закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


Главная / Регионы / Республика Крым / История региона
    

Республика Крым

В период с V по XIV вв. доминирующее положение на полуострове занимало христианство. При этом на протяжении VIII-ХII вв. происходило проникновение исламского вероучения на территорию Крыма через мусульманских купцов и миссионеров — суфиев из Средней Азии, Ирака и Малой Азии. Процесс исламизации народов Крыма принял более действенные формы в ХIII в. В 1221 — 1222 гг. войска сельджукского правителя Румского султаната Ала-ад-дина Кей-Кубада заняли Судак и создали здесь один из первых на территории полуострова мусульманских духовных цнтров.

Именно при Берке хане (1250-1260-е гг.) началась активная исламизация Крымского улуса. Он построил в Крыму города Эски Сала и Эски Юрт (в предместье Бахчисарая), сохранившие многие мусульманские святыни. Вернувшись из победоносных походов в Среднюю Азию, Берке привел с собой и поселил в Крыму 1800 улемов, шейхов и святых отшельников. Таким образом наметилось среднеазиатское направление распространения ислама в Крыму. Другим мощным религиозным центром, оказывавшим влияние на Золотую Орду в целом и Крымский улус в частности, стал мамлюкский Египет.

Окончательное утверждение и институциализация ислама в Золотой Орде произошли в правление хана Узбека (1312 — 1342). В Крыму, как и в других регионах Золотой Орды, ислам распространялся в форме суннизма ханифитского и шафиитского толков. в XIV в. Солхат стал главным религиозно-образовательным центром для мусульман Крымского улуса. К этому периоду в городе относится строительство медресе «Солхатская академия» и так называемой «мечети «Узбека» 1314 г.

С образованием в 1443 г. самостоятельного Крымского ханства с династией Гераев из рода Чингизидов на престоле процесс исламизации крымского полуострова вступил в новую фазу. О сакрализации ханской власти свидетельствует утверждение права крымских ханов на хутбу, то есть поминание их имени в пятничной проповеди после имен Пророка и его сподвижников, которое рассматривалось как один из атрибутов независимости государства. Суннитский вариант ислама ханифитского мазхаба стал государственной религией ханства.

В Крымском ханстве сложилась разветвленная структура мусульманского духовенства, включавшая богословов, законоведов, судей, учителей, проповедников, служителей мечетей и т. д. Важнейшую роль в данной системе стал играть институт муфтиев — богословов и правоведов, толкователей закона, имевших право выдавать фетву — обоснование решений по спорным духовным и юридическим вопросам. В Крыму существовали муфтии четырех основных суннитских правовых школ, однако главным муфтием мог становиться только представитель ханифитского мазхаба. Другой значимой фигурой в государственной иерархии был кади-аскер. Должности кадиев, избираемых из улемов, также утверждали крымские ханы вместе с муфтием и кади-аскером. Первоначально территория Крымского ханства делилась на 24 кадилыка, позже их число увеличилось до 44.

Размеры вакуфных владений в Крыму неуклонно увеличивались. Если в конце XV в. вакуфные земли составляли около 90 тысяч десятин , то к середине XVII в. они охватывали 300 тысяч десятин. Большую часть составлял духовные вакуфы. Почти каждый хан оставлял после себя вакуф в пользу тех или иных религиозных учреждений.

В XVII в, по свидетельству Эвлии Челеби, в Бахчисарае действовали 24 мечети, 2 медресе и 17 мектебов, 9 текие; в Ак-Медсжите (Симферополь) — 5 мечетей, 3 мектеба и 2 медресе, 3 текие; в Гезлеве (Евпатория) — 24 мечети, из них 5 — соборных, 2 медресе, 5 мектебов , 3 текие; в Карасубазаре (Белогорск) — 28 мечетей, из них 5 соборных, 5 мектебов, 4 текие, в Солхате (Старый Крым) — 5 мечетей, из них 2 — соборные, 2 медресе, 2 текие, 1 мектеб.

В 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Россия признала духовный авторитет турецкого султана, «яко Верховного Калифа Магометанского закона» и конфессиональную зависимость от него ставших тогда политически самостоятельными мусульман-суннитов Тавриды. В 1783 г., ликвидируя Крымское ханство, Екатерина II в одностороннем порядке аннулировала эту статью данного мирного договора. Включая Крым и Кубань в состав Российского государства, Екатерина II в своем Манифесте 8 апреля 1783 г. провозгласила обещание мусульманам Тавриды «охранять и защищать их лица, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно». Гораздо менее конкретно в последние годы правления Екатерины II было определено устройство духовной жизни мусульман Тавриды. Именной указ царицы от 23 января 1794 г. создавал в «Таврической области» новое учреждение — Таврическое магометанское духовное правление и назначал его главой — муфтием крымского кади-эскера Сейта-Мегмета эфенди. Ряд вопросов судебной деятельности Таврического муфтията, его участие в наследственных делах, а также освобождение всех членов Духовного правления от налогов определил Манифест Екатерины II от 16 сентября 1796 г. По данному же документу особо предусматривалась задача «утверждения» мусульманскими духовными лицами Тавриды своей духовной паствы в «непоколебимой преданности к власти Российской» и поощрялась традиционная для ислама практика милостыни «закята». В целом же можно констатировать, что решение о создании российского Таврического муфтията носило скорее чисто формальный характер: права и круг обязанностей новоучрежденного правления не были конкретно определены, отсутствовало четкое разграничение сфер применения русского законодательства и норм мусульманского права.

Именно в эпоху Екатерины II началась массовая эмиграция мусульман-татар с земель бывшего Крымского ханства, не только из Причерноморья, но и самой территории полуострова, и массовая раздача их земель русскому дворянству из ближнего круга императрицы. По подсчетам к концу XVIII в. Крым покинуло около 80 000 татар, к которым добавилось еще около 30 000 в 1796–1802 гг. Вопрос о вакуфах, принадлежащих переселенцам, превратился в важную часть вопроса о контроле над земельными массивами. Ни российские власти, ни переселенцы не могли становиться хозяевами вакуфов. По данным И. А. Игельстрома вакуфам принадлежали почти 30% обрабатываемых земель. Из этого положения был найден достаточно изящный выход. 9 ноября 1794 г. был принят сенатский указ «Об оставлении владельцев Таврической области в свободном распоряжении их поместьями, вотчинами и тому подобными дворянскими имениями с распространением права сего на их наследников». За исключением тех, кои по Российским узаконениям имеют право владеть дворянским имением из тамошних природных жителей«. Тем самым для недворян вводился запрет на приобретение и аренду новых земельных участков, то есть перекрывался путь завещания земель вакуфам.

23 декабря 1831 г. Николаем I было принято «Положение об устройстве Таврического магометанского духовного правления» (ТМДП) и утвержден его штат. В Таврической губернии были свободны от повинностей и податей, в том числе рекрутчины следующие духовные служители «магометанского закона» — муфтий, его заместитель — кади-эскер, в каждом уезде по одному кадию, хатибы, имамы, муллы, мударрисы, начальники текий (дервишских обитателей), шейхи, а также дети ряда мусульманских духовных лиц.

В целом в Таврическом муфтияте была принята «двухуровневая» (губерния ? уезд) система организации управления. В состав Духовного правления входили председатель — муфтий, признававшийся «духовным главой магометан Тавриды и Западных губерний», его помощник — кади-эскер и по должности — симферопольский, феодосийский, перекопский, евпаторийский и ялтинский уездные кадии. Данные кадии рассматривали и решали «все возникающие в подведомственных им уездах дела по определенному... порядку на основании духовных магометанских законов». Местное «приходское духовенство» состояло из хатибов, имамов, мулл, муэдзинов и служителей при мечетях. К «магометанскому духовенству» Тавриды также были «причислены» мударрисы и гочи — преподаватели мусульманских учебных заведений, начальники текий (дервишских обителей) и шейхи.

«Положением» 1831 г. были определены порядок «присутствия» муфтия и членов правления на заседаниях, система выходных и праздничных дней. В подчинении Таврического муфтията находились: 1) мечети с учрежденными при них училищами и текиями; 2) принадлежащие этим мечетям и текиям вакуфы; 3) все «магометанское духовенство Тавриды и Западных губерний». Все это свое «достояние» руководство ТМДП обязано было держать в «спокойствии» и «порядке». По материалам переписи 1835 г. в Крыму числились 1 муфтий, 1 кади-эскер, 5 кадиев, 454 хатиба, 1113 имамов, 931 муэдзин, 103 мударриса и 201 аджи (гочи).

Первый опыт знакомства с вакуфными учреждениями как общественным институтом Российская империя получила в Крыму, когда начала упорядочивать управление земельными угодьями коренного населения. До этого времени они функционировали по традициям бывшего Крымского ханства, тех же формах, что и в Османской империи. С 1829 г. «на содержание мечетей и училищ употребляются одни только доходы с вакуфов». Согласно Уставу духовных дел иностранных исповеданий в предметы правления Таврического магометанского духовного собрания 1831 г. под пунктом вторым входили (из трех): «принадлежащие к мечетям и училищам вакуфы». Порядок управления вакуфами в «Положении о Таврическом магометанском духовном собрании» от 29 декабря 1831 г. был изложен в отдельном разделе. Доходы с них распределялись через мутаваллиев по желанию жертвователей. В случае, если жертвователи их не назначали, то мутаваллиями, избранными местной религиозной общиной или духовным начальством. Мутаваллии ежегодно представляли в религиозное управление отчеты об использовании вакуфных средств.

Крымская война 1853–1856 гг. вызвала массовую эмиграцию татар из Крыма в Турцию. Согласно сведениям Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора за 1869 г. в результате массового переселения в ряде районах появилась острая потребность в духовных лицах и обнаружилось 754 мечетей без прихожан и духовенства (184 соборные и 570 пятивременных). В 5 уездах Крыма до 1917 г. вакуфам принадлежало 87 614 десятин земли на селе, а также около 500 домов и лавок и более 300 десятин земли в городах. Общая сумма капиталов от крымских вакуфов в 1914 г. превышала 800 000 рублей. По данным газеты «Тарджеман» В 1914 г. крупнейшее в Крыму медресе «Зинджирлы» в Бахчисарае обладало вакуфом в 4500 десятин обрабатываемой земли и с примерными доходами до 40 000 рублей в год. Действительные денежные доходы определить крайне сложно,

После Февральской революции на основе Крымского мусульманского благотворительного общества 12 марта 1917 г. был создан Временный мусульманский революционный комитет из 15 человек. Мусульманский Ревком 25 марта 1917 года был созван Всекрымский мусульманский съезд, где был поставлен вопрос об избрании муфтия Крыма и председателя вакуфной комиссии. Таврический (крымский) муфтий в начале прошлого века назначался министром внутренних дел и утверждался в должности императором. Основные финансовые средства находились в руках председателя вакуфной комиссии. 25 марта 1917 г. в Симферополе (Акъмесджит) на курултае муфтием Таврического магометанского духовного правления (ТМДП) и председателем Временного крымско-мусульманского исполнительного комитета (ВКМИК) был избран Номан Челебиджихан. Сразу же после съезда была отправлена телеграмма министру-председателю Временного правительства князю В. Е. Львову. Муфтий Н. Челебиджихан и председатель комиссии по вакфам прапорщик Д. Сейдамет сообщают о решениях съезда: «1) все вакуфные имущества и капиталы, образованные от доходов с этих имуществ, считаются достояниями национальными и принадлежащими крымским татарам; 2) вследствие сего управление вакуфными имуществами и хозяйственное распоряжение капиталами должны находиться непосредственно в руках крымских татар и под их контролем; 3) все административные должности, находящиеся во главе управления вышеупомянутыми имуществами, состоят из лиц, избираемых всеми крымскими татарами, путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования; После определенной дискуссии ВКМИК удалось добиться признания от правительства, согласия МВД на свое предложение, но законопроект был оправлен на согласование.

1–2 октября в Симферополе состоялся Второй Всекрымский съезд представителей мусульман, где было заявлено, что КМИК принял решение о созыве Курултая. Курултай открылся 26 ноября в Бахчисарае в «Бабу-Диван» («Высочайший салон») при ханском дворце. Председателем парламента был избран Асан Сабри Айвазов. Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан.

В правительство вошли: директор юстиции Номан Челебиджихан, директор военных и внешних дел Джафер Сейдамет, директор просвещения — Ибраим Озенбашлы, директор вакуфов и финансов — Сеит-Джелиль Хаттат, директор религиозных дел — Амед Шукри.

5 декабря Крымская национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их на совместную работу. Таким образом, в Крыму начали существовать Парламент (Курултай) — законодательный орган, и Правительство (Директория) — исполнительный орган.

Разгон Всероссийского учредительного собрания большевиками в Петрограде 6 января 1918 г. стал спусковым крючком для провозглашения национальных государств, включая Украину, и начала насильственной борьбы за власть, включая Крым. 8 января 1918 г. началось наступление большевиков из Севастополя сразу по четырем направлениям: на Ялту. Симферополь, Евпаторию и Феодосию. 14 января с занятием Симферополя стало ясно, кто является новым хозяином Крыма. Выступавший за переговоры Н. Челебиджихан был захвачен большевиками и убит. Массовый террор победителей захватил прежде всего крымских татар.

В 1922 г. провозглашалось учреждение Народного управления религиозными делами мусульман Крыма (НУРДМК) — «Халк ибареи шарыйеси» Крыма. 10 января 1923 г. оно получило разрешение НКВД Крыма на проведение форума верующих мусульман. Открытие съезда состоялось в 1 5 января 1 92 3 г. под председательством Ибраима Тарпи. Съезд подчеркнул традиционное культурно- просветительское значение института вакуфов и постановил «обратиться в КрЦИК и СНК с ходатайством о возвращении вакуфных земель и долгов ». После проведения съезда НУР ДМК приступило к сбору материальных средств, предназначенных для успешного функционирования органов религиозного управления и ведения текущих дел.

В мае 1923 г. «Халк ибареи шарыйеси» был признан на всесоюзном уровне. Полномочные представители мусульманских общин Крыма собрались в Симферополе 2-3 июня 1923 г. «Халк ибареи шарыйеси» Крыма добил ось разрешения Церковного отдела НКВД Крыма для проведения в начале июня совещания представителей крымских мусульман по вопросу о выборе делегатов на II Всероссийский съезд мусульманского духовенства в Уфе (Тарпи) На II съезде представителей мусульманских общин Крыма в 1925г. произошли и изменения в руководстве. Вместо И. Тарпи «Халк ибареи шар ыйеси» возглавил Муслядин эфенди Халил. III и последний съезд прошел в 1925г.

В 1 924 г. «крымская власть окончательно закрыла вопрос о вакуфах». В конце 1928 г. было ликвидировано «Халк ибареи шарыйеси».

В период массового возвращения из мест депортации крымскотатарского народа в августе 1992 года в Акъмесджите состоялось Всекрымское собрание представителей мусульманских общин, на котором было учреждено Духовное управления мусульман Крыма (ДУМК) и избран муфтий мусульман Крыма.

Общая численность мусульманских общин в Крыму к концу 2007 г. приблизилась к тысячной отметке. Среди них было 380 официально зарегистрированных объединений и 612 — не прошедших регистрации.

Автор-составитель — д.и.н. А.Хабутдинов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.