закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


28 декабря 2023 14:13   Москва 

Богословское заключение № 3/23. Право ухода за детьми после развода родителей

Именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/23

ПРАВО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ[1] ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ[2]

 

Полный текст заключения с приложениями в формaте PDF

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (ДУМ РФ) в ходе очного заседания, состоявшегося 6-го числа месяца Джумад-уль-ахир 1445 года по лунному календарю, что соответствует 19-му декабря 2023 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» (ул. Ленинская слобода, д. 9),

постановил:

1. Родителям в случае развода следует приложить все усилия и прийти к мировому соглашению в вопросах ухода за общими детьми и определения их места жительства. Главным ориентиром в этом вопросе является благополучие ребенка. В случае невозможности достичь компромисса родителям следует обратиться к местному кадыю (или лицу, представляющему его в данной местности). Это позволит избежать ошибок и принять правильное, объективное решение.

2. Правом ухода за несовершеннолетними[3] обладают лишь те, кто соответствует следующим требованиям: является мусульманином/-кой, совершеннолетним, в здравом уме, надежным и порядочным, дееспособным, имеющим возможности ухода за подопечным, не имеет заболеваний, которые могут привести к причинению вреда здоровью ребенка, а также приходится близким родственником ребенку, если это совершеннолетняя девочка с точки зрения Ислама.

3. Право ухода за детьми, не достигшими 7 лет, принадлежит матери. Даже в случае ее бракосочетания с другим человеком, это право остается за ней, если с этим согласен отец ребенка и ее нынешний муж, а также если обременение новыми обязательствами не повлияет негативно на качество ухода за ребенком. В противном случае право ухода переходит другому лицу (см. п. 4.).

4. После матери право ухода за детьми принадлежит женщинам из числа ее близких родственников по материнской и отцовской линиям: бабушке по матери, бабушке по отцу, сестре, тете и т. д. (см. порядок приоритетности данного права в приложении к фетве). В данном случае предпочтение отдается тем из них, кто способен обеспечить ребёнку наилучшие условия, в первую очередь, проживания и воспитания.

5. Если нет женщин по материнской и отцовской линиям родства или они не соответствуют требованиям, предъявляемым п. 2, то право ухода переходит к мужчинам из числа близких родственников ребенка. В первую очередь ? к отцу, затем к деду, брату, племяннику, дяде и т. д., при условии, что они также соответствуют вышеупомянутым требованиям и занятость делами не отвлекает их от того, чтобы уделять подопечному (-ой) должное внимание и заботу.

6. Право ухода за детьми, достигшими возраста 7 лет, регулируется местным кадыем в частном порядке, с учетом всех обстоятельств и особенностей семьи.

7. Если матери присуждено право ухода за ребенком (особенно в период до 7 лет), то отцу не разрешается переезжать с ним на новое место жительства (в другой город, страну). Если она переехала на новое место жительства, то больше прав ухода за ребенком будет иметь отец.

8. Запрещается отправляться с подопечным(-ой) в поездки, которые угрожают его/ее безопасности и благополучию.

9. Запрещается кому-либо препятствовать общению и времяпрепровождению ребенка с его родителями и родственниками, если только это не оказывает негативное влияние на его воспитание и благополучие.

10. Отцу ребенка принадлежит право принимать решения по всем важным вопросам, касающимся его детей. Если, конечно, они не противоречат нормам Ислама. Отец является опекуном (валий) и попечителем для своих детей, независимо от того, принадлежит ему право ухода или нет. Он обязан заботиться об их безопасности, благополучии и нравственном воспитании. На нем лежит ответственность за материальное обеспечение детей, в соответствии с их потребностями и его финансовыми возможностями. Отец должен содержать сына до тех пор, пока тот не будет в состоянии обеспечивать себя сам, а дочь ? до тех пор, пока она не выйдет замуж (или пока не станет самодостаточной).

Рекомендовал:

1. По всем вопросам, касающимся права ухода за детьми и определения их места жительства, обращаться нужно к кадыю и опытному юристу-мусульманину.

2. Родителям после развода заключить соглашение о месте проживания их общего ребенка и порядке ухода за ним в соответствии с нормами мусульманского права. После этого оформить документ как того требует российское законодательство.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении 1 к богословскому заключению № 3/23.

С образцом соглашения об определении места жительства ребенка и осуществлении родительских прав можно ознакомиться в Приложении 2 к богословскому заключению № 3/23

 



[1] Под правом ухода за детьми (хадана, араб. حَضَانَةٌ) подразумеваются забота, воспитание, создание для них благоприятных условий жизни, а также определение их места жительства.

[2] Положения настоящей фетвы разъясняют, кто, согласно Исламу, обладает первостепенным правом ухода за детьми после развода родителей. Они не подменяют собой нормы семейного законодательства Российской Федерации. Данные положения разработаны с учетом мусульманского религиозного права и опыта внесудебной медиации, проводимой имамами и кадыями на территории России. Обращение российских мусульман к разрешению семейных споров посредством норм Ислама, в том числе настоящей фетвы, не лишает их способов защиты семейных прав, предусмотренных российским законодательством.

[3] Имеется в виду совершеннолетие с точки зрения Ислама, что соответствует возрасту полового созревания.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.