закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


9 ноября 2022 14:38    

Отчет о работе секций Международного научного конгресса «XVIII Фаизхановские чтения»

Отчет о работе секций Международного научного конгресса «XVIII Фаизхановские чтения» «Ислам в России: прошлое, настоящее, будущее», посвященный 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, 15-летию со дня основания Издательского дома «Медина» 1 – 2 ноября 2022 г. в г. Москве:

В работе Конгресса приняли участие историки, источниковеды, археологи, этнологи, антропологи, политологи, исламоведы, арабисты, тюркологи из Российской Федерации, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении, Армении и Японии.

На секции «История материальной культуры ислама» (модератор Э.Д. Зиливинская, д.и.н.) было заслушано 11 докладов в онлайн и офлайн формате. В работе секции принимали участие ученые из Москвы, Казани, Уфы, Махачкалы, Бишкека, Астрахани, Астаны, Ашхабада. В докладах были рассмотрены мусульманские памятники Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Волжской Булгарии, Урало-Поволжья и Крыма, а также комплекс разнообразных проблем, связанных с ними. Секция открылась обзорным докладом д.и.н., чл.-корр. АН РТ Ф.Ш. Хузина, в котором были рассмотрены различные аспекты проникновения и развития ислама в городской культуре Волжской Болгарии домонгольского периода. Участники секции единодушно отметили доклад д.и.н. М.С. Гаджиева, в котором была обрисована широкая картина распространения мусульманских построек и других объектов, в Дагестане с начала принятия ислама в середине VII в. вплоть до позднего средневековья. Оживленную дискуссию вызвал доклад д.и.н., профессора В.А. Иванова «Визуализация ислама в Золотой Орде: время и формы». Также весьма интересен был доклад д. искусствоведения Е.И. Кононенко, в котором рассматривались не только мечети Крыма, но и показана их тесная связь с культовым строительством османской Турции. Остальные доклады также отличались глубиной содержания и представляли яркий и интересный материал.

Работа секции «Мусульманские народы в этнографических и антропологических исследованиях» (модератор О.И. Брусина, к.и.н.) проходила в очном формате, выступили все 14 докладчиков, заявленных в программе. Работа секции проходила в атмосфере научного взаимопонимания и общей заинтересованности. Все доклады были основаны на оригинальных полевых и/или архивных материалах и сопровождались вопросами и обсуждением. Участники секции пришли к общему мнению, что в рамках антропологии и этнологии в качестве «народного ислама», «исламских практик» рассматриваются и изучаются разнообразные верования, представления, культы, символы, обычаи и обряды, духовные и целительские практики, которые сами носители культуры считают мусульманскими. Дискурс о «правильном» и «классическом» исламе, о «доисламских пережитках» является в этом контексте умозрительным и теоретическим, отстраненным от реальных практик. Было высказано пожелание обеспечить большую свободу джамаатам и их духовным авторитетам, ограничить излишнее контролирование со стороны органов власти.

Участники секции обращают внимание на необходимость расширения университетского антропологического, этнологического, теологического образования в области религиоведения, в частности, исламоведения. В этой связи докладчики секции выражают озабоченность в связи с необоснованным закрытием направления подготовки 46.03.03 «Антропология и этнология» в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского. В рамках этого направления осуществляется преподавание дисциплин по истории и культуре ислама и межконфессиональным отношениям в РФ.

На секции «История ислама в архивных источниках» (модератор В.О. Бобровников, к.и.н.) обсуждались современные проблемы источниковедения истории ислама как в России, так и за рубежом, преимущественно в новое и новейшее время, а также в позднее средневековье. В ней приняли участие арабисты, тюркологи и иранисты, а также источниковеды, работающие с русскоязычными архивными документами и материалами из Центральной Азии, Ирана, Кавказа и Волго-Уральского региона времен Российской империи и Советского Союза. Многие доклады были посвящены введению в научный оборот новых первоисточников (сафавидских челобитных – О.М. Ястребова, рукописных коллекций Нукуса – Т.А. Аникеева, арабоязычного шариатского делопроизводства горских судов XIX в. – В.О. Бобровников, И.А. Чмилевская, Ш.Ш. Шихалиев, мусульманских хроник исламизации Кавказа – А.А. Ганич, Д.Я. Рахаев, Д.М. Маламагомедов, биографии последнего эмира Бухары – Т.С. Каландаров, отчетов о Первом всемирном конгрессе мусульман в Мекке – М.Н. Фархшатов, региональной советской антирелигиозной прессы – Н.У. Абдулахатов). Важное место в дискуссии было отведено методологии восточного источниковедения.

Участники сессии согласились с необходимостью концептуализировать поиск и интерпретацию архивных находок. Один из выводов обсуждения прозвучавших на секции докладов заключается в признании существования архива как социального факта, который необходимо изучать как единый культурный комплекс документов, текстов, визуальных источников, иных артефактов, не вырывая из него отдельные архивные единицы, не понятные не только вне конкретного исторического контекста, но и без связи с другими составляющими коллекции. Мусульмане царской и советской России приняли участие в создании многочисленных архивных коллекций, сложившихся в различных центрах власти в центре и на юго-восточных окраинах страны. Но их живые индивидуальные «голоса» не всегда слышны в архиве. В государственных собраниях их заглушают обезличенное бюрократическое делопроизводство и (само)цензура, отчего многообразие мусульманских идентичностей окраин стирается и унифицируется в имперскую и особенно в советскую эпохи. Намного отчетливее эти «голоса» различимы в частных и мечетных собраниях российских (и советских) мусульман.

Секция «Письменные памятники ислама» (модератор А.А. Хисматулин, к.и.н.) включила в себя презентации по исламским текстам, которые были переведены с арабского, персидского и тюркских языков и опубликованы по-русски, а также вопросам бытования отдельных мусульманских источников, включая Коран, компиляции по мусульманскому праву и биографические тексты, с которыми работают исследователи в разных регионах РФ (Татарстан, Крым, Санкт-Петербург, Москва) и за рубежом, в частности, в Республике Узбекистан. Следует отметить высокую мотивацию исследователей и их увлечённость темой исследования, что сделало их презентации очень увлекательными и интересными для участников и гостей секции.

На секции «Ислам в Российской империи» (модератор Т.В. Котюкова, к.и.н.) были заслушаны 11 докладов. Были представлены различные регионы Российской империи, в которых проживало мусульманское население: от Западных губерний до Заилийского края (Китайского Туркестана непродолжительное время входившего в состав Российской империи). Наибольший интерес вызвали доклады З.И. Канапацкой (Беларусь) и М.А. Карлыбаева (Узбекистан). Работа секции была несколько осложнена отсутствием отдельного помещения для заседания.

На секции «Современный научный дискурс об исламе в СССР: достижения и полемика» (модератор В.С. Христофоров, д.и.н., член-корр. РАН) были заслушаны 13 докладов. Круг проблем, обсуждавшийся на заседании, был связан с динамикой политического курса советской власти и правящей партии большевиков в отношении ислама и мусульманских народов в 1917–1991 гг. и его конкретными проявлениями, инструментарием и результатами. Среди наиболее важных вопросов, которые вызвали интерес и сопровождались дискуссиями, были региональные особенности положения мусульман в Поволжье, на Северном Кавказе, в Средней Азии и Казахстане; новые источники по истории ислама в СССР; роль органов ОГПУ в формировании базы данных для органов власти и управления о состоянии мусульманских общин и различных проявлениях конфессиональной деятельности на местах; демографические, гендерные и иные аспекты повседневной жизни мусульман и религиозных практик; смена письменности для исповедовавших ислам народов СССР в 1920–1930-е гг.; визуальные средства религиозной обрядности и повседневности. В работе секции приняли участие ученые из разных субъектов РФ (Башкирия, Дагестан, Чечня, Татарстан, Москва, С.-Петербург) и Республики Казахстан.

В секции «Культура мусульманских народов России» (модератор З.А. Имамутдинова, к. искусствоведения) был охвачен широкий спектр актуальных проблем, касающихся истории развития и специфики религиозных форм музыкального (чтение Корана, макам как всеохватная теоретическая категория) и визуального искусства мусульман Урало-Поволжья, Северного Кавказа и Средней Азии (орнамент, каллиграфия, ковроткачество, типографика, архитектура), при этом с особой остротой обсуждались вопросы, связанные с современной творческой практикой.

В числе важнейших выводов, сформулированных в процессе работы секции, выступают необходимость разработки методологии анализа религиозного искусства мусульманских народов (в частности, живущих в России), а также – решение о необходимости в России создания музейно-выставочной площадки, специализирующейся на мусульманском искусстве (шамаиль, изобразительно-прикладное искусство и т.д.) и эффективно способствующей лучшему пониманию культуры и философии ислама представителями других конфессий. Крайнюю актуальность это имеет в Татарстане (исторически связанном с Булгарией и празднованию 1100-летия официального принятия ислама в которой была посвящена работа конгресса), где, несомненна, особенно назрела потребность в арт-пространстве, посвященном высокодуховному и ярко этнически выраженному искусству шамаиля.

Участники секции «Ислам в локальной истории и историческом краеведении» (модераторы О.Н. Сенюткина, д.и.н., М.А. Сафаров, к.п.н.) хотели бы при изучении истории российского ислама внимательнее относиться к трудам краеведов, сопоставлять их с работами профессиональных историков, систематизировать материалы по локальной истории для получения более полной и достоверной информации о жизнедеятельности уммы. В ходе работы секции сформировалась идея о необходимости усиления процесса написания местной истории татаро-мусульманских селений.

По мнению докладчиков секции «Ислам в России от Булгаского государства до Российской империи» (модератор И.М. Миргалеев, к.и.н.) необходимо продолжить исследования истории ислама в России, подчеркивая его особенности, такие как веротерпимость и открытость, культурные и духовные контакты с Миром Ислама. Изучать конкретные формы богословской мысли и законоустановительной практики в конкретных исламских общинах от средних веков до нового времени. Изучать и публиковать письменные источники по данной проблематике. Расширять взаимодействие и сотрудничество между отечественными и мировыми центрами исламоведения.

Заседание секция «Вспомогательные исторические дисциплины» (модератор Е.Ю. Гончаров) прошло 1 ноября в библиотеке Московской Соборной мечети. Из семи заявленных докладов было прочитано и обсуждено пять. Представленные доклады охватывали период с X по ХХ в. Все доклады были интересные и вызвали длительные обсуждения, благо, времени оказалось достаточно. Собранный коллектив оказался достаточно профессионально подготовленным для дискуссий и комментариев как по эпиграфике, так и по нумизматике и исторической географии. Несмотря на разнообразие предложенных тем, все доклады имели в большей или меньшей степени междисциплинарный характер, что заинтересовало специалистов разных направлений. Место проведения секции было удобно и соответствовало созданию рабочей атмосферы. Надо отметить помощь и содействие сотрудников административного здания Московской Соборной мечети, в котором находится библиотека.

Работа секции «Мусульманские памятники ЮНЕСКО в России: исследовательский и туристический потенциал» (модератор Г.Н. Сеидова) оказалась очень продуктивной и актуальной как в теоретико-методологическом плане, так и с точки зрения практического наполнения. В докладах участников конференции (как офлайн, так и онлайн) прозвучали интересные предложения по охране и развитию уже существующих архитектурных памятников мусульманской культуры, а также продемонстрированы проекты по созданию новых историко-культурных комплексов, призванных поддержать религиозно-туристический потенциал регионов.

Каждый доклад в секции сопровождался небольшой дискуссией, что продемонстрировало исследовательский интерес к обозначенным организаторами конгресса проблемам. Была поддержана идея опубликования наиболее значимых результатов и выводов докладчиков в научных изданиях разного уровня. В связи с этим выражаем искреннюю признательность организаторам и идейным вдохновителям Международного научного конгресса за прекрасные условия для работы и интеллектуального общения ученых. При этом отдельно хотим отметить высокий уровень технического сопровождения секции, который позволил оперативно и без сбоев демонстрировать презентации докладов и видео-выступления коллег, участвующих в работе дистанционно.  

В ходе заседания было сформулировано дополнение к резолюции по итогам Международного конгресса. РЕКОМЕНДОВАТЬ: Министерству культуры Российской Федерации, федеральному агентству по управлению государственным имуществом, органам исполнительной власти и духовным управлениям мусульман субъектов Российской Федерации, по территории которых исторически проходил древний торговый маршрут «Великий шелковый путь», наследие которого является мировым достоянием, в целях сохранения культурного наследия и идентичности народов Российской Федерации, интеграции природного-ландшафтного, кадрового, исследовательского и инфраструктурного потенциала индустрии туризма России в глобальные цели устойчивого развития, обеспечения сохранности и безопасности объектов религиозного назначения в рамках реализации государственной программы «Развитие Культуры» предусмотреть за счет средств федерального бюджета финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению указанных объектов на 2023 год

На секции «Политология и социальная антропология ислама» (модератор С.А. Рагозина, к.пол.н.) состоялось насыщенное и содержательное обсуждение теоретических и эмпирических сюжетов относительно нового для отечественного исламоведения исследовательского направления. Участники поставили фундаментальные вопросы о социальной миссии антропологии, политизации и секъюритизациии в изучении современного ислама, акцентировали внимание на необходимости преодоления бинарных оппозиций в концептуализации эмпирического материала о мусульманских обществах. В своих докладах коллеги обращались к концепциям агентности, транслокальности, сакральных пространств, религиозной нормативности, что внесло существенный вклад в разработку аналитического языка отечественной социальной антропологии ислама.

На секции «Актуальные проблемы корановедения» (модератор И.А. Зарипов, к.и.н.) выступили все заявленные 10 участников. Собравшиеся выступили с инициативой проведения в следующем году отдельной корановедческой конференции, приуроченной к 1100-летию со дня смерти основоположника мусульманской экзегетической науки Мухаммада ибн Джарира ат-Табари, чьи работы оказали существенное влияние в том числе и на отечественную богословскую мысль. Продолжить изучение и перевод на русский язык классических источников по корановедению и экзегетики. Опубликовать секционные доклады отдельным сборником.

В ходе выступлений на секции «Исламоведение и арабистика» (модератор О.И. Редькин, д.ф.н.) затрагивались проблемы лингвистики текста, использования цифровых технологий в исламоведении и арабистике,  сочетания традиций и инноваций, истории исламоведения в РФ. Были рассмотрены некоторые  особенности коранического текста,  оригинальные источники о принятии ислама народами Волжской Булгарии, актуальность  работ классиков отечественной мусульманской мысли, актуальные проблемы преподавания арабского языка в вузах и школах РФ. В рамках состоявшейся дискуссии обсуждались вопросы координации научно-исследовательской работы и педагогической деятельности между кафедрами исламоведения и арабистики  университетов Санкт-Петербурга, Казани и Еревана. 

Департамент науки и образования ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.