закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


29 декабря 2023 11:51   Москва 

Доклад Рушана Аббясова, посвященный 250-летию издания Указа о терпимости всех вероисповеданий

Доклад заместителя председателя Духовного управления мусульман РФ, члена Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Рушана Аббясова, подготовленный к мероприятию проекта «100 дат российской идентичности», посвященного 250-летию издания Указа о терпимости всех вероисповеданий:

В 2023 году отмечалась ключевая дата в истории государственно-конфессиональных отношений в нашей стране. Именно 250 лет назад, в благодатную эпоху екатерининских преобразований, существенно изменилось положений религий в России, прежде всего ислама. Фактически, с 1773 года можно говорить о легализации ислама, получение мусульманской религией своего официального статуса.

Казалось, что известный указ Святейшего Синода «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам» решал лишь прикладные вопросы строительства мечетей. Однако на деле, Екатерина II определила границы исповедания религий в своем государстве, и ислам с тех пор получает возможность официального общинного развития.

Здесь необходимо учитывать контекст века Просвещения, стремление императрицы умиротворить жизнь своих подданных, учет внешнеполитических реалий, а главное – все более значительное положение, которая занимала мусульманская умма в России. Скорое продвижение на юг и активное освоение Причерноморья сделает решение о веротерпимости особенно актуальным.

Очевидно, что на положение ислама повлияло и знаменитое Волжское путешествие Екатерины 1767 года, когда она посетила Казань и лично убедилась в многочисленности и зажиточности татарского купечества, в положение, которое татары занимали почти в центре России. Именно в Казани было получено высочайшее разрешение на строительство каменных мечетей в Старо-Татарской слободе – ныне Марджани и Апанаевской, ознаменовавших начало эпохи складывания новой мусульманской инфраструктуры. Каменные мечети в заказанском селе Береске и целый религиозный комплекс, возникший в Каргалинской слободе близ Оренбурга еще ранее, показывал, что исламский фактор учитывался властью, а усилия на интеграцию становились ведущим направлением государственной политики. В этом ряду - и учреждение Оренбургского магометанского духовного собрания, ставшего не только органом взаимодействия власти и мусульман, но и национальным институтом для татар. Не случайно, татарская народная традиция нарекла Екатерину II уважительным прозвищем ?би-патша (бабушка-царица).

Следствием указа о веротерпимости стала и активизация российского востоковедения. В 1787 году в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке. Священная Книга мусульман все более становится известна просвещенной России.

Важно подчеркнуть, что преобразования Екатерины II по отношению к исламу, меры по интеграции поданных разных конфессий, не ограничились ее правлением, а следуя логике «долгого государства» продолжились и при ее наследниках. Примером этому служит строительство двести лет назад, в 1823 году в Москве мечети, которая ныне именуется Исторической. И хотя мечети существовали в Москве и ранее, а татарская община развивалась еще со Средневековья, Историческая мечеть ознаменовала стабильное оформление общины мусульман в первопрестольной.

Внук Екатерины II император Александр I следовал положениям политики веротерпимости, ставшей политической и идеологической линией и в дальнейшем. В этом и есть историческое значение событий далекого 1773 года - прозорливость, мудрость, политическая воля, курс на единство верующих всех конфессий и народов, что сохраняется и укрепляется в нашем Отечестве и сейчас.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.