закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


30 октября 2024 13:51   Нижегородская область 

Всероссийская научно-образовательная конференция IX «Бигиевские чтения». Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской научно-образовательной конференции

IX «БИГИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

«Мусульманское наследие России: традиции, персоналии, концепции»

28-30 октября 2024 года, г. Нижний Новгород

 

28-30 октября 2024 года, в Доме Народного единства города Нижний Новгород состоялась Всероссийская научно-образовательная конференция IX «Бигиевские чтения: Мусульманское наследие России: традиции, персоналии, концепции», приуроченная к 30-летию Нижегородского исламского медресе «Махинур» и ко Дню народного единства.

Организаторами конференции выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт, Духовное управление мусульман Нижегородской области, Нижегородский исламский институт им. Хусаина Фаизханова, Нижегородское исламское медресе «Махинур» и Дом национального единства.

Целью конференции стало подведение итогов в сфере изучения и популяризации теологического и религиозно-философского наследия выдающегося российского религиозного мыслителя и теолога Мусы Бигиева (1875-1949) за последние 30 лет, ознакомление широкой аудитории с кругом его основных научных интересов и достижений, а также возрождение и развитие мусульманского наследия России в русле изучения традиций, персоналий и концепций, обсуждение актуальных вопросов в области бигиевистики и теологии.

Деятельная часть биографии Мусы Бигиева пришлась на первую половину ХХ в. Он прославился в качестве религиозного ученого обновленческого толка, непревзойденного знатока первоисточников ислама, религиозного права и других отраслей исламских наук. На фоне мусульманских мыслителей прошлого и среди своих современников Муса Бигиев выделяется по целому ряду оценочных критериев. Например, он придавал особое значение жизненному опыту человека и вызовам окружающей действительности, не позволял себе малодушно отворачиваться от неопровержимых реалий жизни. Благодаря этому качеству Муса Бигиев приблизился к пониманию того, что стагнация и упадок мусульманского мира во многом были вызваны многовековым игнорированием объективной действительности и апатией со стороны мусульман по отношению к вызовам, перед которыми их ставила жизнь. Поскольку вызовы, которые должны были рассматриваться верующими не иначе, как посланные Аллахом испытания, отличались от того, что было написано ранее в трудах богословов, то мусульмане стали отвергать опыт, как нечто неправильное, и бездумно цитировать древние тексты. Муса Бигиев призвал принимать вызовы в качестве первичного явления, а затем исследовать их в свете указаний, содержащихся в Коране и находить в этих вызовах то, что заложено в них Аллахом для того, чтобы мусульманская цивилизация вернула себе статус светоча духовности в процессе развития человечества.

Исламская теология и религиозное право были главными, но не единственными областями знания, которыми занимался Муса Бигиев. Как пламенный и смелый публицист, активно проводивший религиозную мысль в жизнь, он оставил значительный след в татарской и, в целом, в мусульманской журналистике. Муса Бигиев был издателем, который самостоятельно и в сотрудничестве с видными общественными деятелями той эпохи основал ряд татарских периодических изданий и активно в них публиковался. Книги и публикации Бигиева в периодической печати не оставляли равнодушными читающую мусульманскую общественность в России и зарубежом.

Муса Бигиев проявил себя и как талантливый педагог. Его лекциями заслушивались учащиеся оренбургского медресе «Хусаиния». Он усердно работал и с отдельными шакирдами, обучая их различным мусульманским наукам и восточным языкам. Так, его воспитанниками являются Ахмад-Заки Валиди Тоган (1890–1970), ставший позже одним из основателей и первым руководителем автономной советской Башкирии, профессор Восточного факультета Ленинградского государственного университета Абдурахман Тагирович Тагирджанов (1907–1983), который в течение сорока лет преподавал арабский, персидский и турецкий языки. Также нельзя не упомянуть имя Баки Закиевича Халидова (1905–1968) – автора одного из базовых учебников арабского языка, по которому обучались студенты языковых вузов Советского Союза. У Мусы Бигиева были и зарубежные ученики, в том числе и в далекой Японии. Одним из них является всемирно известный японский исламовед Тошихико Изуцу.

Следуя завету Корана, Муса Бигиев изучал естественные, точные и социальные науки. Результаты этих наблюдений и размышлений он отражал в своих трудах.

Муса Бигиев является одним из первых мусульманских социальных философов и политологов. Выступая как прозорливый аналитик глобальных политических процессов, в самом начале 20-х годов ХХ в., он предупреждал, что за разрушение Османского государства Запад заплатит в будущем страшную цену на полях сражений новых мировых войн. Также он предсказал грядущий социально-политический и экономический подъем стран Юго-Восточной Азии, что мы и наблюдаем сегодня.

Муса Бигиев являлся также видным участником и идеологом процесса национального возрождения татарского народа.

Таким образом, Муса Джаруллах Бигиев является одним из ярчайших представителей российской исламской теологии и религиозной философии, ученым, который всю свою жизнь посвятил очищению исламской религиозной теории и практики от искажений и необоснованных нововведений. Трудно переоценить степень значимости вклада Мусы Бигиева в развитие религиозной мысли и исламской теологии в России и в мире, в целом.  Признание и применение идей татарского теолога способно решить многие проблемы и кризисы современного мусульманского сообщества.

Отдавая должное выдающемуся вкладу Мусы Бигиева в мусульманскую и общечеловеческую духовную сокровищницу, участники конференции приняли единодушное решение об объявлении 2025 года Годом юбилейных торжеств, приуроченных к 150-летию со дня рождения российского теолога.

Участники IX «Бигиевских чтений», заслушав и обсудив доклады, единодушно:

- выступают за продолжение исследований, обращенных к интеллектуальному наследию, биографии и личности Мусы Джаруллаха Бигиева, проектов в сфере книжного дела и культуры, направленных на популяризацию его идей и наследия на русском, татарском и иных языках;

- участники отмечают необходимость подведения в рамках проведения юбилейных X «Бигиевских чтений» в 2025 году итогов деятельности по организации и проведению конференций в честь Мусы Бигиева; определения дальнейших направлений исследований в области бигиевистики, их детализации и углубленного рассмотрения отдельных тем и дискурсов, что позволит обогатить и углубить исламские и исламоведческие знания в России; продолжения данного регулярного научного мероприятия в качестве площадки для обмена опытом и результатами научных исследований в области бигиевистики и теологии, в целом;

- выделяют особую значимость проведения торжественных мероприятий по случаю 150-летия со дня рождения российского мусульманского теолога и реформатора Мусы Джаруллаха Бигиева в регионах России и за рубежом, в связи с чем выступают за создание организационного комитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, а также за утверждение соответствующего плана основных мероприятий;

- в знак признания особых заслуг отечественных и зарубежных ученых, педагогов, деятелей культуры перед российским мусульманством и научным сообществом России поддерживают учреждение и присуждение наград имени Мусы Джаруллаха Бигиева;

- подчеркивают важность продолжения работы по изданию наследия Мусы Джаруллаха Бигиева в академическом формате, включающем в себя факсимиле оригинала, его транслитерацию на кириллический алфавит татарского языка, перевод на татарский и русский языки, научный аппарат и необходимые комментарии; создания серии портретов и других предметов искусства, увековечивающих память Мусы Бигиева; продолжения работы по изданию творческого наследия ученого в рамках книжной подсерии «Наследие Мусы Бигиева»;

- подчеркивают необходимость развития заложенной Мусой Бигиевым гуманистической интерпретации исламской теологии, религиозной философии и права, а также популяризации ислама в русле идей мыслителя;

- выступают за усиление координации между российскими светскими и мусульманскими высшими учебными заведениями по подготовке теологов в русле богословской традиции российских мусульман, предполагающей владение основами религиозных знаний, теорией и методикой научного познания, а также родными языками народов российской уммы;

- выступают за продолжение и укрепление сотрудничества между Духовным управлением мусульман Российской Федерации, мусульманскими высшими учебными заведениями и российскими и зарубежными академическими институтами с целью проведения научных мероприятий, нацеленных на дальнейшее изучение и популяризацию наследия Мусы Бигиева и других выдающихся российских мусульманских деятелей;

- призывают мусульманское сообщество России в лице Духовных управлений, религиозных образовательных учреждений, а также научные институты, национально-культурные автономии и СМИ принять активное участие в подготовке, проведении и освещении юбилейных торжеств и мероприятий в честь 150-летия со дня рождения Мусы Джаруллаха Бигиева.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.