Мунир Беюсов: во многих сердцах утеряна вера
Мунир Беюсов: во многих сердцах утеряна вера |
Как предотвратить радикализацию мусульманской молодежи и за что воюют боевики так называемого Исламского государства в Ираке и Сирии? На эти и другие вопросы в интервью РИА Новости ответил один из мусульманских просветителей, ведущий активную проповедническую деятельность, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир Беюсов.
В этом году один из главных мусульманских праздников — праздник жертвоприношения Ид аль-Адха, или Курбан-байрам, отмечается в России с 4 по 6 октября. Как верующие проводят эти дни, как относиться к жертвоприношениям животных в черте крупного мегаполиса и как избежать возможных инцидентов? Что такое особый "Хадж Акбар", совершаемый мусульманами в этом году перед Курбан-байрамом? Как предотвратить радикализацию мусульманской молодежи и за что воюют боевики так называемого Исламского государства в Ираке и Сирии, а также как в умме относятся к происходящему на юго-востоке Украины? На эти и другие вопросы в интервью РИА Новости ответил один из мусульманских просветителей, ведущий активную проповедническую деятельность, имам-мухтасиб (главный имам) Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир Беюсов. Беседовал Сергей Стефанов.
— Мунир-хазрат, известно, что празднику Курбан-байрам предшествует хадж — паломничество в Мекку. Следят ли мусульмане, которые не участвуют в хадже, за тем, что происходит в эти дни в Саудовской Аравии? Что требуется от мусульманина во время совершения хаджа и какова связь хаджа и Курбан-байрама?
— Конечно же, все соблюдающие религию верующие стараются быть в курсе всех событий, происходящих в мусульманских странах, они переживают за тех единоверцев, которые отправились туда, где зародилась одна из трех авраамических религий. Хадж является одним из пяти столпов ислама, это мероприятие проходит только раз в году и в определенный промежуток времени — в первой половине месяца "зуль-хиджа" ("месяц паломничества" — ред.). Это ежегодное событие играет огромную роль в мусульманском мире. Представьте, в одно время и в одном месте собираются более 7 миллионов человек, они приветствуют друг друга, пожимают друг другу руки. Несмотря на социальные, национальные и прочие различия, мусульмане в дни паломничества молятся вместе, в одном ряду. Вообще, слово "хадж", "большое паломничество", — святое для нас. Согласно изречениям пророка Мухаммада (мир ему!), если Всевышний примет от паломника паломничество, то ему будет даровано прощение и благоуханный рай.
Отправляясь в хадж, единоверец в первую очередь должен пройти курсы по повышению религиозных знаний, в особенности по вопросам паломничества. Находясь в святых местах, он обязан соблюдать условия хаджа, соблюдать местные законы и остерегаться всего плохого.
Курбан-байрам, то есть праздник жертвоприношения, имеет тысячелетние корни и связан с пророком Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом. Господь, испытывая своего пророка, повелел ему во сне принести в жертву сына. Но Богу не нужна человеческая кровь. Когда Ибрахим проявил твердость в вере, Всевышний приказал ему принести в жертву барашка и отпустить сына. Все упомянутые события происходили именно в тех местах, где сейчас наши паломники совершают хадж. В качестве назидания Господь повелел всем потомкам Ибрахима выполнять обряд жертвоприношения и совершать паломничество, чтобы люди помнили поучительную историю пророков. Поэтому смысл Курбан-байрама более глубокий. Он учит ценить человеческую жизнь, на земле не должна проливаться кровь людей. Этот праздник учит быть милосердными. Мясо жертвенных животных бесплатно раздается бедным, сиротам и инвалидам, тем, у кого нет средств на приобретение дорогих продуктов питания.
— Некоторые хадж-операторы обращали внимание на то, что в этом году будет совершаться особый хадж — "Хадж Акбар", подобный тому, как совершал его сам пророк Мухаммед. Это связывается с тем, что на особый день в этот раз приходится празднование Дня Арафа, когда совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат. Можете пояснить, чем отличается "Хадж Акбар" от обычного хаджа, совершаемого ежегодно, и как часто он выпадает?
— По сути "Хадж Акбар" аналогичен обычному хаджу. Иногда день Арафа и пятничный день "джумга" (день коллективной пятничной молитвы. В исламе считается даже более благим днем, чем праздничные дни Курбан-байрам и Ураза-байрам — ред.) приходятся на один день. Это событие случается редко. Такой хадж арабы называют "Хадж Акбар", "Великий хадж". Когда пророк Мухаммад (мир ему!) совершал паломничество, тогда день стояния на горе Арафа как раз совпал с пятничным днем. И в эти дни, согласно преданиям, Господь принимает мольбы.
— На каком уровне, по вашему мнению и по отзывам прихожан мечетей, организовано паломничество принимающей, саудовской стороной? Есть ли какие-то замечания, пожелания в их адрес?
— Лично я не могу давать какие-либо оценки, но скажу лишь одно: из года в год уровень хаджа растет. Да, по глупости и из-за нежелания следовать правилам безопасности случаются трагедии, давки и пожары. Поэтому мы всегда просим наших паломников быть порядочными и бдительными.
— В чем, на ваш взгляд, заключается духовный смысл праздника жертвоприношения Ид аль-Адха, или Курбан-байрам, его актуальность сегодня, если можно так выразиться?
— Как было сказано ранее, эти праздники служат уроком для размышляющих. Хадж призывает к единству и консолидации, а праздник жертвоприношения учит быть милосердными к окружающим и тем, кто нуждается в помощи. Великие обряды словно говорят человечеству: не проливайте кровь, живите на Земле как братья и сестры, не следуйте за сатаной Иблисом! В хадже встречаются люди разных национальностей, у них разные культуры и языки, но все различия не мешают им быть вместе и жить в мире. Сегодня нам не хватает взаимопонимания и уважения друг к другу. Люди больше следуют за материальными богатствами, во многих сердцах утеряна вера, доброе отношение к родителям, соседям. Праздники заставляют нас задумываться над актуальными проблемами.
— Почему Курбан-байрам, как и праздник Ураза-байрам, отмечается три дня, когда была установлена такая традиция? Как мусульмане проводят эти дни после окончания праздничной молитвы, какие традиции празднования существуют?
— Количество праздничных дней связано с жизнью пророка Мухаммада. Сколько он отмечал, столько отмечаем и мы. В праздничные дни верующие раздают милостыню, детям дарят подарки, навещают родителей, родственников и друг друга. Из мяса жертвенных животных готовят блюда и домой приглашают гостей. Все молятся о благополучии нашей страны, просят Всевышнего простить души умерших. В Санкт-Петербурге праздник отмечается как и везде. 5 октября татарская община города в честь Курбан-байрама в здании кафе проведет праздничный меджлис, туда приглашены мусульмане северной столицы.
— В Москве в последние годы запрещен забой жертвенных животных в черте города, и обряд совершается на специально выделенных фермах и скотобойнях в Московской области. А как обстоят дела в северной столице? Какая практика была в предыдущие годы, как будет на этот раз?
— Совершать обряд жертвоприношения в городе на улицах и тротуарах — дикость. Кто поступает таким образом, тот противоречит канонам религии. Ислам призывает к чистоте и опрятности. Я всегда призываю единоверцев строго следовать законам и проводить обряды только в специализированных местах. Мест для забоя животных несколько. Желающие могут получить подробную информацию во время пятничных намазов.
— В свое время вы были советником начальника тогда еще ГУВД по Нижегородской области и членом Общественного совета при ГУВД, курировали работу с силовыми структурами. Как бы вы оценили нынешний уровень взаимодействия мусульманской общины с местными властями, правоохранительными органами? Здесь полное взаимопонимание или какая-то несогласованность все-таки существует? Происходят ли какие-то инциденты во время Курбан-байрама?
— Действительно, проведение столь грандиозных мероприятий требует огромных сил как от религиозных организаций, так и от местных властей. У нас, слава Всевышнему, с властями налажен теплый диалог, они всегда идут навстречу. Провокации могут быть, но здесь никто не даст раскачать духовную лодку.
— Какова численность мусульман в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Увеличивается ли она или, может быть, сохраняется на стабильном уровне? Сколько человек обычно приходит помолиться в мечети на Курбан-байрам, Ураза-байрам? Есть ли проблема нехватки мест для верующих по большим праздникам?
— Численность мусульман растет, это в первую очередь из-за увеличения миграционных потоков. Сколько исповедующих ислам, точно я не смогу сказать. Наверное, около миллиона и больше. Во время праздничных молитв собирается порядка 70 тысяч человек. Имеющиеся две мечети не вмещают столько верующих. Со стороны власти были предложения во время праздников брать в аренду дополнительные помещения. Насколько мне известно, эти вопросы пока не урегулированы.
— Зачастую можно услышать, что мусульманская молодежь бывает восприимчива к различным радикальным псевдоисламским течениям — по причине юношеского максимализма, из-за социальной неустроенности и ряда других причин. Насколько остро стоит эта проблема в вашем регионе, как вы решаете вопрос недопущения экстремизма и радикализма среди молодежи, вообще в мусульманской среде?
— Действительно, тенденция к экстремизму, особенно среди молодежи, превратилась в некую болезнь. Радикализация имеет первопричины.
Во-первых, это отсутствие воспитания и родительского контроля, во-вторых, нехватка грамотных имамов, которые могли бы доходчиво доводить традиционные ценности, в-третьих, дефицит собственных сайтов и литературы. Вся ересь и идеологическая зараза просачивается через интернет. До сих пор в открытом доступе функционируют "псевдоисламские" русскоязычные сайты. Они закладывают в сознание молодых ребят антироссийскую идеологию и сеют смуту.
С проявлениями экстремизма мы боремся в ежедневном формате. Проводим лекции, пишем статьи, выступаем с проповедями. Уничтожить экстремизм можно только при одном условии: нам, имамам традиционного ислама, нужно быть намного активнее радикалов. До тех пор, пока наши имамы будут пассивны, эту болезнь не излечить.
— Все последние месяцы в российских, да и в зарубежных СМИ активно обсуждались и обсуждаются политика украинских властей на Донбассе и действия боевиков так называемого Исламского государства (ИГ) в Ираке и Сирии, провозгласивших на территориях этих стран Исламский халифат. Как оцениваются эти события в мусульманском сообществе? Насколько они непосредственно затрагивают интересы России или могут затронуть в перспективе?
— Со своей стороны, будучи гражданином РФ, с первых дней конфликта на Украине я поддержал взвешенную и грамотную позицию президента Владимира Путина. Я в своих молитвах прошу Всевышнего о скорейшем воцарении мира в братской стране. Как известно, власть на Украине захватили лица, воспевающие идеи фашизма. Олигархи, поддерживаемые Западом, начали войну против собственного народа.
Здравомыслящие люди не пожелали подчиниться воле националистов и, отстаивая свои ценности, потеряли дома, квартиры. Наши дедушки и бабушки тоже сталкивались с фашизмом, но Господь дал им силы одержать победу. Скажу честно, если нужно будет воевать за независимость и целостность моей страны, я по примеру предков без всяких раздумий пойду защищать Родину.
В мире происходят глобальные процессы. На Ближнем Востоке после ряда революций пошли смуты. Новые лидеры арабских стран не способны контролировать рост радикализма. Так называемое Исламское государство состоит из "солдат удачи" — международных террористов. Им наплевать на благосостояние народа, они воюют за доллары, и их цель, как я считаю, ослабить в данном регионе позиции России, Ирана и сторонников Башара Асада (президента Сирии — ред.). ИГИЛ не имеет никакого отношения к исламу. Это банда неудачников, которые не смогли реализовать себя в собственных странах.
— Мунир-хазрат, и последний вопрос: о чем вы прежде всего скажете верующим, обращаясь к ним с праздничной проповедью по случаю наступления праздника Курбан-байрам? Что пожелаете мусульманам в этот день?
— В своей проповеди я постараюсь донести до них самые важные аспекты Курбан-Байрама, расскажу о смысле праздника и его истоках. Затрону тему о равенстве людей, о важности уважительного отношения ко всем людям, о том, что все мирское тленно, а духовное — вечно. Призову их быть полезными своей стране, России.
Искренне желаю всем единоверцам крепкой веры, здоровья и благополучия. Пусть Господь примет благодеяния и наградит своей нескончаемой милостью!