмечать только праздники своего исповедания и не отмечать священные даты другой религии. В качестве аргумента также приводится и то обстоятельство, что в большинстве стран праздник Рождества уже давно утратил свое духовное содержание, превратившись в сугубо секулярный «день потребления».

С другой стороны, многие улемы отмечают, что мусульмане могут поздравить своих христианских братьев с Рождеством (и с другими их религиозными праздниками) в качестве жеста добрососедства и взаимоуважения. Последователь ислама может даже принять участие в некоторых мероприятиях праздника, если они не связаны с поклонением, религиозными обрядами и чем-то запретным (например, с распитием спиртного). Так, новообратившемуся мусульманину не рекомендуется отказываться от традиционного семейного застолья с родителями-немусульманами. При этом богословы подчёркивают, что в сердце он должен иметь намерение не празднования Рождества, а поддержания родственных уз и проявления почтения к родным и близким. 

У мусульман есть, как известно, своё «Рождество» – Мавлид ан-Набий («День Рождения пророка Мухаммада (мир ему)»). Впервые его начали отмечать в конце XII века по указанию Музафауддина ибн Заинутдина, наместника провинции Ирбиль (ныне это территория курдской автономии Ирака), но упоминание о Мавлиде встречается и в более ранних источниках. 

Ни в Коране, ни в Сунне прямых отсылок на традицию подобного рода нет. Большинство богословов признают мавлид в виду многочисленных косвенных доказательств его правомочности в исламе.   

Вместе с тем, надо иметь в виду, что Мавлид ан-Набий, в отличие от христианского Рождества, не является священным праздником, связанным с поклонением. Это своего рода «благочестивая дата», призванная напомнить мусульманам о личности Мухаммада, принципах ислама, стимулировать верующих, перефразируя поэта, «делать жизнь свою» с пророка (мир ему).

Не получается ли, что в силу различного понимания главного смысла памятных дат, связанных с рождением Иисуса (Исы) и Мухаммада (мир ему), этот, достаточно ключевой момент двух религий оказывается не соединяющим, а, напротив, разделяющим две веры в Бога?

Аргументированный отрицательный ответ на этот вопрос прозвучал в дни мусульманского Мавлида и православного Рождества из уст председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтия Равиля Гайнутдина. Уже сам факт появления его послания по  данному вопросу серьезно пошатнул ставшее расхожим мнение о том, что российские муфтии – это администраторы религиозных организаций, а вовсе не богословы и мусульманские правоведы (факихи), каковым муфтиям надлежит быть по определению.

Заметим при этом, что многие эксперты, прежде всего «исламские политологи», попытались выделить из послания муфтия социально-политический аспект, представить его как идеологическую основу нынешней социальной активности мусульман. Много говорится о возрастании интереса к исламу в связи с ростом разнузданной и воинствующей исламофобии в Европе, событиями в Украине, неоднозначной, по мнению таких политологов, ролью и позицией РПЦ МП в нынешней религиозно-общественной ситуации.

В принципе это верный, но лишь частичный вывод из Рождественского послания муфтия Гайнутдина.

Анализ документа следует начать с того, что оно вовсе не означает некой утраты или пренебрежения мусульманской идентичностью. Уже в первых строках послания говорится, что лидер российских мусульман выступает с обращением по случаю именно праздника Мавлид ан-Набий, который именуется «Рождеством Пророка Мухаммада», с тем, чтобы суть этой даты была понятнее православным.

Более того, в первых строчках подчеркивается, что это послание адресовано не только мусульманам, но и людям Писания – иудеям и христианам, верующим в Одного и Того же Всевышнего и черпающим свою веру из одних и тех же источников. Это очень важно в наше время, когда все религии в большей степени становятся индикатором этнической принадлежности, нежели взглядом на мироздание, которое помогает человеку выйти на прямой и праведный путь в жизни.

Довольно часто в адрес представителей традиционных религий, в том числе и ислама, раздаются упреки в начётничестве и буквализме, отсутствии глубинного проникновения в суть божественного учения. Рождественское послание муфтия Гайнутдина своим содержанием опровергает это суждение. В нём предлагается взглянуть на внутренний и глубоко мистический смысл понятия Рождества как вселенской тайны. «Рождение Пророка (мир ему) – это рождество благочестивого человека, который, благодаря исключительным личным достоинствам, оказался способным передать послание Творца миров», – говорится в документе.

Рождество или Мавлид, таким образом, не является догмой, монополизированной какой-либо одной религией, а представляет собой универсальный духовный принцип для всех миров и их обитателей. Суть его в том, чтобы разумное творение, именуемое человеком, через изучение и размышление о жизни и личностях пророков и посланников Аллаха, ниспосланных в истории человечества вплоть до Печати Пророков (мир ему), осмыслило самого себя, своё место и предназначение в этой жизни.

Наконец, в послании обозначаются для верующих их цели и задачи в жизни общества. Это противостояние атеизму и постмодернистскому либерализму (ныне эти два явления всё больше выступают в единой связке), с одной стороны, и экстремизму, порождённому неадекватным пониманием религиозных принципов, – с другой. Именно единение перед лицом этих проблем позволит избежать такой беды как межрелигиозные конфликты.

Рождение, рождество – стартовая точка новой жизни. Обращение к этому понятию для верующего человека не может не означать начала новой жизни для него самого, а ведь именно новая жизнь является целью каждой религии. Многие учения, причём не только монотеистические, говорили и говорят о нынешних временах как о переломных для всего человечества. Впрочем, ещё яснее об этом говорят факты и события дня нынешнего.

Думается, что всё больше и больше религиозных деятелей будут ныне призывать своих последователей обратиться к глубинной и универсальной сути вечных ценностей. И очень отрадно, что из представителей российских традиционных конфессий первым с обращением подобного рода выступил лидер российских мусульман.

 

Валерий-Исмаил Емельянов

историк–религиовед, исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир» (Москва)

«Портал-Credo.Ru»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.