Резолюция VII Научно-образовательной мусульманской теологической конференции 10-12 декабря 2014 г. в Москве
Резолюция VII Научно-образовательной мусульманской теологической конференции «Роль и значение исламского богословского наследия в укреплении духовного пространства Евразии», прошедшей 10-12 декабря 2014 года в Москве.
VII Научно-образовательная мусульманская теологическая конференция «Роль и значение исламского богословского наследия в укреплении духовного пространства Евразии», состоявшая из пленарной части, круглого стола «Воссоздание школ исламского богословия в пределах постсоветских государств: новые возможности, опыт и проблемы» и научного семинара «Трехступенчатая система исламского образования: проблемы и перспективы», состоялась 10-12 декабря 2014 года в Москве. По итогам работы конференции, приняв во внимание рекомендации, подготовленные участниками вышеуказанных научного семинара и круглого стола, участники подчеркивают высокую роль и значение исламского духовного, культурного, богословского наследия как одной из фундаментальных составляющих евразийской цивилизации. Разделяя стремление к сближению и взаимному обогащению народов Евразии, укреплению духовного пространства Евразии и дальнейшему развитию на основе традиционных ценностей, участники круглого стола выступают со следующими тезисами и предложениями:
1. Указать на тот факт, что первоочередное значение для воссоздания школ традиционного богословия имеет создание конкурентоспособной системы религиозного образования. Для решения этой задачи жизненно важно наладить на постоянной основе широкое сотрудничество и взаимообмен актуальными наработками в области религиозного образования между государствами евразийского пространства, прежде всего – в рамках Содружества Независимых Государств.
2. Отметить перспективность создания при Международном мусульманском форуме Экспертного совета по выработке концептуальных основ развития мусульманского сообщества. В качестве одной из задач, поручить Экспертному совету разработку концепции и комплексной программы взаимодействия исламских вузов стран СНГ и зарубежными образовательными центрами.
3. Подчеркнуть востребованность, актуальность и положительный эффект Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, основанной по просьбе религиозных деятелей российских мусульман администрации Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, высоко оценить накопленный положительный опыт взаимодействия светских вузов и религиозных мусульманских учебных заведений при этом отметив безусловную необходимость постоянного повышения эффективности программы, которая включает объективный анализ реализуемого плана мероприятий, особенностей администрирования программы и соотнесения их с целями и задачами, поставленными Правительством РФ перед участвующими в Программе светскими и религиозными ВУЗами.
4. В приоритетном порядке обозначить необходимость совершенствования механизмов финансирования исламских ВУЗов в рамках Плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Разработать механизмы обеспечения приоритетной государственной поддержки исламских университетских центров с учетом специфики образовательной отрасли.
5. Признать безусловную важность и необходимость продолжения сотрудничества центров академического образования и науки с религиозными образовательными центрами как в рамках вышеуказанной Программы, так и вне ее рамок. Дальнейшее партнерство должно строиться как на традициях сотрудничества светского востоковедения с исламскими богословами, основанного в России еще в XIX веке, так и на опыте новейшей истории, прежде всего, опыта соработничества и реализации совместных проектов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России с крупнейшими центрами исламоведения и арабистики страны.
6. Предложенная Концепция трехступенчатой системы подготовки специалистов по истории и культуре ислама могла бы основываться на создании специального «исламоведческого профиля» внутри направления подготовки «Востоковедение и африканистика» 41.03.03. Реализация построения учебного процесса по специальности «исламоведческий профиль» может осуществляться в рамках вариативной части Государственного Образовательного Стандарта высшего образования по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика» (бакалавриат), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 №941, а также в магистратуре и аспирантуре.
7. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с инициативой создания Экспертного совета по реализации трехступенчатой системы подготовки специалистов по истории и культуре ислама (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Экспертный совет призван также консолидировать усилия со стороны ведущих экспертов в области исламоведения – как академического, так и религиозного, а также специалистов по методикам преподавания из разных научных и учебных заведений.
11 декабря 2014 г., Москва