Муфтий Гайнутдин: союз России с исламским миром носит не случайный и не ситуативный характер, напротив, процесс нашего сближения естественен и логичен
Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на Международной конференции VI «Фахретдиновские чтения» на тему «Ислам в глобальном мире: мусульманское наследие и межкультурный диалог»:
Уважаемые участники и почетные гости VI Международных «Фахретдиновских чтений» на тему «Ислам в глобальном мире: мусульманское наследие и межкультурный диалог», дорогие братья и сестры, дамы и господа!
Сегодня в этом зале нас собрала фигура выдающегося улема – историка, казыя, а затем муфтия Ризаутдина Фахретдина в честь 160-летия его рождения. В течение своего чрезвычайно плодотворного и разнообразного творческого пути этот мыслитель внес огромный вклад в становление отечественной мусульманской историографии и тюркоязычной мусульманской прессы, модернизацию и общественный прогресс современной ему уммы. В 1923 г. в очень сложный исторический период, Ризаутдин Фахретдин благодаря своему беспрекословному авторитету был избран председателем Центрального Духовного управления мусульман.
В период, когда досточтимый Риза хазрат стоял во главе Духовного управления, оно дошло максимальной своей численности, объединяя к 1927 году почти 15 тысяч мусульманских общин на территории советского государства, не включая Среднюю Азию, Кавказ и Закавказье. При этой личности произошло становление самого института Духовного управления мусульман как независимой, самоуправляемой силами мусульманского духовенства и улемов структуры, от которой непосредственно зависит духовное, ментальное, нравственное самочувствие уммы.
Важно отметить, что Фахретдин, в отличие от большинства современников своего круга, никогда не учился за пределами своей исторической Родины, не выезжал даже в Бухару, однако имея прочный методологический фундамент, активно изучая источники, историческую литературу, равно как и труды своих современников, среди которых были Джамалуддин Афгани и Мухаммад Абдо, поддерживая тесное общение с видными представителями академического исламоведения, в числе которых был и академик Бартольд, он оставил после себя очень значительное интеллектуальное наследие. Своими трудами Риза Фахретдин заслужил глубокое уважение, пиетет не только в России, но на огромных пространствах Евразии. Красноречивым показателем авторитета и почитания его персоны стало избрание муфтия Фахретдина вице-президентом Всемирного исламского конгресса, проходившего в 1926 г. в Мекке.
Одной из неоспоримых заслуг Ризаутдина Фахретдинова является та большая интеллектуальная и просветительская деятельность, которую он посвятил вопросу положения женщины-мусульманки. Хотя в западной традиции принято называть эти процессы женской эмансипацией, мы склонны охарактеризовать воззрения и стратегию Фахретдина и его единомышленников возвращением статуса женщины в обществе и семье на то высокое место, которое определено Аллахом в Благородном Коране.
Не случайно, в составе Духовного управления начиная с 1917 г. трудилась первая в мусульманском мире женщина-казыя Мухлиса Буби, со дня рождения которой в этом году исполняется 150 лет. Мухлиса Буби своей многолетней педагогической деятельностью, служением во имя укрепления мусульманской семьи, защиты прав женщин и детей высоко подняла знамя просвещенной мусульманки.
Риза Фахретдин был одним из первых историков, убедительно доказавших преемственность культурного и цивилизационного кода тюрко-татарского мусульманского населения Российской Империи от средневековых государств Хазарский Каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство, Крымское ханство и Бухарский эмират. Как следует из исторических изысканий Фахретдина и других авторов дореволюционного периода, до падения Казанского ханства и завоевания Крымского ханства бОльшая часть земель современной России были землями ислама и, таким образом, Россия была крупнейшей мусульманской державой. Вспомним и крылатую фразу Исмаила бея Гаспринского о том, что России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы.
Поэтому, обращаясь к нашим уважаемым зарубежным участникам и почетным гостям, многие из которых воспринимают Россию, возможно, как сугубо русскую христианскую страну и даже на протяжении длительного времени государство атеистов и безбожников, мы, вслед за великими умами прошлого, подчеркиваем, что современная Российская Федерация должна пониматься и мыслиться не только как великая православная держава, но и как наследница колоссального исламского цивилизационного багажа, более тысячелетия назад сформировавшего культурный код современного российского мусульманства и оказавшего очень серьезное влияние на формирование российского культурного кода вообще.
Совсем скоро – в 2022 г. мы планируем широкое празднование 1100-летия принятия ислама народами государства Волжская Булгария по григорианскому календарю. Событие, произошедшее в 922 г. на берегах Волги имеет колоссальное историческое и цивилизационное значение. Тогда состоялось добровольное принятие ислама конфедерацией народов, входивших в крупнейшее европейское государство того времени, каковой являлась Волжская Булгария.
Правопреемником булгарской традиции, равно как и традиции Хазарского каганата, откуда через Дербент распространялся ислам на Северном Кавказе, стала Золотая Орда. В текущем году исполнилось 750 лет со дня основания этого крупнейшего государства, сильнейшей цивилизации своего времени в пределах Евразийского континента. Подчеркну, Золотая Орда была крупнейшим мусульманским государством после падения Багдадского халифата, поэтому не удивительно, например, что наше соседское и братское государство Республика Казахстан широко отметила эту дату. К сожалению, в национальных республиках Российской Федерации юбилейные торжества не прошли на должном высоком уровне, но я надеюсь, что грядущие юбилейные торжества мы сможем провести юбилейные торжества на самом высоком, в том числе государственном уровне с участием наших братьев из исламского мира.
Безусловно, нас не может не огорчать, что сегодня в землях ислама не спокойно, единство уммы находится под угрозой и уже понесло значительный урон. Западный мир и его истеблишмент, говоря откровенно, еще не освободился от колониалистского подхода, колониалистской ментальности в отношении исламского мира. Принцип «разделяй и властвуй» до сих пор широко используется, становясь причиной внутренних распрей. Улаживание сложнейших конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке является первоочередной задачей. Неслучайно российский президент Владимир Путин напомнил лидерам исламских государств аят благородного Корана:
وَاذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا
«И помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (К.: 3:103).
Волей Всевышнего, сегодня этот пазл совмещения интересов арабского, тюркского, персидского миров, чьи интересы не всегда совпадают, складывается при прямом участии российского лидера, которому принадлежит огромная заслуга в уверенном развитии российско-исламского диалога. Поддержку политике главы российского государства в этом деле оказывают председатель Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и глава Чеченской Республики наш брат Рамзан Кадыров. Надеюсь, что и наш брат Радий Хабиров, недавно избранный главой Республики Башкортостан, в которой проживает второй по численности мусульманский народ России, также присоединится к этому процессу.
При этом мы настаиваем на том, что диалог, сотрудничество и даже союз России с исламским миром носит не случайный и не ситуативный характер, напротив, процесс нашего сближения естественен и логичен, он проистекает из самой логики развития мировой истории на протяжении многих веков.
Однако стоит серьезно осмыслить само содержание нашего диалога и сотрудничества, его идейные основания. Россия богата своим интеллектуальным и культурным достоянием, богата опытом государственно-исламского диалога и традициями сосуществования, органичного культурного взаимообогащения народов. Эти традиции актуальны сегодня не только для России, Европы, испытывающей значительный приток мигрантов-мусульман, но и для стран Юго-Восточной Азии, в которых интерес мусульманского меньшинства в сохранении своей самобытности и образа жизни сталкивается с логикой унификации и создания внутреннего монолита политической нации. Нас не могут не настораживать тревожные новости, приходящие из этой части света. Крайне важно, чтобы угрозы, аккумулирующиеся в зоне китайско-индийского приграничья, не стали катализатором нового витка противостояния исламского мира с представителями других мировых религий, которые не относятся к авраамической традиции.
И в этом контексте исключительно важно не только нам – мировому мусульманскому сообществу, но и политикам, государственным деятелям и стратегам, изучать и опираться на наследие всех великих людей возвышавших свой голос в защиту миру. Как говорит об этом в Благородном Коране Аллах:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَىٰ ۖ وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте грехе и вражде».
Дорогие братья и сестры! Позвольте завершить свое выступление призывом Господа Миров:
ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً
«Войдите в мир все сообща»