закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


17 января 2022 12:47   Москва 

Выступление Д.Мухетдинова на VII Чтениях им. Шигабутдина Марджани в Московской Соборной мечети

Выступление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман РФ профессора Дамира Мухетдинова на VII Всероссийской ежегодной конференции «Чтения им. Шигабутдина Марджани» на тему: «Ислам России: осмысление многовекового опыта российских мусульман» в Московской Соборной мечети: 

 

Глубокоуважаемый Дамир Зинюрович, уважаемый модератор Ренат хазрат, досточтимые муфтии, имамы, главы Централизованных религиозных организаций, общественных и образовательных учреждений, представители академического сообщества, студенты, уважаемые журналисты!

Позвольте по поручению муфтия шейха Равиля Гайнутдина сердечно всех вас приветствовать словами исламского приветствия – ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мы сердечно рады видеть вас стенах Московской Соборной мечети. Мы начинаем этот год, 2022 год, с прекрасного мероприятия – нашей ежегодной конференции, которая посвящена памяти выдающегося отечественного российского теолога, историка шейха Шигабутдина Марджани. Буквально вчера в Казани под руководством главы Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова состоялся Республиканский оргкомитет празднования 1100-летия. Действительно, это очень важное событие. Торжественные мероприятия пройдут в основных городах России, прежде всего в Татарстане, где располагаются такие основные исторические памятники булгарской цивилизации, как города Булгар, Биляр, Джукетау. Сегодня в нашей конференции принимают участие ученые, которые активно участвовали за последние 30 лет в раскопках этих городов и тех памятников, внесли свой огромный вклад в их сохранение и описание и поэтому отрадно, что эти мероприятия стартовали во многих наших городах. Официальный старт, мы надеемся, что устами муфтия шейха Равиля Гайнутдина будет дан в благословенный пятничный день, 14 января.

Я еще раз напомню, что уже в 1989 году советские мусульмане по инициативе муфтия шейха Талгата хазрата Таджуддина отмечали 1100-лети принятия ислама народами Волжской Булгарии по мусульманскому календарю – хиджри. В этом году мы отмечаем это замечательную дату по григорианскому календарю. Я думаю, что спекуляции излишни. Для любого здравомыслящего человека, который проживает в светском государстве – в Российской Федерации, независимо от его религиозных убеждений, понятно, что мы пользуемся и нашим мусульманским календарем, отмечаем свои знаменательные даты, праздники: Ураза-байрам, Курбан-байрам, Мавлид ан-Набий, но и также отмечаем все государственные и те же религиозные праздники согласно и григорианскому календарю. Поэтому здесь не должно быть место для спекуляций, а действительно, как правильно сказал президент Российской Федерации: «Мы умеем, и мы должны провести эти мероприятия на высоком государственном уровне».

Я думаю мы с вами еще не до конца осознаем, какое значение оставят эти мероприятия в веках, в истории нашей современной России. Потому что в 1989 году отмечали, прежде всего, 200-летие со дня образования Оренбургского магометанского духовного собрания, 1100-летие шло неким дополнением. Сам факт того, что 1100-летие отмечается на государственном уровне постановлением президента РФ Владимира Путина, и что оргкомитет возглавляет вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин, говорит о том значении, которое придают этому событию наши российские власти. Более того нам стало с вами всем известно, что этот год объявлен также Годом сохранения исторического наследия, то есть еще с одной стороны происходит укрепление нашего гражданского, религиозного, этнического многообразия, а мы с вами, как никто другой, понимаем, как говорили наши аксакалы, наши мамы, наши дедушки и бабушки: «сугыш кына булмасын» («лишь бы не было войны»). Все проходит: и болезни, и коронавирусы, и пандемия, но вот война после себя оставляет слезы, горе, сирот, одиноких женщин, искалеченных мужчин и детей, поэтому лишь бы не было войны. Вклад религиозных деятелей нашей страны в поддержание этого мира и согласия, национального, религиозного, этнического разнообразия как никогда актуален.

К сожалению, мы с вами стали свидетелями, что этот год начался очень волнительно – в братской Республике Казахстан пролилась кровь людей. Мусульмане, даже не используя религиозные лозунги, - мы не слышали призывов «Аллаху акбар», мы не слышали призывов митингующих совершать свои акты во имя ислама, но в любом случае это мусульмане, наши братья и сестры. Некоторые из них, которые перешли черту, взялись за оружие, стали громить, мародерствовать, уничтожать материальные и духовные ценности и конечно это не может всех нас не беспокоить, потому что в наших храмах, наших учебных заведениях, наших городах живет огромное количество мигрантов и их число только растет, и поэтому, хотим мы того или нет, привычная для нас повестка дня, привычная картинка – она всегда будет меняться, будет меняться наше общество, наши мечети и храмы. И мы, как основное мусульманское, татарское, башкирское духовенство, в этом плане имеем огромную ответственность, чтобы для приехавших мигрантов подобрать правильные слова, расставить правильные акценты в наших проповедях, в нашей повседневной богословской деятельности, чтобы с одной стороны государство созидалось, укреплялись его ценности духовные, материальные, а с другой стороны, чтобы и эти люди ощущали себя не второсортными гражданами, а полноценными гражданами, соотечественниками или людьми, которые нашли на определенное время возможность работать и обеспечивать свои семьи. Это все очень важно. Политика она перекликается и с религией, и с культурой, и со всеми другими институциями, о которых мы сегодня в течение целого рабочего дня будем говорить на нашей конференции.

Действительно фигура Шигабутдина Марджани, такая объединяющая, масштабнейшая фигура, и как раз его день рождения выпадает на ближайшие дни января, и поэтому в других Духовных управлениях планируется отмечать эти торжественные события, связанные с днем рождения Шигабутдина Марджани. Я уверен, что мы сегодня с вами услышим много интересных докладов. Конференция построена по хорошему принципу – это работа и археологов, и историков, и теологов, и политологов. То есть наше духовенство, представленное шестьюдесятью субъектами Российской Федерации и еще многие те, кто присоединится к нам в рамках онлайн-трансляции этой конференции смогут обогатиться этими знаниями.

Еще один момент, на который я бы хотел обратить внимание, господа ученые тоже, наверное, подтвердят, что того противостояния или непонимания, которое существовало лет 15 назад между мусульманскими священнослужителями и академическим сообществом, сейчас нет. Сейчас, наоборот, мы видим мощное соработничество во всех регионах нашей страны. Светская интеллигенция действительно в подлинном смысле являются просветителями (зыялылар), которые радеют и за свой народ, и за ислам, как свою религию, оказывают огромную помощь и поддержку в становление и повышение образовательного уровня наших имамов.

Я очень благодарен нашим имамам, которые тоже с одной стороны, будучи по своему духу имамами, муллами, которых понятно в рамках исламских учебных заведений готовили для определенного вида деятельности – хоронить покойных, нарекать именем новорожденных, а вот тут археология, история, политология, социология, но наши имамы не говорят, что им этого не надо или им это не интересно: мол, зачем мне имаму, который идет хоронить ковидных погибших людей, знание археологии Булгара, Биляра или социологии современной. Альхмадулиллях, мы этого сейчас не слышим, а, наоборот, видим, как наши имамы активно внедряются в образовательный процесс, в своих проповедях цитируют выдающихся богословов, светских ученых и литературоведов. Мы видим в полном смысле этого слова торжество науки и теологии. Шигабутдин Марджани один из первых явил такой потрясающий пример – он, будучи имамом, теологом, сочетал в себе то, что мы называем академической наукой, академическими знаниями. А в лице его главного ученика Хусаина Фаизханова это проявилось воочию. А он, будучи имамом и теологом по образованию, работал в стенах императорского Санкт-Петербургского университета, добился огромных высот и больших практических результатов на поприще академической науки. Поэтому это прекрасное соработничество, которое мы в последние годы наблюдаем. И я благодарен муфтию шейху Равилю хазрату, ведь будь другой руководитель, он бы мог сказать, мол, зачем нам эти светские ученые в стенах нашей Московской Соборной мечети. Нет, наоборот, он своим примером показал, что все ведущие вузы нашей страны: МГУ, СпбГУ, Институт востоковедения, Институт философии, все те центры, которые еще совсем недавно были на страже идеалов атеизма, коммунизма, сейчас являются нашими партнерами, коллегами, и мы совместно с ними создаем интересные проекты и достойные материально-культурные ценности.  И поэтому я очень признателен и нашим уважаемым ученым, и религиозным деятелям за такое доброе намерение, за огромное терпение, за то, что мы за эти годы научились слушать и слышать друг друга. Это очень великое качество – уметь слушать и слышать человека, и быть готовым к полемике, дискуссии, не просто повесить ярлык на своего оппонента, как это модно в маргинальной среде, а понять почему, что сподвигло, какие доказательства выдвинутых умозаключений.

Это результат прекрасной работы программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама, которую инициировал наш муфтий Равиль хазрат, и которая была поддержана президентом нашей страны и реализована правительством, дала свои прекрасные результаты. Надеемся, что и в будущем государство продолжит эту правильную, мудрую политику оказания всесторонней поддержки мусульманским институтам и вообще развитию религии, а сейчас для нас это уже обязательно, после того как упоминание Бога внесено в Конституцию, то ты уже обязан выполнять конституционную норму – оказывать поддержку тем или иным религиозным организациям. И надеюсь, что это соработничество продолжится и углубится с нашими академическими институтами, и мы сможем готовить и кандидатов, и докторов наук, теологов в стенах государственных светских учебных заведений тоже.

Сердечно молю Всевышнего Аллаха даровать нам глубокое понимание нашей религии, процессов, происходящих в мире, нашей стране. Вам терпения, выдержки. Прошу вас не стесняться задавать вопросы нашим уважаемым профессорам, поддержать дискуссию. Это очень уникальная возможность, и надо ею по максимуму воспользоваться. Спасибо, что вы приехали сегодня из самых далеких окраин нашей страны: Владивостока, Калининграда, северных регионов нашей страны, поэтому это потрясающая, уникальная возможность еще раз всех вас видеть в добром здравии, живыми, активными. Пусть Аллах дарует нам сил, здоровья провести на высоком, достойном уровне эти два дня торжественных мероприятий.

Москва, 13 января 2022 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.