закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


11 декабря 2020 17:26    

Историческая (Замоскворецкая) мечеть Москвы

Историческая мечеть города Москвы расположена в старинном центре российской столицы – Замоскворечье, по адресу: Большая Татарская улица, дом 28, строение 2. В документах мечеть носит названия: Татарская, Московская, Замоскворецкая, мечеть в Татарской слободе Москвы, Соборная (до 1936 г.), Первая (до 1936 г.). В архитектурно-административный комплекс мечети входит также соседнее с ним административное здание, бывшее медресе (религиозное училище), по адресу: Большая Татарская улица, дом 28, строение 1.

Первое упоминание о Татарской слободе в Замоскворечье относится к 1619 г.; при этом, очевидно, сама слобода возникла раньше. Историк-москвовед В.Снегирев приводит версию о том, что Татарские слободы (во множественном числе) в Москве возникли, «видимо, еще при Иване Калите» (начало XIV в.).

В Татарской слободе Москвы всегда имелась мечеть, располагавшаяся по разным адресам. Так, в документах Российского государственного архива древних актов (РГАДА) сохранился документ «О бытию в Татарской мечети абызом [имамом] Ашира Кадкеева» от 1712 г., опубликованным И.В. Зайцевым. В 1727 г. упоминается купец Кутлу-Мамет Абдулов в качестве «служителя Татарской мечети по найму». По данным Переписной книги г. Москвы 1744 г., мечеть располагалась на дворе мурз Тевкелевых на углу Татарской улицы и Старо-Толмачевского переулка (совр. адрес: Большая Татарская ул., д. 20, стр. 2). В 1760-е гг. мечеть была перенесена в Овчинную слободу на двор к комиссару Коллегии иностранных дел мурзе Абдурахману Семенееву (совр. адрес:  Большая Татарская ул., д. 9). В начале XIX в., до постройки каменного здания ныне действующей мечети, в источниках отмечен Магометанский молитвенный дом на дворе мурзы Хасана Мангушева, который был выстроен на месте старинной Тевкелевской мечети (совр. адрес: Большая Татарская ул., д. 20, стр. 2).

С начала XIX в. мусульманская община Москвы при поддержке муфтия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания Мухамеджана Хусаинова (Гусейнова) многократно обращалась к властям с просьбой разрешить постройку каменной мечети. Участок для строительства был приобретен в центре Татарской слободы купцом 1-й гильдии, миллионером, выходцем из Бухары Назарбаем Хошаловым. В августе 1823 г. Н. Хошалов начал возведение здания, однако стройка была остановлена по указанию генерал-губернатора Москвы князя Д. Голицына. Строительство завершилось в 1824/25 г.

В 1858 г. был проведен ремонт здания мечети, в 1873 г. землевладение мечети по Татарской улице (ныне Большая Татарская улица) было огорожено каменной оградой с воротами. В 1882 г. на средства купца 1-й гильдии Салиха Юсуповича Ерзина была осуществлена перестройка мечети (архитектор Д.И. Певницкий). В результате здание было расширено по двум фасадам, над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены небольшие минареты. Вместимость мечети увеличилась с 300 до 1500 человек.

В сентябре 1915 г. на деньги купца Садека Салиховича Ерзина около мечети было построено каменное здание медресе (религиозного училища), которое сегодня выполняет роль административного здания – помещения для духовенства. Земельное владение, где находилась мечеть, имело прямоугольную форму с размерами 15 сажень (32 м) вдоль Большой Татарской улицы на 30 сажень (64 м) вглубь от Татарской улицы. Эта конфигурация владения практически не менялась, даже после закрытия мечети, вплоть до строительства жилого дома №26 по Большой Татарской улице в 1961 г.

В 1937 г. Замоскворецкая мечеть была закрыта, в 1967 г. снесены минареты. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии, штаба гражданской обороны, военкомата, ДОСААФ и печатного цеха объединения «Художественная гравюра» (с начала 1980-х гг.). В 1944-1947 гг. московские татары под руководством генерала Якуба Чанышева безуспешно пытались добиться возвращения здания мечети, против чего возражал Совет по делам религиозных культов. С конца 1980-х гг. старейшины общины неоднократно ходатайствовали о возвращении мечети верующим. В ноябре 1990 г. Моссовет принял решение о передаче здания религиозному обществу мусульман, однако в связи с протестами печатного цеха процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 г. В 1992 г. была осуществлена частичная реконструкция мечети на средства частных спонсоров. В 1993 г. мечеть, получившая название Историческая, или Татарская, была заново открыта после долгих лет забвения. В 1998 г. была осуществлена еще одна реконструкция здания мечети на средства частных спонсоров.

 

Архивные источники и литература:

Зайцев И.В. Из истории московской мусульманской общины в начале XVII в.: дело о московском муэдзине (1712 г.) // Turcica et Ottomanica. Сборник статей в честь 70-летия М.С. Мейера. – М., 2006. С.59-63.

Ислам в Москве. Энциклопедический словарь. / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор Д.З. Хайретдинов. – Н. Новгород, 2008.

Краткая историческая записка. Историко-архивные и библиографические изыскания по Исторической мечети и медресе. / Крупнова Р.Е. // Научно-проектная документация. Объект: Памятник архитектуры XIX века «Магометанская мечеть» г. Москвы. Т.I. – Научно-технический архив «Спецпроектреставрация». – М., 1992. С. 2-20.

Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. VIII. – М., 1898. С. 21. Зап. 259.

Переписные книги города Москвы 1737-1745 гг. Т. VII. – М., 1891. С. 220.

РГАДА. Ф. 131. 1712 г. Оп. 1а. Д. 1.

РГАДА. Ф. 282. 1727 г. Оп. 1. Д. 460. Л. 1071-1072.

Снегирев В. Московские слободы. – М., 1956. С. 105.

Указатель жилищ и зданий в Москве, или Адресная книга. – М., 1826. Ч. II. С. 141.

Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV – начале ХХ вв. – Н. Новгород, 2002.

Хайретдинов Д.З. Старинные мечети и мусульманские объекты юга Москвы. – М., 2015.

Центральный архив научно-технической документации г. Москвы. Ф. 1. Пятницкая часть. Вл. 319 / 327.

Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 16. Оп. 3. Д. 1217.

ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 3. Д. 2466.

ЦИАМ. Ф.16. Оп. 4. Д. 316.

ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 6. Д. 2442.

ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 137. Д. 81.

 

 

к.и.н. Дамир Зинюрович Хайретдинов,

заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации

по вопросам образования, науки и культуры

 

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.