закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


14 декабря 2018 11:11   Москва 

Семинар “Исследование правовой культуры и повседневности прихожан мечетей Ярославской области” прошел в Москве

7 декабря на базе Центра исламоведения Фонда Марджани и Культурного центра «Дар» (ДУМ РФ) прошло обсуждение итогов экспедиции по изучению правовой культуры и повседневности мусульман Ярославской области. Полевое исследование было организовано стипендиатами программы поддержки молодых исламоведов благотворительного фонда “Закят” и ДУМ г. Москвы Денисом Шедовым и Марией Вятчиной в рамках проекта студенческих экспедиций Высшей школы экономики (ВШЭ) “Открываем Россию заново”. Вместе с ними в круглом столе участвовали студенты ВШЭ, Александра Левина и Владислав Семенов, которые поделились впечатлениями от глубокого погружения в поле.

В связи с вопросами правовой культуры исследователи обратили внимание на одну из проповедей, опубликованных на сайте ДУМ Ярославской области, в которой прихожанам предлагается подумать о значимости соблюдения норм и Шариата, и российского официального права. Подобное внимание к действующему праву может быть описано термином “культуры легальности”, предложенным британским социологом права Дэвидом Нелькиным.

Также любопытной оказалась практика посредничества мечети между прихожанами, нуждающимися в юридической консультации, и профессиональными юристами, посещающими пятничные молитвы. Приходя в мечеть, разные люди могут общаться и помогать друг другу. Как правило, круг вопросов связан с проблемами оформления бытовых сделок, арендой, трудовым и миграционным законодательством. Эта практика вместе с приоритетом медиативных способов разрешения конфликтов через поиск консенсуса, по мнению участников экспедиции, характеризуют особенности мобилизации права в сообществе прихожан мечетей.

В качестве наблюдений, связанных с повседневностью, исследователи отметили активную включенность мечетей в городское пространство, участие в благотворительных акциях, проведение дней открытых дверей, экскурсий, вовлеченность в образовательные мероприятия. Значимыми сегодня оказываются сети религиозной поддержки. Сообщества при мечетях выделяются языковым многообразием, этнокультурными традициями, транслокальными практиками. Так, находясь территориально в Ярославской области, исследователи узнавали факты о миграционных стратегиях на постсоветском пространстве, об особенностях жизни в Дагестане или истории появления в советское время татарских поселков вокруг промышленных предприятий Ярославля.

Среди гостей были известные ученые в области исламского права, истории и антропологии ислама: профессор факультета права ВШЭ, доктор юридических наук Леонид Сюкияйнен и доцент факультета истории, политологии и права РГГУ, кандидат исторических наук Игорь Алексеев, доцент кафедры социологии и антропологии Назарбаев Университета а Алима Биссенова.

Игорь Алексеев обратил внимание на неоднозначность объяснительной модели относительно того, каким образом мусульмане в Ярославской области используют русскоязычные эквиваленты арабизмов. Эти наблюдения можно связать как с формированием специфического социолекта, так и с изменением лингвистических компетенций прихожан мечетей.

Леонид Сюкияйнен поинтересовался основными сходствами и различиями между исследованием правовой культуры прихожан мечетей в Ярославской области и в Москве. Из своего опыта, участники экспедиции назвали социо-демографические отличия двух регионов, различия в масштабах и характере миграционных потоков.

В качестве сходств было отмечено то, что мусульмане  были заметной группой в структуре населения еще в имперское время и в Москве, и в Ярославле. Все эти характеристики в совокупности позволяют проводить параллели и высвечивают новые ускользающие от сравнения сюжеты — например, особенности исламской инфраструктуры и включенность мечетей в городское пространство, а также специфику практик по мобилизации официального права для решения проблемных ситуаций, связанных с самостоятельной организацией хаджа.

Участникам экспедиции также задавали вопросы о методологии ведения интервью, об этническом составе мусульман в Ярославской области, а также о том, насколько хорошо прихожане мечетей знают российское право. Развернувшаяся дискуссия показала  интерес к исследованию, а комментарии гостей круглого стола ждут реализации в исследовательских текстах, которые появятся по итогам экспедиции.

Пресс-служба ДУМ Москвы

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.