закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


20 сентября 2024 11:20    

Отчетный доклад первого заместителя председателя ДУМ РФ Д.Мухетдинова. Часть 5. Наука, образование и просвещение

Наука, образование и просвещение

1. Развитие МИИ и теологии как отрасли научного знания

Прежде всего хочу поздравить всех своих братьев и сестер и лично Муфтий хазрата с 30-летием Московского исламского института, именно его усилиями и сподвижников была заложена основа высшего исламского образования в лице Московского Высшего духовного исламского колледжа (МВДИК) на базе Московской Соборной мечети.

Еще лет 20 назад мусульманскому сообществу навязывалась парадигма, когда бакалавриат – это наш потолок, а в интеллектуальной дискуссии высшего уровня, в формировании дискурса, в осмыслении реалий с точки зрения собственной интеллектуальной традиции мусульмане бы уже не участвовали.

Часто звучала фраза: «ми?а уляма кир?кми, ми?а муллалар кир?к»

Многие до сих пор до конца не осознают, но введение теологии в номенклатуру научных специальностей и первая защита докторской диссертации по исламской теологии в 2020 году концептуально важна, потому что она открывает нам дверь в мир высшей интеллектуальной дискуссии и привносит исламское видение, исламскую парадигму в российский и в общемировой научно-интеллектуальный дискурс. Наличие признанной государством собственной интеллектуальной элиты – это вопрос возможности сказать свое слово там, где обсуждается решение насущных задач и проблем нашей страны. Нет ученых – значит мы не участвуем в этом разговоре, в этом дискурсе, а занимаем пассивную позицию наблюдающих со стороны. Если мы хотим быть субъектом общественных отношений, гражданского общества, нам нужны научные кадры.

Еще одна вещь, которую мы плохо осознаем из-за своих предубеждений и разделения знания на светское и религиозное: все великие ученые золотого века ислама обладали широким и комплексным знанием, доступным в их время, и были всесторонне образованными личностями. Их образованность вбирала в себя знания по математике, физике, анатомии, медицине, языкам.

Развивая Московский исламский институт, мы смотрим на перспективу воспитания многосторонне развитых, блестяще образованных и способных к научно-исследовательской деятельности кадров. Сегодня Московский исламский институт имеет государственную аккредитацию по укрупненной группе 48.00.00 Теология (уровень бакалавриат и магистратура), а также право на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по научной специальности 5.11.2 Историческая теология (по исследовательскому направлению: ислам). Сейчас в МИИ свои научные работы пишут 7 аспирантов и 8 соискателей, некоторые из которых планируют выйти на защиту уже в 2025 году.

Вопрос создания своего диссертационного совета упирается в наличие кандидатов и докторов теологии и соответствие предъявляемым к диссоветам требованиям. В 2023 г. такой совет, вопреки многим требованиям, приказом Минобранауки РФ №1992/нк от 24.10.2023 был создан в светском вузе – в Пятигорском государственном университете, но до сих пор защит диссертаций не было. СПбГУ, с которым мы тесно сотрудничаем и где действует Центр исламских исследований, имеет право формировать диссертационные советы для каждой защиты диссертации в соответствии с собственными правилами университета. В 2023 году впервые в истории два наших сотрудника успешно сдали кандидатский минимум по исламской теологии. Надеемся и ждем их скорейшей защиты, а именно Ильдара-хазрата Нуриманова, Натальи-ханум Тамбиевой, Рената-хазрата Ислямова и Ислама-хазрата Зарипова.

Я уже отмечал, что в 2022 году в рамках 1100-летия здание МИИ было капитально реконструировано и переоборудовано, но и по своему содержанию вуз претерпел колоссальную перестройку.

Вы знаете, что по техническим причинам было приостановлено действие лицензии вуза. Вооружившись идеей о том, что кризис – это лучшее время для роста, мы полностью переработали все образовательные программы и планы, серьезно проработали вопросы учебных пособий, методики, самой организации учебного процесса, перестроили все процессы в вузе изнутри. Фактически дополнительно был создан онлайн-Институт, включающий в себя обширный образовательный контент: видео-лекции, трансляция интервью с авторитетными представителями науки и исламской теологии и др. Накопленный материал используется не только в рамках образовательного процесса в Институте, но и размещен в открытом доступе для всех заинтересованных лиц. В том числе это позволило осуществлять программы дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий.

В сложном положении тогда остались студенты выпускных курсов, но руку помощи протянули два других исламских вуза страны – Российский исламский институт и Дагестанский гуманитарный институт, путем перевода к себе студентов для окончания последнего семестра и защиты ранее подготовленных дипломных работ. Из воспитанников Московского исламского института в 2020 году дипломы получили 10 бакалавров.

За 2021-2024 гг. Московским исламским институтом было подготовлено 90 молодых теологов – 81 бакалавр и 9 магистров. Таким образом, общее количество воспитанных нами кадров за отчетный срок составляет 100 человек. Трудоустройство по специальности – когда выпускник после получения диплома продолжает работать в структуре ДУМ РФ – составляет практически 100%, за очень редкими исключениями. Направленные вами на обучение молодые кадры возвращаются к вам же для организации достойного уровня просвещения и начального религиозного образования.

МИИ установило и расширило сотрудничество с рядом научных и образовательных учреждений как в России, так и за рубежом, среди них:

1.                Исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры  (IRCICA)

2.     Московский исламский институт и Исламский культурный центр им. Абдаллы бин Зайда Аль Махмуда

3.                Центр культуры и наследия Джума аль-Маджид (ОАЭ)

4.                Университет ал-Касимийа (ОАЭ)

5.                Университет исламских и арабских наук Аль-Васл (ОАЭ)

6.                Национальная библиотека Государства Катар

7.                Катарский Государственный университет

8.                Колледж исламских исследований Университета Хамада бин Халифы

9.                Международный исламский университет Малайзии

10.           Исламский государственный университет Джакарты

11.           Университет Нахдатул Улама (Индонезия)

12.           Азербайджанский теологический институт

13.           Бакинский международный центр мультикультурализма

14.           Высшая школа экономики

15.           Новосибирский государственный университет

16.           Петрозаводский государственный университет

17.           Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

18.           Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

19.           Российская национальная библиотека

20.           Российский государственный архив древних актов

21.           Российский государственный исторический архив

22.           Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

23.           Исторический факультет Северо-Осетинского государственного университета

24.           Институт истории и археологии Республики Северная Осетия – Алания

Открывая блок по просвещению и образованию, я начал свой рассказ с вершины этой пирамиды – с подготовки кадров высшей квалификации, а не с показателей просветительской работы с детьми. Если считать, что процесс образования человека начинается в возрасте 5-6 лет, то к моменту, когда он интеллектуально, духовно, психологически созрел и способен защитить докторскую диссертацию, ему будет, как правило, минимум 35-40 лет. Это означает не менее 30 лет непрерывного процесса образовательной и мыслительной деятельности, прежде чем человек достигает положения кадра высшей квалификации. Это единицы из десятков и сотен тысяч людей, а иногда – из миллионов.

Но я хочу подчеркнуть, что, организуя даже самые простые курсы по основам ислама или летние площадки для детей, каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, из этой группы, из этого набора вырастет будущий Абу Ханифа, будущий аль-Газали, будущий Шихабутдин Марджани, будущий Хусаин Фаизханов. У нас должны быть самые высокие стандарты и самое пристальное внимание к детскому и юношескому образованию. Пока в этой сфере у нас явные проблемы и недоработки.

Нашу систему подготовки кадров серьезно подкашивает слабость звена среднего профессионального образования – медресе и колледжей. Государственных стандартов для среднеспециального религиозного образования у нас до сих пор нет.

Получается, что наши медресе выдают дипломы собственного образца. Мы рекомендуем нашим учебным заведениям пойти по пути государственного лицензирования по образовательным программам среднего профессионального образования близкого профиля – педагога начальных классов и т.п.

Для расширения образовательных возможностей Института с учетом акцентирования внимания на качестве подготовки молодых специалистов, задачами, поставленными на 2024-2025 уч. год, являются получение лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования и реализация программы профессиональной переподготовки теологов.

Необходимость соответствия строгим государственным требованиям подстегивает к совершенствованию всех аспектов работы, а выпускникам дает преимущество в виде диплома о среднем профессиональном образовании, с которым они могут работать в любой организации. Увы, мы констатируем, что на уровне медресе и колледжей у нас система требует больших усилий в поддержке правовой и организационно-методической области.

 

2. Повышение квалификации кадров и научный обмен

Как вы помните, в 2007 году была запущена президентская программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. В 2020 году она претерпела структурные изменения – сегодня единым оператором всех программ, касающихся развития ислама, является Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Сохраняется возможность обучения в светских вузах за счет средств фонда, проводятся научно-практические конференции и курсы повышения квалификации.

За 2019-2024 гг. в государственные вузы по направлению ДУМ РФ в рамках программы были зачислены 17 человек: 6 аспирантов, 7 магистров и 4 бакалавра. Окончили обучение за отчетный период 13 человек: 3 бакалавра, 5 магистров и 5 аспирантов:

Аспиранты:

 1. Хусаинов Дамир Тавфикович

2. Хадзиев Магомед Абдулсаламович

 3. Бултачеев Ринат Амирович

 4. Тожидинов Фаррухжон Кобулжон угли

 5. Фатхуллина Диляра Вялитовна

Магистры:

 1. Салахетдинов Фянис Фяритович

 2. Хамидуллин Фянис Рафекович

 3. Кадеев Мухамед Рафикович

 4. Макаров Дмитрий Витальевич

 5. Беюсов Мунир

 6. Абубакаров Сайидмухаммад Магомедназирович

Бакалавры:

 1. Валеева Саида Булатовна

 2. Хамидуллин Фянис Рафекович

 3. Хациев Рамзан Халидович

Кроме того, наши коллеги из центрального аппарата и столичного региона самостоятельно поступают на программы магистратуры и аспирантуры и успешно их оканчивают. Среди таких новоиспеченные магистры: Ильяс Садулин, Ильяс Ганиев, Рашид Акказиев, Инсаф Камалов, Али Гурдин, Ислам Кожевников, Станислав Токарев, Руслан Баишев; выпускники аспирантуры Мария Шаврина, Аминат Яковлева. Аминат Яковлева успешно защитила диссертацию и стала кандидатом педагогических наук. В регионах также есть примеры успешной защиты магистерских диссертаций по исламской теологии, психологии и другим наукам.

Используя пример муллы Хусаина Фаизханова в качестве образца, некоторые из наших коллег совмещают религиозную деятельность с преподаванием в светских вузах – Высшей школе экономики, Уральском госуниверситете, Восточном факультете ГАУГН при Институте востоковедения РАН, Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище, Московском государственном лингвистическом университете.

За отчетный период ДУМ РФ было проведено 80 научно-образовательных и учебных мероприятий. Это 45 научно-практических конференций в 17 городах России; 35 потоков курсов повышения квалификации в 10 российских городах. Помимо этого, прошли десятки круглых столов, семинаров, презентаций книжных изданий в множестве городов России.

Старейшей нашей ежегодной конференцией являются «Фаизхановские чтения» (с 2004 г.), в этом году они пройдут в 21-й раз. Ежегодными являются «Фахретдиновские чтения», «Чтения им. Марджани» (с 2016 г.), «Бигиевские чтения» (с 2014 г.), и международные «Чтения им. Баруди» (с 2007 г.), в рамках которых проходит также международный симпозиум по фетвам. В перечень наших научных мероприятий входят также «Гаспринские чтения» (с 2017 г.), «Чтения им. Мухлисы Буби» (с 2017 г.), «Акаевские чтения» (с 2023 г.).

Несмотря на самые суровые условия периода пандемии нам удалось достойно отметить 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, провести множество конференций, круглых столов, просветительских встреч, в том числе научно-просветительскую онлайн-конференцию с международным участием «Единение народов и религиозных общин во имя защиты Отечества и его свободы» и инициировать заседание Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, посвященном теме «Патриотизм и служение Отечеству как важный фактор Победы народов Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». На этом заседании муфтий шейх Равиль Гайнутдин впервые озвучил призыв возвести в парке «Патриот», где открылся главный храм Вооруженных сил РФ, и мечеть тоже. Мы разработали специальную мусульманскую символику, которая до сих пор очень широко используется всеми нашими общинами при проведении мероприятий в честь Дня Победы. Состоялась премьера документально-игрового фильма «Джихад против Гитлера», изданы ряд научных трудов, о которых я скажу дополнительно.

Мы продолжаем практику направления имамов на курсы повышения квалификации и стажировки за рубеж. За пять лет наше духовенство и сотрудники направлялись на повышение квалификации в Турцию по приглашению Управления по делам религии Турецкой Республики, дважды в Иран по приглашению Министерства иностранных дел Исламской Республики Иран, неоднократно в Катар по приглашению Центра изучения арабского языка при Катарском университете, а также Исламского культурного центра им. Абдаллы бин Зайда Аль Махмуда в Дохе. По линии Совета улемов образовательные курсы были организованы в Египте, Ираке, а также по видеоконференцсвязи совместно с Управлением по делам религии Турции.

При всем этом, мы не имеем права замыкаться только на внутренней своей аудитории, а должны активно нести правдивую, научно выверенную информацию об исламе и его истории в массы, особенно студенческой, молодежной аудитории, государственным и муниципальным служащим, представителям силовых министерств и ведомств. Много лет я практикую публичные лекции на тему истории ислама в России перед студенчеством и научно-педагогическим составом вузов в регионах России, а также в просветительских учреждениях. За отчетные пять лет лекции прошли в Липецке, Ярославле, Чите, Уфе, Новгороде, Москве и др. городах.

В этом направлении большую подвижническую работу ведет сотрудник Московского исламского института, доктор исторических наук Вячеслав Ахмадуллин. За эти годы он посетил около 30 городов России, среди которых Москва, Химки, Солнечногорск, Подольск, Калуга, Касимов, Санкт-Петербург, Тамбов, Нижний Новгород, Дзержинск, Мурманск, Новосибирск, Пермь, Оренбург Екатеринбург, Тюмень, Троицк, Уфа, Казань, Болгар, Саратов, Ставрополь, Махачкала, Владивосток, Уссурийск, Чита, Мариуполь, а часть городов неоднократно, где выступал с лекциями на тему участия мусульман в событиях Великой Отечественной войны и холодной войны, разоблачения идеологии нацизма в посланиях и обращениях муфтия Г.З. Расулева, истории государственно-исламских отношений и многие другие.

 

3. Издательская деятельность

За отчетный период Издательский дом «Медина» при ДУМ РФ издал около 200 наименований книг, сборников и альманахов. Ключевые наши серии: «Возрождение и обновление» («Ал-ислах ва-т-тадждид»), «Реформа медресе: новый курс» («Ислах мадарис: ал-манхадж ал-джадид»), «История ислама России» («Тарих ислам Русия»), «Коран в России» («Ал-Кур’ан фи Русия»), «Наследие российского исламоведения» («Турас ад-дирасат ал-исламиййа фи Русия»), «Межрелигиозный диалог» («Ал-хивар байна-л-адйан»).

В серии «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление» мы издаем теологические труды современников, среди них особое место занимают труды муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В этой же серии выходят и четыре подсерии: «Наследие Хусаина Фаизханова» изданы уже 12 книг, «Наследие Ризаэтдина Фахретдина», «Наследие Мусы Бигиева» уже издано на 4 языках 12 книг, «Наследие Зияэтдина Камали».

Большой интерес в мировом ученом сообществе вызывают факсимильные, репринтные издания уникальных рукописных сводов и редких печатных книг. За последние годы изданы таким образом книга «Алкоран о Магомете или закон турецкии?» 1716 г. (серия «Коран в России»), книга Дмитрия Кантемира «Книга Систима» 1722 года, которая представляет собой изложение основ мусульманской религии (серия «Наследие российского исламоведения»), репринтные издания первого печатного Корана в России 1787 и 1789 годов (серия «Коран в России»). Перечисленные памятники книжной культуры хранятся в собрании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.

К циклу репринтных изданий относится факсимильное издание настоящей реликвии – рукописного списка Корана конца I начала II века хиджры «Священный Коран эпохи сахабов и табиинов» («катталангарский Коран») из собрания Института восточных рукописей РАН Важно, что для всех упомянутых книг это стало первым и единственным переизданием с момента их выхода в свет два-три столетия назад.

Серия «Коран в России» является частью большого научного проекта Московского исламского института, Центра исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Российской национальной библиотеки и Института Восточных рукописей РАН. Мы последовательно и по крупицам изучаем все редкие и старинные списки и издания Благородного Корана, их переводы, хранящиеся в российских собраниях.

Продолжая тему Корана, нужно подчеркнуть, что за последние пять лет тема корановедения совместно со школой хифза и наукой таджвида сделала значительные шаги вперед. Вышел богословский перевод Корана с комментариями председателя Совета улемов ДУМ РФ Шамиля Аляутдинова, смысловой перевод Корана от Совета улемов ДУМ РФ, подготовленный по инициативе заместителя председателя ДУМ РФ, муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова. Значительным тиражом вышло два издания стихотворного перевода смыслов Корана Иман Валерии Пороховой. В Саратове, Москве и других городах прошли коранические форумы, конференции, посвященные таджвиду и хифзу. У нас в ИД «Медина» вышло учебное пособие Дамирджана Зайнутдинова и Гульназ Закировой «Новый метод преподавания таджвида».

Важный показатель развития культуры и школы хифза в России – победы и призовые места российских участников – хафизов и кариев на конкурсах чтецов Корана в разных странах мира. Впервые за историю Московского международного конкурса чтецов Корана россиянин Аёмиддин Фахрутдинов стал его победителем, показав лучший результат нежели участники крупнейших стран исламского мира с очень сильными школами подготовки хафизов. Сам международный конкурс, имеющий сейчас уже 22-летнюю историю, за эти пять лет значительно вырос как в составе участников и стран, так и в организационном направлении. В текущем году он прошел в качестве конкурса чтецов Корана стран-участниц межгосударственного объединения БРИКС, в котором сейчас председательствует Россия.

Значительные дискуссии несколько лет назад вызвал вопрос хадисов, непосредственно относящийся ко второму источнику исламской религии Сунне пророка Мухаммада (мир ему). В этом направлении также проделана фундаментальная научная работа. Вышло два издания богословского перевода хадисов Шамиля Аляутдинова. В 2022 году на Международном мусульманском форуме наш духовный лидер муфтий шейх Равиль Гайнутдин вместе с главой Управления по делам религии Турецкой Республики доктором Али Эрбашем презентовали 7 томное научное издание «Ислам через призму хадисов». В издательстве «Диля» вышла книга «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» муфтия Ильдара Аляутдинова. Новое дыхание получил наш ежегодный научно-культурологический альманах, посвященный пророку Мухаммаду Мавлид ан-Набий.

В рамках нынешних мероприятий Издательский дом «Медина» имеет честь презентовать фундаментальный труд муфтия Гайнутдина «Обряды поклонения: основы мусульманского ритуала», а также его книга на татарском языке «Гакыи?д?: иманны? алты шарты» («Вероучение: шесть столпов веры»).

В издательском доме «Читай» вышла книга «Догматическое богословие ислама (Акида)» муфтия Рушана Аббясова, в «Медине» - труд профессора Тауфика Ибрагима «Имена Бога согласно исламу».

Суммируя отчет по вышедшей богословской литературе, я могу твердо сказать, что для духовенства, непосредственно работающих в регионах с мусульманскими общинами, ответственных за обрядовую практику и просвещение широких слоев населения все потребности в выверенной религиозной литературе по ключевым религиозным дисциплинам, таким как акида, фикх, таджвид, хадис, сира полностью закрыты. И это труды, которые прошли научное редактирование и рецензирование в нашей стране со стороны ведущих специалистов.

Уже упоминал в своем выступлении возрождение исторической памяти. Понять кто такие российские мусульмане, в чем их цивилизационный вклад в российскую историю и культуру и в культуру мусульманского мира можно только поняв нашу историю.

Гордостью Издательского дома «Медина» являются фундаментальные издания в подарочном высокопрофессиональном оформлении: «Русь татарская», «Дербент: Врата к единобожию», «Тугра: актуальная история. От османского прошлого к россии?скому настоящему», «Взгляд на Восток в российском изобразительном искусстве XIX–XXI веков», «История ислама России», «Татарское Замоскворечье: неизвестные страницы истории». Выходит ежегодный альманах «Хадж российских мусульман». К концу 2024 года планируем выпустить в свет английский и арабский перевод «Истории ислама России», что станет важнейшим шагом в донесении сути российского мусульманства до широкой международной аудитории. В этих книгах для нас важен тот принцип, что история нашей религии, история нашего государства и всех наших народов раскрывается с позиций самих мусульман и используя научный базис не только русских и зарубежных западных историков, но и традиций мусульманской историографии.

Издательский дом «Читай» за отчетный период выпустил целый ряд этнографических трудов, в их числе: «Тени Касимовского ханства», «Темников. Крепость империй», «Костромские татары», «Московия. Рождение двуглавого орла», «Мечети России», а также книги канд. ист. н. Вячеслава Ахмадуллина «Паломничество мусульман: от Российской Империи до Российской Федерации», «Деятельность Советского государства и духовных управлений мусульман по развитию исламского образования и просвещения (1944-1965 гг. ): анализ исторического опыта и значение для современности», «Священная война: духовные управления мусульман в годы Великой Отечественной войны» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема Великой Отечественной войны в истории и самосознании отечественных мусульман раскрывается в книгах Данира Закирова «Пермские татары в боях за Родину» и Светланы Грибовой «Белорусские татары накануне и в годы Великой Отечественной войны», вышедших в ИД «Медина». Серию изданий о вкладе в общую победу всех народов СССР мы планируем продолжать.

Несколько из перечисленных книг – совместный труд наших издательств с издательским домом Марджани при одноименном фонде. Фонд Марджани много лет является другом нашего Духовного управления и ведет исключительно важную работу в культурологическом, художественном и историографическом аспекте. Мы искренне желаем, чтобы давняя мечта и стремление президента фонда Рустама Раисовича Сулейманова об открытии в России музея исламского искусства в ближайшие годы воплотилась в жизнь. На базе Московского исламского института фактически функционирует Музей исламской культуры.

Завершается наш большой 20-летний проект, в котором участвовало сотни ученых – энциклопедический словарь «Ислам в Российской Федерации». 12 региональных словарей уже изданы и высоко оценены профессионалами. Вышли первые экземпляры сводного восьмитомного издания словаря, сигнальные экземпляры которого я с удовольствием сегодня презентую.

В рамках сегодняшнего доклада я не останавливаюсь специально на проведении 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, потому что все происходило на ваших глазах и само событие празднования на государственном уровне юбилея принятия ислама останется в веках. Скромнее, но все же в российской столице отметили и 1380-летие прихода ислама в Дербент. Считаю важным внести в резолюцию Курултая пункт о создании Оргкомитета празднования 1400-летия распространения ислама в Дербенте.

Мы можем говорить о том, что стратегический контур понимания истории ислама в России сформирован, а задача предстоящих лет – наполнять его новыми научными данными, закрывать лакуны, продолжать искать, находить и осмыслять труды наших предшественников.

 

4. Выставочная деятельность

Искусство присутствует в жизни российских мусульман с самых первых этапов распространения ислама. В постсоветский период оно развивалось абсолютно без никакой связи с духовными центрами российских мусульман и было уделом небольшой группы энтузиастов и истинных ценителей. За последние годы удалось сломить эту тенденцию.

В Издательском доме «Медина» сформирована обширная коллекция живописи, посвященной лидерам уммы разных эпох, ключевым историческим объектам и событиям в истории ислама.

В год 1100-летия ДУМ РФ впервые выступило организатором масштабной выставки произведений искусства, раскрывающей различные этапы истории ислама России «Сады Ислама. Свет веры сквозь века»  в Государственном центральном музее современной истории России на улице Тверской в Москве. За отчетный период привлекли внимание общественности и профессионалов выставки «Московия – Волжская Булгария: на перекрестке путей и судеб», прошедшая сразу на нескольких площадках столичного региона, «Духовная жизнь касимовских татар» в Касимовском историко-культурном музее-заповеднике и «Муфтии Государства Российского: от империи к федерации» (Касимов), «Калям Шариф — Великое наследие» в Музее Ислама в Московской Соборной мечети (Москва), «Мастер Востока» в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), «Хусаин Фаизханов. Верность истине» в главном здании Казанского федерального университета (Казань), «Досточтимый мулла Хусаин Фаизханов. Благодарная память» (Сафаджай), «Хусаин Фаизханов. Линия жизни» в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), «Хусаин Фаизханов. Между Востоком и Западом» в Восточном культурном центре Института востоковедения РАН (Москва). В юбилейный год мы представили историю российских мусульман в верхней палате российского парламента выставкой «Наследие булгар».

Портретная серия «Лидеры нации», «Муфтии государства Российского», портреты российских теологов и востоковедов и другие произведения изобразительного искусства размещены в традиционных ежегодных календарях издательского дома «Медина».

Духовное управление вносит большой вклад в развитие искусства арабской каллиграфии. Это и поддержка художников, работающих в этом жанре, организация их выставок, как например выставка художницы Гульназ Исмагиловой «Сила наследия», проводимые департаментом культуры исследования по теме традиции шамаилей и мастер-классы. В рамках Издательского дома «Медина» мы ввели традицию разработки тугр для видных исторических личностей российских мусульман и каллиграфических логотипов основных книжных серий.

Мы активно осваиваем новые для себя виды искусства, в их числе документальное кино и мультипликация. Департамент культуры представил публике документальные фильмы «Мечта/Хыял», «Темников: Тамга надежды», «Тени Касимовского ханства» из нескольких частей. При поддержке Министерства просвещения РФ в рамках национального проекта России «Образование» реализуется мультимедийный просветительский проект «След». Вот уже 20 лет муфтий шейх Равиль Гайнутдин является президентом Казанского международного фестиваля мусульманского кино «Алтын минбар». Думаю, важно, что во внеконкурсной программе в этом году мы представили сразу несколько документальных фильмов, в том числе фильм «Мулла Хусейн» о жизни и творчестве Фаизханова, а также мультипликационный фильм «Ак Буре», созданный по инициативе Татарской национально-культурной автономии Москвы.

5. Культурно-просветительская деятельность и работа в массовых коммуникациях

Самым известным, ставшим визитной карточкой культурно-массовым мероприятием ДУМ РФ и всей российской уммы является Шатер Рамадана, который проводится вот уже почти два десятилетия на площади напротив Мемориальной мечети на Поклонной горе. Ежегодно гостями Шатра становятся до 45 000 человек.

За истекшие пять лет были апробированы и введены в регулярный график новые массовые мероприятия: «КурбанFEST», фестиваль в честь Ураза-байрам, Международный конкурс по чтению книг IQRA, который проводится в Москве, Казани, Уфе, Бишкеке, Фестиваль Корана, День Хиджаба, детское мероприятие «Загадай желание у Всевышнего», интеллектуальная игра «Поиск». Совокупный охват этих мероприятий, направленных на укрепление социальных связей внутри уммы, составляет более 100 тысяч человек.

Мы не должны отстраняться и от национальных традиций. Например, национальный праздник татарского и башкирского народов сабантуй – это прекрасная возможность привлечь наших единоверцев к более глубокому постижению ислама, вовлечь в жизнь общин. Тем более, что многие сабантуи проходят при поддержке Всемирного конгресса татар, с которым мы тесно сотрудничаем и они бывают организованы как безалкогольные, халяльные мероприятия. За последние несколько лет московский Сабантуй, проводимый Национально-культурной автономией татар Москвы при поддержке Правительства Москвы и Республики Татарстан стал массовым мероприятием, которое по размаху и количеству посетителей стоит в одном ряду с крупнейшими столичными фестивалями. И на этом празднике широко представлены шатры с мусульманской тематикой.

Форматы мероприятий, разработанные и апробированные в Москве, впоследствии активно распространяются и в регионах. Культурный центр «Дар» при ДУМ Москвы является модельным культурным центром, опыт которого можно и нужно распространять в регионах.

Уже упоминал про экскурсионное бюро Московской Соборной мечети, которое со своей стороны проводит просветительскую работу и удостоено десятков благодарностей в том числе от органов государственной власти. Наше бюро включено в московскую правительственную программу «Активное долголетие».

Интенсивно ведется работа со средствами массовой информации. Все важнейшие заявления и события ДУМ РФ освещаются на страницах центральной прессы, лентах ведущих информагентств и в эфире федерального телевидения. Ежемесячно духовенство только в центральном аппарате отвечает на десятки запросов о комментариях, интервью, разъяснениях на тему ислама и российских мусульман. Особенно это стало актуально в 2024 году, когда всех нас потрясли чудовищный теракт в Крокус Сити Холле, а затем жестокие террористические вылазки в Дагестане, Ростове-на-Дону, Волгограде.

В следующем году отмечается 30-летие традиции прямой трансляции праздничных молитв из Московской Соборной мечети на федеральном телевидении – телеканале «Россия 1». Думаю, что в мире мало найдется немусульманских стран, в которых практикуется такое. За последние годы примеру Москвы последовали пусть немногие, но некоторые регионы, в числе которых Подмосковье. Вместе с тем, мы ввели практику трансляции крупнейших наших мероприятий всероссийского и международного уровня – конференций, международных мусульманских форумов, конкурсов Корана, вечеров «Шатра Рамадана» на видеоплатформах, что также значительно расширяет охваченную этими мероприятиями аудиторию.

На системную основу за эти пять лет поставлено освещение деятельности Духовного управления на татарском языке – родном для большинства нашего духовенства и паствы. Уже апробирован опыт рассылки праздничных обращений муфтия Гайнутдина в регионы не только на русском и татарском языках, как мы это делали с 1994 года, но и на казахском языке. К юбилею Духовного управления вышел специальный номер научного журнала на татарском языке «Безне? мирас».

Все актуальные материалы оперативно переводятся и публикуются на арабском языке в помощь духовной дипломатии, которую ведет муфтий, на официальном сайте Совета муфтиев России.

Многие представители нашего духовенства активно осваивают возможности социальных медиа для непосредственного общения с целевой аудиторией. Сегодня деятельность ДУМ РФ освещается не только на официальном сайте и официальных печатных органах, но в социальных сетях и видеоплатформах, создается не только текстовый, но и видео, аудио, мультимедийный, визуальный контент. Наши публикации в соцмедиа нередко собирают десятки и сотни тысяч, а порой и свыше миллиона просмотров.

За 5 лет нашими ресурсами изготовлено и опубликовано 32 наименования обучающих и просветительских видео проектов: лекции, проповеди, чтения Корана и др., всего суммарно 670 видеороликов.

Издательский дом «Медина» все последние годы активно участвует в книжных фестивалях, выставках и ярмарках. Среди них – книжный фестиваль «Красная площадь», Московская международная книжная ярмарка, Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non Fiction и др.

Благодарю за добросовестный труд заместителей, курирующих направления Рената хазрата Ислямова, Ильдара хазрата Нуриманова, Рушана хазрата Аббясова, Ильдара хазрата Аляутдинова, заместителя председателя по внутренним делам Равиля Хамзовича Сейфетдинова, первого проректора Московского исламского института Тимура Абдулхаевича Фахретдинова, руководителя департамента науки и образования Ильгизара Кенжогуловича Давлетшина, руководителя департамента культуры Рената Абянова, пресс-службы Диляру ханум Ахметову.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.