Муфтий Гайнутдин: Рамадан – это месяц очищения души и тела
Интервью председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина телеканалу «Россия 1»:
- Я Вас приветствую. Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы.
- Благодарю вас за интерес к нашей мусульманской умме.
Заканчивается священный месяц Рамадан, впереди большой праздник Ураза-байрам. Хотелось бы вначале рассказать о значимости священного месяца и этого праздника.
Завершается этот благословенный месяц, о котором в священном Коране сказал сам Господь Всевышний: «Месяц Рамадан – месяц, во время которого был ниспослан Коран». Также Всевышний повелевает нам, верующим: «Пусть же каждый из вас, кто застал этот месяц, проводит его в посту». Значит, месяц Рамадан – это месяц соблюдения поста, месяц ниспослания Благородного Корана. А Коран – милость Господа – это священное писание, по которому должны жить верующие, так как в нем всем нам прописаны указания, повеления, законы нашего Господа. Жить в мире, жить в согласии, распространять братство и уважение между людьми, сохранять мир, сохранять жизнь, сохранять здоровье и тем самым заботиться о благополучии мира и человечества. Месяц Рамадан – это еще и месяц сострадания, очищения души, сердца, и месяц физического (телесного) очищения. Но я специально назвал телесное вторым, главное – это духовное очищение, очищение своих мыслей. Поэтому мы должны свои мысли украшать, облагораживать, остерегаться зла и греха, совершать как можно больше благочестивых дел. Вот что такое месяц Рамадан и соблюдение поста Рамадана.
- Были проведены благотворительные акции. Насколько я знаю, довольно много.
- Несмотря на пандемию, на ограничения, мы не забывали о наших простых гражданах, проводили благотворительные акции. И в этом году «Рамадан Керим» благодаря поддержке нашего брата Сулеймана Абусаидовича Керимова, который нам помог построить Московскую Соборную мечеть, мы оказываем сотням тысяч наших граждан благотворительную поддержку. Мы раздаем благотворительные пакеты, продуктовые наборы. Мы проводим ифтары для тех, кто соблюдает в течение дня пост, приходит на территорию Московской Соборной мечети, на наши шатры Рамадана, где они завершении поста этого дня получают горячую пищу - ифтар. И они благодарят наших благотворителей, волонтеров и имамов, которые оказывают им такую помощь и поддержку. Ежедневно это десятки тысяч людей, которые получают и питание, и продуктовые наборы. Хочу сказать, как в прошлом году, так и в этом мы проводили благотворительную деятельность в 58 субъектах Российской Федерации, где работают наши мусульманские религиозные организации: это и духовные управления, и местные мусульманские религиозные организации. На эти цели мы выделяем средства, продукты. За питанием к нам приходят представители разных религий, разных национальностей. У нас нет разделения на наших и ваших, мы все братья.
- Несмотря на то, что ситуацию с коронавирусом в России удалось стабилизировать, ограничения до сих пор действуют. Как в этом году, вы ожидаете, пройдет праздник?
- Московский регион – это очень большой мегаполис. Несмотря на то, что мы во время Священного Рамадана держали открытыми двери наших мечетей, проводили все коллективные богослужения, в том числе и пятничные богослужения, и богослужения по случаю Лейлят аль-Кадр (Ночи Предопределения), мы будем вынуждены, к сожалению, завтра закрыть двери наших мечетей для многочисленных наших верующих, которые хотели бы вместе с муфтием, мусульманским духовенством, провести праздник Ураза-байрам. Ведь в наши московские мечети приходят сотни тысяч верующих на праздник. А это определенный риск, так как в Москве, к сожалению, еще рост заболеваемости остается намного выше, чем в других регионах. И мы с сожалением говорим, что вынуждены проводить наш Ураза-байрам в ограниченном составе, только с участием мусульманского духовенства. Но мы будем транслировать на всю Россию наш праздник Ураза-байрам на государственном телевизионном канале «Россия 1». И я уверен, что дух праздника войдет в каждый дом, и мы будем радоваться, что наступил благословенный праздник, и молитвы, которые будут обращены к нашему Господу Всевышнему о даровании всем нам здоровья, благополучия, чтобы мы все победили этот вирус и смогли вернуться к нормальной жизни, будут приняты и услышаны. Все граждане, в том числе наши мусульмане, которых не менее 25 миллионов проживает в нашей многонациональной и многорелигиозной стране, будут молить Господа Всевышнего о даровании благополучия нашей стране, нашему народу и всему человечеству.
Но одно хочу сказать: в регионах мы предоставляем нашим руководителям духовных управлений, исходя из эпидемиологической ситуации, складывающейся на местах, принимать решения самим. И они открыто, вместе, свободно могут провести праздник Ураза-байрам. Ограничения касаются только тех регионов, где есть риск заражения сотен тысяч наших верующих.
- Этот вопрос больше к Минздраву. Вы тоже призываете верующих делать прививки?
- Вы знаете, это наша четкая гражданская позиция, позиция верующих. Потому что ислам требует защищать себя, беречь свою семью и свое здоровье. Мы еще в феврале провели круглый стол с учеными, которые разрабатывали вакцину, и с членами совета улемов нашего духовного управления по изучению вопроса относительно вакцинации: имеет ли право мусульманин, соответствует ли вакцина тем требованиям, которые ставит перед нами шариат на предмет дозволенности. Мы с полной уверенностью можем сказать: вакцина халяль, мусульмане могут прививаться. Я сам показал пример - уже в конце 2020 года мы всей семьей вакцинировались. Никаких побочных проявлений мы не ощутили, не болели, и у нас прекрасно выработались антитела. Поэтому я призываю всех моих единоверцев вакцинироваться, защитить себя, своих близких и окружающих. И это не мое требование, это требование Всевышнего Аллаха, Господа нашего: беречь себя, беречь людей, беречь жизнь.
- Не могу вас не спросить по поводу событий в Иерусалиме. Это, как раз, тоже трудности, проблемы. По моему ощущению, это – провокации. Как вы считаете?
- Со стороны мусульманского мира, в том числе и мусульманской уммы России, эта ситуация рассматривается как провокация на земле трех мировых религий. Ведь Иерусалим не является столицей только одной религии. Там очаг появления и иудаизма, и христианства, и этот город - третья святыня ислама. В Иерусалиме находятся благословенная мечеть «аль-Акса» и мечеть «Куббат ас-Сахра», откуда вознесся ко Всевышнему для получения пятикратную молитву в виде дара наш пророк Мухаммад (мир ему) в ночь Мирадж (Вознесения). Поэтому для всех монотеистических религий это город мира. И то, что в благословенный месяц из домов выгоняют мусульман на улицы вместе с больными, с детьми и оставляют их без крова – как можно расценивать это кроме как провокацию? Не зря аналитики, политики, в том числе на уровне Организации Объединенных Наций, осудили такую политику и, безусловно, заявили также как и мы – «это провокация». Провоцировать в священный месяц мусульман, чтобы потом обвинять ислам в экстремизме, терроризме – это, поистине провокация.
- Мы с вами записываем интервью в то время, когда произошли трагические события в Казани. Почитав новости, непонятно, что творится в голове у молодых людей, которые врываются с оружием в школу, убивают детей. Ваш комментарий по этому поводу?
- Сегодня у нас сердце плачет. Родители плачут. Я уже не говорю о тех, кто потерял своих детей. Это страшнейшая трагедия. Кем мы являемся? Как спрашивает наш Господь: «Куда вы идете». Хочу спросить: куда идет наша молодежь? Кто воспитывает наших детей, где получают такие наставления, такую идеологию, такие приказы наши дети? Не любить, враждовать, убивать, проливать кровь. Кто учит наших детей: убей себя? Кто учит наших детей: ты не знаешь, кто ты. Об этом очень серьезно надо задуматься. Куда приведут такие, кто говорит, что он Бог, он будет решать судьбу людей, мира. Это глобальная задача. Я рад тому, что наше руководство страны понимают, что многие столетия наши религии - христианство, иудаизм, ислам - и государство призывают к сохранению духовности, нравственности, морали, сохранению семейных ценностей. Вседозволенность, безнаказанность определенных кругов, идеологов, приводит к тому, что неокрепшая душа, неокрепшее сознание попадает в их сети. Они представляют угрозу всему обществу. Поэтому мы должны беречь то, что нам оставили наши отцы и деды - нашу духовность и нравственность. Мы должны заботиться о том, чтобы у нас не было таких извергов, убийц, которые напичканы чуждой идеологией и берут в руки оружие. К слову, откуда они берут это оружие? Кто им позволяет «играть» с этим оружием убийства? Мне кажется, сегодня даже Америка очень обеспокоена тем, что столько оружия находится в руках американцев. Но и мы должны анализировать, видеть, к чему может привести такая игра с оружием.
Мне кажется, что все должно начинаться с семьи, детского сада, школы, института, университета в целом. Это забота о благополучии нашего государства. Надо воспитывать детей, чтобы они любили свою страну, свою историю, а не стеснялись ее. В 90-е годы пытались навязать нашим детям, что стремимся туда, там хорошо, а у нас плохо. Я за то, чтобы мы защищали свои устои, защищали свои принципы, духовно-нравственные ценности и воспитывали нашу молодежь в духовно-нравственных традициях.
- Спасибо вам большое за это интервью.