Труд Мусы Бигиева «Понимание Корана» презентовали на XXI «Фаизхановских чтениях» в Санкт-Петербурге
![]() |
Уникальный пример экзегетики, т. е. толкования Благородного Корана с позиций джадидизма – такое определение прозвучало труду Мусы Бигиева «Понимание Корана» (Фикх ал-Кур’ан) в ходе презентации адаптированного перевода на русский язык в рамках XXI «Фаизхановских чтений» в Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге.
Труд Бигиева представляет собой комментарий к суре «Открывающая» (ал-Фатиха) и первым пяти айатам суры «Корова» (ал-Бакара). О книге, снабженной также факсимиле оригинального издания 1915 года, рассказал соавтор адаптированного перевода, имам-хатыб Московской Соборной мечети, кандидат исторических наук Ислам Зарипов. Религиозный деятель работал над переводом совместно со своим учителем, членом-корреспондентом РАН, заведующим кафедрой арабской филологии Института стран Азии и Африки МГУ доктором филологических наук Дмитрием Фроловым.
Книга вышла накануне празднования 150-летия Мусы Бигиева ( намечено на 2025 год). Символично, что ее презентация состоялась в Санкт-Петербурге, где труд первоначально был написан и издан в 1915 году.
Ислам Зарипов выделил ключевые характеристики, отличающие подход представителей джадидизма к толкованию Корана по сравнению с представителями классической традиции тафсиров. Во-первых, это антропоцентризм, то есть построение разъяснений вокруг благополучия и пользы человека. Второй характерной чертой является рационализм и призыв к рациональному познанию окружающей действительности. Еще одна особая черта подходов Бигиева к тафсиру – социальная направленность и трактовка аятов Благородного Корана с позиций общественного блага. Кроме того, в труде проявляется инклюзивизм Мусы Бигиева в вопросах спасения. Позднее воззрения теолога относительно этого вопроса будут подробно раскрыты и аргументированы в труде «Доказательства Божьей милости» (1933), но уже в тафсире известного айята открывающей суры Корана («аль-Фатиха») Бигиев уточняет, что в числе упоминаемых людей, находящихся под гневом Всевышнего и являющихся заблудшими, могут быть и мусульмане.
Книга вышла в Издательском доме «Медина» в книжной серии «Наследие Мусы Бигиева». На пленарном заседании XXI «Фаизхановских чтений» главный редактор ИД «Медина», первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов сообщил, что к этому труду обращался и основоположник советской школы исламоведения и арабистики Игнатий Крачковский.