Дамир Мухетдинов: чем больше высокообразованных специалистов мы выдвигаем в научную и интеллектуальную элиту своего общества, тем более крепки в нем позиции нашей уммы
27 февраля по благословению муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Московской Соборной мечети начал свою работу методологический семинар на тему «Анализ учебных программ в бакалавриате при реализации программ подготовки с углубленным знанием истории и культуры ислама». Организаторами мероприятия выступили: Духовное управление мусульман РФ, Московский исламский институт и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
В семинаре приняли участие ректора и директора, проректора, деканы исламских высших и средних учебных заведений, студенты, в том числе директор научно-образовательного центра «Теология» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (Уфа) Дилара Акбашева и заместитель директора среднего профессионального образования Исламского медресе имени Абдульхамида Куштева (Республика Ингушетия) Яхья хаджи Хадзиев и другие.
Семинар продлился два дня.
Предлагаем вашему вниманию выступление первого зампреда ДУМ РФ, ректора Московского исламского института Дамира Мухетдинова:
Уважаемые участники нашего методологического семинара! Приветствую Вас пожеланиями мира, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения, а также передаю братское приветствие и молитвенные пожелания успехов в вашем ответственном служении от нашего духовного лидера муфтия шейха Равиля Гайнутдина.
Как мы знаем, учреждения исламского образования среднего звена - медресе и исламские колледжи являются очень значимым звеном в подготовке имамов для общин и мечетей, педагогов для мектебов, особенно в глубинке. Заочные, очно-заочные, вечерние формы обучения в медресе и колледжах, возникшие как ответ на стремительно возникший запрос от населения, оказали огромное позитивное влияние тем, что дали возможность получить базовые познания нашим братьям, которые по зову сердца взялись за дело возрождения общин и религиозной практики. Хотя хорошо известно, что далеко не все выпускники медресе и колледжей впоследствии пошли по пути проповеди и наставления верующих, в этом также есть определенное благо.
Медресе выросло в такой институт, который воспитывает умму, напитывает ее верующими, глубоко понимающими ценности и принципы нашей религии и строящими свою жизнь в соответствии с этими установлениями. Впоследствии такие грамотные верующие становятся ядром общинной жизни и несут важную ношу по воплощению исламского образа жизни на практике. Опыт последних десятилетий, а в целом и многовековая история российского мусульманства показывают, что стабильная, полноценная , полнокровная общинная жизнь возникает и существует лишь там, где есть постоянная инфраструктура в виде мечети или молельного дома и постоянный просветительский процесс, в который вовлечены целые семьи в разных поколениях. Что очень важно отметить: в большинстве случаев образование в медресе и колледжах абсолютно бесплатно, что является результатом титанических усилий руководства учебных заведений, подвижничества и бескорыстия педагогов и воспитателей.
Таким образом я хочу подчеркнуть, что роль среднего звена исламского образования действительно велика и значима для уммы.
Тем не менее, окружающая нас деиствительность, а вместе с ней и стоящие перед нами задачи претерпевают постоянную трансформацию. Одна из актуальнейших проблем - нехватка религиозных кадров для городских общин. Мусульманские общины в крупных городских центрах стремительно растут, им характерны культурное и языковое разнообразие, при этом уровень интеллектуального запроса со стороны верующих стабильно повышае тся. Этот тренд обозначился не менее 10-15 лет назад и его актуальность очевидным образом будет сохраняться в ближайшие десятилетия. Как мы с вами все трезво понимаем, высшее религиозное образование является в данном случае самым минимальным необходимым уровнем подготовки, а в идеале должно быть дополнено и светским образованием, и хорошей разговорной практикой. Важнейшими компетенциями городского имама становятся опыт публичных выступлений и умение вести диалог: как внутри общины, сохраняя стабильность, бесконфликтность и атмосферу братства, так и диалог со внешней средой, начиная от органов власти и до локальных сообществ. Мы в Московском исламском институте уделяем этому большое внимание.
Имам, как духовное лицо и представитель образованного класса, по умолчанию является публичной фигурой. Авторитет имама, имам-мухтасиба, муфтия в обществе - это авторитет всей общины. Мы должны четко понимать: чем больше высокообразованных специалистов , блестящих знатоков в своей области мы как умма выдвигаем в научную и интеллектуальную элиту своего ощества, тем более крепки в нем позиции нашей уммы. Чем выше самая верхняя планка, которую мы задаем сами себе, тем содержательнее, эффективнее становится работа на всех ярусах системы подготовки кадров.
В Московском исламском институте наиболее способных своих выпускников мы рекомендуем к учебе в магистратуре, а затем и в аспирантуре ведущих российских вузов - Московском и Санкт-Петербургском государственном университетах, которые, подчеркну, являrотся и в мировом масштабе авторитетными центрами востоковедческой и исламоведческой подготовки.
Речь идет о Программе подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама, о ней вы все наслышаны, в рамках ее реализации организовано наше сегодняшнее мероприятие. За эти годы только в системе ДУМ РФ - СМР были подготовлены десятки / более сотни молодых кадров и как много раз мы были свидетелями такой картины: юноша или девушка, еще совсем недавно приехавшие из деревни, сегодня является студентом и воспитанником светил исламоведения и востоковедения мирового уровня, занимается наукой, принимает активное участие в просве1l(ении уммы и распространении в окружающем обществе адекватного образа ислама.
Мы считаем важным на данном этапе сделать взаимодействие между средним звеном исламского образования и нашим исламским институтом более тесным и эффективным, выстроить работу таким образом, чтобы больза была для всех. В частности, мы рассчитываем на поддержку исламских медресе и колледжей в подготовке и профориентации наиболее талантливых и мотивированных своих студентов на продолжение образования высших учебных заведениях, на научную, исследовательскую, богословскую работу. Со своей стороны, хотим услышать и понять по каким дисциплинам в медресе и колледжах требуется укрепление методической базы, дополнительное повышение квалификации педагогического состава, что требуется для того, чтобы усилить образовательную часть рабочего процесса. Призываю к объединению наших усилий и обеспечению последовательности, непрерывности воспитания и подготовки исламских кадров, повышению отдачи от всей системы исламского образования в целом.
Благодарю Вас за внимание и надеюсь на предметные, содержательные обсуждения в рамках нашего семинара.
27 февраля 2019 г., Москва