БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/18: «Пост для тех регионов, где не наступает ночь»
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/18 [PDF]
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе очередного заседания, состоявшегося
постановил: жители г. Тюмень, в котором не происходит полного заката и восхода солнца, обязаны придерживаться при совершении намазов расписания ближайшего к ним города, где световой день сменяется ночью, например, г. Байконур.
ПОСТ ДЛЯ ТЕХ РЕГИОНОВ, ГДЕ НЕ НАСТУПАЕТ НОЧЬ
Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что жителям регионов, где день и ночь определяются полным восходом и заходом солнца, следует совершать все пять намазов в определенное для них шариатом время, даже если световой день летом очень долгий, а зимой — слишком короткий. Священный Коран гласит: "Выстаивай молитву-намаз, начиная с полудня и до ночных сумерек (до наступления темноты), и [обратись] к чтению Корана на заре [во время совершения утренней молитвы (Фаджр)]. Поистине, чтение Корана ранним утром [с появлением зари, во время совершения утренней молитвы-намаза или после нее] свидетельствуют [ангелы]"[1]. Также в Коране сказано: "Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время«[2].
Известен хадис от Бурайды (да будет доволен им Аллах) о том, что некий человек спросил Пророка о времени молитвы, и он ответил ему: молись с нами эти два [дня]. Когда солнце отклонилось от зенита, он повелел Билялу, чтобы тот произнес азан, затем повелел ему, чтоб тот произнес икамат на полуденную молитву (Зухр), затем повелел ему, чтобы он призвал к послеполуденной молитве (Аср), когда солнце было еще высоко и ярко; затем велел ему призвать к вечерней молитве (Магриб), когда солнце скрылось; затем повелел ему призвать к ночной молитве (Иша), когда исчезла вечерняя заря; затем повелел ему призвать к утренней молитве (Фаджр), когда начался рассвет. Когда же наступил второй день, повелел ему призвать к полуденной молитве, когда жара спала; и совершил послеполуденную молитву, когда солнце было ниже, чем в первый раз; и совершил вечернюю молитву перед исчезновением зари; и совершил ночную молитву после трети ночи; и совершил утреннюю молитву, когда рассвет усилился. Затем он сказал: «Где тот, кто спрашивал о времени молитв?» И мужчина ответил: «Это я, о Посланник Аллаха». Пророк произнес: "Время вашей молитвы между теми [границами], которые вы видели"[3].
В первый день Посланник Аллаха совершил молитвы в начале наступления их времени, а во второй день отложил молитвы ближе к концу и совершил перед завершением их времени, сообщив, что время молитвы между двумя этими границами. Это — помимо множества других хадисов, указывающих на границы времени пятикратной молитвы словесно и наглядно, не делая различий между длинным световым днем и коротким или длинным ночным временем и коротким, пока времена молитв различаются согласно тем критериям, которые разъяснил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Что касается регионов, где солнце не заходит летом и не восходит зимой, или где день и ночь продолжаются до полугода, то их жители должны совершать молитву, ориентируясь на время восхода и захода солнца близлежащего региона, где различаются день и ночь. Основой для этого является следующий хадис: «Когда Посланник Аллаха рассказал о Даджале, у него спросили о том, сколько времени он пребудет на Земле, и он ответил: «Сорок дней: день как год, день как месяц, день как неделя, а остальные дни — как ваши». У него спросили: «О Посланник Аллаха! В день, который как год, достаточно ли нам молитв одного дня?». Он ответил: "Нет, определите количество (по году)"[4].
Таким образом, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) не приравнял день, подобный году или подобный месяцу к обычному дню, а обязал совершать пять молитв в течение суток и повелел им распределить времена молитв, принимая в расчет временные отрезки, соответствующие обычному дню в их регионе. Поэтому мусульмане обязаны соблюдать времена молитвы по расписанию молитв в ближайшем регионе, где различаются день и ночь.
Из вышесказанного следует, что жители г. Тюмень, Республики Коми и других городов и регионов, в которых не происходит полного заката и восхода солнца, обязаны придерживаться при совершении намазов расписания ближайшего к ним региона, где световой день сменяется ночью, например, города Байконур[5].
Истина ведома Аллаху
[1] См.: Св. Коран, 17:18.
[2] См.: Св. Коран, 4:103.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1998. С. 243, хадис № 613.
[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. С. 1177, хадис № 2937.
[5] За основу взята фетва Исламоведческого центра фетв министерства вакфов и религиозных дел Катара: https://fatwa.islamweb.net/Fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&lang=A&Id=13228.