закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


2 ноября 2022 16:31   Москва 

Выступление директора ИВР РАН Ирины Поповой на Международном научном конгрессе "XVIII Фаизхановские чтения"

Выступление директора Института восточных рукописей Российской академии наук (г. Санкт-Петербург), доктора исторических наук Ирины Поповой на пленарном заседании Международного научного конгресса "XVIII Фаизхановские чтения":

Для меня большая честь выступать на столь авторитетном, имеющим долгую историю форуме, посвященном памяти выдающегося татарского просветителя, богослова, ученого Фаизханова Хусаина.

Сегодня хотелось бы отдать дань памяти великому реформатору Петру I, 350-летие рождения которого мы отмечаем в этом году. Петр I вошел в нашу историю как западник, император, прорубивший окно в Европу. Если мы вспомним, о его геополитических шагах в конце жизни, поймем, что он явно поворачивался на Восток. Петр организовывал миссии на Восток. Кроме того, его заслугой является первая попытка издания Корана, который назывался «Коран о Магомеде» представлял переложение на русский язык переложения на французский язык Корана, которое было достаточно далеко от священного текста.

У Петра был сподвижник Дмитрий Кантемир, который во время персидского похода издавал распоряжения царя на языках народов, на территории которых проходил поход. Это было издание манифестов в основном на тюркских языках. Петр I основал академию наук в 1724 году, и среди первых 12 академиков пригласил 5, относившихся к гуманитарным классам. Среди них был знаток восточных и древних языков Зигфрид Байер. Первая, книга, опубликованная Академией, была посвящена Китаю.

Екатерина Великая продолжила политику Петра. Когда в 1783 году под российскую державу перешел Крым, государство берет курс на покровительство исламу. Например, уже упоминавшееся Дамиром хазратом первое в России издание Корана на арабском языке. Интересный факт упоминает Крачковский: оно было выполнено на основании каллиграфии известного арабского каллиграфа, потом этот шрифт был доставлен в Казань, использовался неоднократно, а Кораны бесплатно раздавались верующим.

Академическая арабистика начинается в 1818 году с основания Азиатского музея, нашего заведения, которое сейчас носит название Института восточных рукописей. Это была идея Сергея Уварова. Он был человек, получивший образование на Западе, много лет проведший в Европе, очень ценил культуру и цивилизацию Востока, понимая, что Восток – колыбель человечества. По его предложению в Петербурге был создан Азиатский музей. Заслугой Уварова является то, что он пригласил руководить им, человека, который смог создать наше академическое востоковедение. Это был Христиан Данилович Френ, который до этого 10 лет преподавал в Казанском университете. Наше востоковедение, кроме того, что оно во многом воспринимало западную традицию, имело собственную душу, потому что Френ много взаимодействовал на территории нынешнего Татарстана с представителями местной интеллектуальной традиции. Френ стал первым директором Азиатского музей. А Уваров стоял у истоков великолепной коллекции Азиатского музея, сейчас она крупнейшая в России – 150 тысяч един хранения на живых и древних восточных языках. Френ организовывал покупку за рубежом рукописей исторического и географического содержания на арабском, персидском, турецком языках. До 1914 года правительство Российской империи выделяло средства, чтобы дипломаты на Востоке покупали рукописи на языках тех государств, где они служили.

В 1930 году Азиатский музей был организован в Институт востоковедения. После Войны востоковедение становится частью внешней политики государства. Институт востоковедения переводится в Москву, а в Санкт-Петербурге остается коллекция и организуется филиал Института востоковедения. С 2007 года филиал был преобразован в Институт восточных рукописей. Круг замкнулся, основная наша тематика – рукописные исследования. У нас хранится большая и ценная в научном отношении коллекция. Есть архив востоковедов, где также представлены материалы, письма просветителей, которые были связаны с землей Татарстана. Есть Арабский фонд – более 10 тысяч томов и фрагментов, Персидский фонд – более 3 тысяч единиц хранения.

Сложно упомянуть всех выдающихся людей, которые изучали это выдающееся наследие. Нельзя не вспомнить Василия Бартольда. Стоит упомянуть Карла Зальмана, при котором в отдельное были выделены разные фонды, что позволяло легче с ними работать. Одним из первых каталогизаторов стал основатель школы современной арабистики Игнатий Крачковский. Более 450 работ было издано при жизни и после его кончины. Выдающаяся работа – «Над арабскими рукописями», которую стоит прочесть всем, изучающим Восток. Она была удостоена Сталинской премии в 1951 году. Кроме того, Крачковский – это первый историк арабистики. Историко-культурную и исламоведную линии в изучении народов, исповедующих ислам, подчеркивал именно он.

Несколько слов о нашей арабской коллекции. В нее входит «Коран Усмана» – который по преданию держал в руках правоверный халиф – один из древнейших Коранов, сохранившихся в мире, попал к нам из коллекции преподавателя факультета Восточных языков Иринея Нофаля. Также другие древние Кораны – из Египта IX-X веков, из Ирана – XI-XII веков. Естественно, наше арабографичное собрание включает также художественную литературу, научные трактаты. Фонды по отдельным тематикам: медицина, география.

Завершая выступление, хотела бы продемонстрировать исторический документ, переписанный рукой Хусаина Фаизханова. Дамир хазрат его изучал очень внимательно. Обращу внимание на людей, которые буквально из небытия, доводили до внимания исследователей те единицы, которые могли уйти навсегда. Например, Коран XII века – была мертвая бумага, буквально рассыпалась в руках. Наши реставраторы спасли этот Коран. Хранить эти рукописи – достояние не только России, но мировой культуры, человечества в целом – большая честь и ответственность.

Еще раз благодарю организаторов, Равиля хазрата, Дамира хазрата. Для меня действительно большая честь – представить то, что мы храним, тех людей, которые это изучают.

Москва, 2 ноября 2022 г.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.