закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


12 марта 2019 13:02   Москва 

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/19: «Единовременный тройной развод»

Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/19 [PDF]

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 5-го числа месяца Раджаб 1440 года по лунному календарю, что соответствует 12-му марта 2019 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу ул. Ленинская слобода, д. 9,

рекомендовал следование мнению ученых правоведов, считающих, что единовременный тройной развод будет засчитываться за один развод. Главной причиной для этого служит: (1) невежество многих мусульман о процедуре бракоразводного процесса, (2) необходимость сохранения мусульманских семей от преждевременных разводов, (3) облегчение участи детей, оказавшихся в непростой ситуации и перед непростым выбором.

ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ ТРОЙНОЙ РАЗВОД

В наше время участились случаи, когда мусульмане из-за полного невежества в вопросах религии или поверхностных знаний о ней допускают грубейшие ошибки, которые влекут за собой серьезный правовые последствия. Одним из таких является случай расторжения брака, когда супруг проговаривает своей жене слова развода трижды за раз. Данный вопрос не новый, он был детально исследован и изучен богословами ранних и поздних периодов. Как и во многих богословских вопросах, в которых нет однозначного суждения, данный вопрос также не стал исключением. Среди теологов есть расхождения: считать его за три развода, то есть жена уже не сможет вернуться к своему мужу, если только не выйдет замуж за другого и разведется, или засчитывать как один, после чего наступает послеразводный период, в течение которого муж и жена могут восстановить свой брак. Давайте детально изучим этот вопрос с приведением аргументации каждой группы ученых.

Все ученые-богословы едины в том, что проговоривший слова развода, как, например, «Ты разведена!», инициирует бракоразводный процесс, который завершится истечением послеразводного периода (идда). Намерение в данном случае не учитывается. Они также едины в том, что развод согласно Сунне — это развод, который не противоречит Корану и достоверной практике Пророка, которая дошла до наших дней. Они едины и в запрете развода не по Сунне, который противоречит шариату, как, например, развод в период менструации или развод в чистый период, но после половой близости. Сюда же относят единовременный тройной развод.

В отношении действительности и правомочности тройного развода за раз среди ученых правоведов существуют разные мнения, однако все они едины в греховности того, кто разводится таким образом. Ученых, высказавших по данному вопросу свое мнение, можно разделить на четыре группы. Приведем аргументацию каждой из них.

Первая группа ученых считает, что тройной развод за раз засчитывается как за три. В этом случае развод будет считаться большим окончательным развод (баин байнуна аль-кубра). Жена становится запретной для мужа, пока не выйдет замуж за другого мужчину и не разведется с ним. Брак с другим мужчиной ни в коем случае не должен быть фиктивным. В противном случае такой брак будет считаться недействительным. Так считали большинство ученых, среди которых богословы четырех правовых школ (мазхабов), а также большинство сподвижников и их последователи[1].

Их доводы:

Аяты Священного Корана

1. «Разведенные женщины должны выждать [до вступления в новый брак] три менструальных цикла» (Св. Коран, 2:228).

2. «Нет греха на вас, если разведетесь с женами до прикосновения к ним и до установления размеров свадебного дара (махра)» (Св. Коран, 2:236).

3. «Разводов [когда можно еще сохранить целостность семьи] — два. [Первый и второй разводы являются как бы незавершенными, а вот третий — окончательный.] Муж либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм, либо благородно освобождает ее от брачных уз» (Св. Коран, 2:229).

4. «Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с местными традициями (законами)» (Св. Коран, 2:241).

Вывод из вышеприведенных аятов:

Слова и фразы «разведенные женщины», «если разведетесь», «разводов — два» несут в себе всеобщий и обобщенный смысл, который подразумевает как незавершенный (раджи’й), так и окончательный развод (баин), будь он однократно, двукратно или троекратно произнесен мужем за раз или в разные промежутки времени. В аятах присутствует лишь упоминание о послеразводном периоде, который длится три менструальных цикла у женщины.

Высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)

1. Со слов ‘Аиши передается, что муж дал своей жене тройной развод за раз и она вышла замуж за другого, а тот ее сразу развел. У Пророка спросили о том, может ли она вернуться к своему первому мужу? Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: "Нет! [Она не сможет вернуться к нему] до тех пор, пока не вступит с ним в супружескую близость, так же, как это было с первым мужем«[2].

2. ‘Уваймир аль-‘Аджляни дал своей жене троекратный развод в присутствии Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), и он привел его в исполнение[3].

3. К Ибн Аббасу пришел человек и сказал: «Я дал жене тройной развод». Ибн Аббас замолчал ненадолго, затем сказал: «Поистине, Всевышний говорит: «Кто набожен пред Аллахом (Богом), тому Господь непременно предоставит спасение, выход и обязательно наделит его уделом оттуда, откуда он его и не ожидает» (Св. Коран, 65:2). А ты не проявил богобоязненность. И я не нахожу для тебя выход из этой ситуации. Ты ослушался своего Господа. И ушла от тебя жена окончательно. Всевышний говорит: «Пророк, если кто-то из вас [верующих, намеревается] разводиться, то пусть разводится в срок» (Св. Коран, 65:1)[4].

Вывод из вышеприведенных хадисов:

Тройной развод засчитывается за три развода и считается большим окончательным разводом (баин байнуна аль-кубра). Все три вышеприведенных хадиса дополняют друг друга. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сам привел в исполнение такой развод. Если бы он не засчитывался, то Пророк бы его отверг.

Вторая группа ученых считает, что тройной развод засчитывается за один с правом восстановления брака (раджи’й). Этого мнения придерживаются многие сподвижники и таби‘ины среди которых: ‘Абдулла ибн ‘Аббас, Зубейр ибн ‘Авам, ‘Абдурахман ибн ‘Ауф, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдулла ибн Мас‘уд, Тавус, ‘Икрима[5], а также некоторые ученые правоведы ханафитской[6] и ханбалитской[7] правовых школ. Европейский совет по фетвам и исследованиям вынес фетву на основе данного мнения[8]. Многие арабские страны (Египет, Сирия и др.) в своей законодательной практике следует этому решению[9].

Их доводы:

Аят Священного Корана

«Разводов — два. Муж либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм, либо благородно освобождает ее от брачных уз» (Св. Коран, 2:229).

Всевышний Аллах узаконил развод поэтапно, один за другим, не трижды сразу. И если супруг трижды сразу произнес слова развода, то он будет считаться за один.

Практика во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)

«При жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной единовременный талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]». Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: "Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три"[10].

Данный хадис ясно повествует о том, что еще во времена Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), двух лет правления Абу Бакра и ‘Умара тройной единовременный развод засчитывался как один. Затем ‘Умар ибн аль-Хаттаб посчитал, что люди стали пренебрегать послаблением Пророка в данном вопросе и увеличилось число людей, практикующих развод таким образом. Он принял решение засчитать тройной единовременный развод за три развода, чтобы это послужило сдерживающим фактором для них. Данная форма наказания в основе своей несла благо для людей. Однако это благо изменилось в наше время и стало вредом для общества, ведь это приводит к разрушению многих семей. Если пользы нет, то все возвращается в свое первоначальное положение, то есть тройной единовременный развод считается за один.

Также от Ибн ‘Аббаса передается: "Рукяна дал тройной единовременный развод супруге, а затем очень сильно пожалел об этом. Он рассказал Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) подробности случившего, на что тот ответил: "Это один развод, верни ее«[11].

Третья группа ученых считает, что тройной единовременный развод будет считаться недействительным в своей основе, так как он «бид‘ий», то есть противоречащий Сунне. Этого мнения придерживаются некоторые последователи сподвижников (таби‘ины) и некоторые последователи захиритского мазхаба[12].

В качестве подтверждения своего мнения они приводят слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): "Кто введет новшество в наше дело [в то, что имеет прямое отношение к религии и наследию заключительного Пророка], (выдумает нечто новое) из того, что не относится к нему [несопоставимо и вступает в противоречие][13], то оно [данное нововведение] неприемлемо (отвергаемо)«[14].

Хадис, очевидно, повествует о том, что любое противоречащее Сунне посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) дело будет считаться недействительным, отмененным.

В качестве другого довода они приводят хадис, в котором сообщается, что ‘Абдулла ибн ‘Умар развелся со своей женой во время ее месячных. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сообщил Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) об этом, и тот отвергнул такой развод, вернув ему супругу и абсолютно не видя в этом никаких проблем[15].

Данный хадис прямым текстом доказывает, что развод, который противоречит положениям шариата, будет считаться несостоявшимся. К числу таких разводов относится единовременный тройной развод. Если бы брак был расторгнут, то разве Пророк вернул бы ‘Абдулле ибн ‘Умару жену?! Это весомый аргумент о недействительности расторжения брака в таких случаях.

Четвертая группа ученых считает, что если развод был дан после половой близости с супругой, то он будет засчитываться тройным. Если до близости, то за один. Так считал Ибн ‘Аббас и Исхак ибн Рахавейхи[16].

В качестве довода они приводят хадис от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что во времена посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) если человек давал своей супруге единовременный тройной развод, прежде чем вступить с ней в половую близость, то засчитывался один развод. Это продолжалось в период правления Абу Бакра и до начала правления ‘Умара[17].

С учетом всего вышеизложенного Совет улемов предлагает и рекомендует мнение ученых правоведов, считающих, что единовременный тройной развод будет засчитываться за один развод. Главной причиной для этого служит: (1) невежество многих мусульман о процедуре бракоразводного процесса, (2) необходимость сохранения мусульманских семей от преждевременных разводов, (3) облегчение участи детей, оказавшихся в непростой ситуации и перед непростым выбором.

Истина ведома Аллаху


[1] См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 3. С. 95, 96; Ибн Рушд аль-Куртуби. аль-Мукаддимат аль-Мумаххидат. Бейрут: Гарб аль-Ислями, 1988. Т. 1. С. 501, 502; аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Основа]. В 8 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, 1990. Т. 5. С. 147; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 10 т. Каир: аль-Кахира, 1968. Т. 7. С. 370; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Каир: аль-Хадис, 1993. Т. 6. С. 269–278.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1041, хадис № 5261.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 255, хадис № 2250.

[4] Там же. С. 250, хадис № 2197.

[5] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1991. Т. 3. С. 34.

[6] Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани считал, что тройной развод засчитывается за один. См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Т. 3. С. 96.

[7] Ибн Таймия и его ученик Ибн Кайим аль-Джавзия придерживались мнения, что тройной развод засчитывается за один. См.: Ибн Таймия. Аль-Фатава аль-Кубра [Большие фетвы]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1987. Т. 3. С. 226; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 34.

[8] Европейский совет по фетвам и исследованиям — это специализированный исламский научный орган, в состав которого входит группа ученых и специалистов по различным наукам, выполняющим задачи Совета. Он был создан 21 июля 1997 года и официально зарегистрирован в Ирландии. См.: Фетвы и постановления Европейского совета по фетвам и исследованиям с 1997 по 2010 г. Бейрут: Раян, 2013 г. С. 288.

[9] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 10 т. Дамаск: аль-Фикр. Т. 9. С. 6928.

[10] Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15—(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15—(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. С. 250, хадис № 2196.

[12] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. Т. 6. С. 269–278.

[13] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 379.

[14] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 819, хадис № 2697; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 6. С. 377, хадис № 2697; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4606, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 508, хадис № 8333, «сахих»; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 244, 245.

[15] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. С. 248, хадис № 2185.

[16] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. Т. 6. С. 269–278.

[17] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. С. 250, хадис № 2199.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.