закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


7 июля 2022 11:19    

Опекунство имама во время никяха

Вопрос. Разрешается ли мусульманину выдавать замуж мусульманку, у которой нет опекуна (соответствующего нормам Ислама), если в той местности, где она проживает, имеется имам мечети (или руководитель мусульман)? Считается ли такой никях действительным? (*вопросы принимаются по адресу электронной почты sulemovdumrf @ gmail.com)

Ответ[1]Опекун (валий) — тот, у кого спрашивают разрешение на замужество. Он — гарант, опора и поддержка для того, кого он опекает. Опекун понимает суть брака и знает нужды и склонности своей подопечной.

Обязательными условиями для опекуна являются:

1. Здравомыслие.

2. Совершеннолетие (таклиф)[2].

3. Приверженность Исламу, если его подопечная является мусульманкой.

4. Благочестие (аль-?адаля). Под термином «аль-?адаля» подразумевается наличие репутации добропорядочного мусульманина. Достигается путем отстранения от больших грехов и отказа от упорства в мелких прегрешениях. Относительно обязательности соблюдения данного условия среди богословов-правоведов существуют различные мнения. Богословы-ханафиты и маликиты считают, что благочестие опекуна не является обязательным условием для заключения брака. Данного мнения придерживаются имамы аш-Шафи?и и Ахмад ибн Ханбаль. Основным же мнением у шафиитов и ханбалитов является то, что опекун должен быть благочестивым. И если он совершает большие грехи, то опекунство переходит к нижестоящему по степени родства[3]. Однако следует отметить, что более поздние представители шафиитской правовой школы были солидарны с ханафитами и маликитами в данном вопросе[4]. Совет улемов ДУМ РФ считает недопустимым лишать опекунства того, кто имеет на него первостепенное право, лишь по причине несоблюдения им религиозной практики. Опекунство может перейти к другому опекуну только в том случае, если обладающий первостепенным правом на опекунство родственник не соответствует обязательным условиям опекунства, которые были упомянуты ранее, или же несогласие опекуна в выборе жениха необъективно и несет вред невесте.

Кто может быть опекуном?

Ученые-правоведы четырех богословско-правовых школ (мазхабов) считают, что опекуном девушки являются родственники мужского пола по линии отца[5].

Опекуном, по мнению ханафитов, является: сын, затем отец, затем дед по отцу, затем брат, затем дядя по отцу. Кровный брат опережает брата по отцу[6].

Опекуном, по мнению шафиитов, является: отец; если его нет, то дед и те, кто старше; затем родной брат, сын родного брата (племянник) и те, кто ниже по боковому родству; затем родной дядя, его сыновья и потомки[7].

В крайнем случае, когда родственников по линии отца нет, опекунство переходит к кади, муфтию либо имаму[8]. О переходе опекунства к ним говорится в хадисе Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): "Правитель (судья; уполномоченное лицо) является опекуном для того, у кого его нет«[9].

Учитывая вышеизложенное, Совет улемов ДУМ РФ считает, что в случае отсутствия родственников мужского пола по отцовской линии опекуном будет выступать шариатский судья (кади), муфтий либо имам. Они же, в свою очередь, могут уполномочить правом опекунства ближайшего родственника мужского пола по линии матери, который будет выступать опекуном на церемонии бракосочетания. Такое уполномочивание (вакаля) будет считаться допустимым, согласно мнению ученых четырех богословских правовых школ (мазхабов)[10].

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ИМАМА, КОТОРЫЙ ВЫСТУПАЕТ ОПЕКУНОМ ДЕВУШКИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ МУСУЛЬМАНСКОГО БРАКА (НИКЯХ)

1. Имам или муфтий, выступающий в роли опекуна, должен понимать и осознавать всю ответственность перед Богом за судьбу своей подопечной. Ему следует приложить максимум усилий для ее защиты, поддержки и помощи. Понимать, что если опекунство перешло к нему, то значит, больше у нее нет никого, кто мог бы защищать ее права и не дать ошибиться.

2. Предупредить желающих вступить в брак о том, что наличие лжи относительно того, что опекуна со стороны девушки нет, делает этот брак в случае его заключения недействительным.

3. Иметь достаточно полное представление о женихе и невесте, чтобы объективно оценить соответствие супругов. Для этого имаму, выступающему в роли опекуна, рекомендуется:

— собрать необходимые сведения о женихе и его семье;

— оценить морально-нравственное, социальное и интеллектуальное соответствие жениха невесте;

— удостовериться в отсутствии другой семьи (жены, детей) у жениха, а в том случае, если она имеется, поставить в известность невесту;

— удостовериться в материальной состоятельности жениха. На момент заключения брака он должен иметь возможность обеспечивать семью (проживание, питание, лечение и т. п.).

4. Провести краткий курс, раскрывающий смысл брака в Исламе. Разъяснить права и обязанности сторон, как по отношению друг к другу, так и к будущим детям. Объяснить действия, которые могут аннулировать брак, и их последствия.

5. Если желающие вступить в брак являются представителями разных культур и менталитетов, необходимо прояснить все нюансы, связанные с видением и построением семьи в этих культурах. Разъяснить невесте ее обязанности, которые накладывает на нее та или иная традиция народа, носителем которой является жених. Призвать ее объективно оценить свои возможности.

6. Уточнить место и условия проживания (совместно с родителями или отдельно; есть ли свое жилье или съемная квартира; город; страна и т. д.). Это необходимо для того, чтобы у невесты было наиболее полное представление о предстоящем браке.

7. Прояснить отношение жениха к многоженству. Изначально обговорить все условия, при которых жених может (если захочет в будущем) жениться еще раз.

8. Рекомендуется сообщить жениху, что опекун представляет интересы невесты не только во время заключения брака, но и после его заключения. В случае явного ущемления ее прав он будет защищать ее интересы.

9. Провести сначала помолвку, желательно в присутствии родственников с обеих сторон.

10. Запросить у брачующихся справку о подаче заявления в ЗАГС на момент заключения никяха, что может являться дополнительным гарантом серьезности намерений обоих супругов.

Член Совета улемов ДУМ РФ,
выпускница факультета исламской юриспруденции
Европейского института гуманитарных наук
(EIHS, Великобритания)
Ковалева Елена (Марьям) Владимировна



[1] За основу ответа было взято богословское заключение № 8/20 «Заключение мусульманского брака без согласия опекуна (валий)» Совета улемов ДУМ РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://muslims.ru/fatwa/musulmanskogo-braka-bez-soglasiya-opekuna-valij/ (дата обращения: 18.11.2021).

[2] Мукялляф (араб. ????) — это совершеннолетний человек, находящийся в здравом уме, до которого дошел неискаженный призыв Ислама. Мукалляф аль-махкум ?алейхи (араб. ????? ????) — человек, к которому обращен призыв Всевышнего соблюдать Его заповеди. См.: Аз-Зайдани А. Аль-Ваджиз фи усуль аль-фикх [Краткое изложение основ фикха]. Бейрут: ар-Рисаля, 2004. С. 87.

[3] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 30. С. 8.

[4] См.: Ан-Навави Я. Равда ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин [Удовлетворение для требующих знания и опора муфтиев]. Бейрут: аль-Ислямий, 1991. Т. 7. С. 64.

[5] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 41. С. 275–280.

[6] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 250.

[7] См.: ?Ашур А. Аль-фикх аль-муяссар [Облегченный фикх]. Дамаск: аль-Хайр, 2003. Т. 2. С. 333.

[8] См.: Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд [Начало для муджтахида и достаточность для умеренного в познании]. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 2. С. 27.

[9] См.: Абу Дауд С. Сунан. С. 237, хадис № 2083, «сахих».

[10] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 41. С. 289.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.